Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-10155/2020
«26» января 2021 года
Резолютивная часть решения вынесена 20.01.2021.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (просп. Ленина, д.75, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО2, от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1 лично,
установил:
Министерство инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – заявитель, Министерство, МИРП МО) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требования Министерство указало, что предприниматель, в нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) осуществлял оборот (закупка, хранение и розничная продажа) спиртосодержащей продукции в отсутствие правовых оснований (в отсутствие сопроводительных документов, без лицензии).
С учетом обстоятельств дела, в отсутствие возражений сторон, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в заявлении. Предприниматель факт правонарушения признал, просил учесть при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства признание вины, отсутствие вредных последствий, ранее к ответственности не привлекался, тяжелое материальное положение; считает возможным заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения поступившего по «горячей линии» обращения гражданина, содержащего сведения о реализации алкогольной продукции в торговом объекте – предприятие общественного питания «Шаверма», расположенного по адресу: ул. Свердлова, д. 25, г. Мурманск с нарушением требования законодательства об алкогольном регулировании, обстоятельства которого изложены в служебной записке должностного лица Министерства от 11.09.2020, 14.09.2020 заместителем министра – начальником управления по лицензированию МИРП МО вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 16-07/202-2020 по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования.
14.09.2020 в рамках административного расследования должностными лицами Министерства в период времени с 11 час. 35 мин. по 12 час. 35 мин., при участии продавца (ФИО3 о), с применением средств фото- и видео- фиксации произведен осмотр принадлежащего ИП ФИО1 торгового объекта «Шаверма кинг», расположенного по адресу: ул. Свердлова, д. 25 А, г. Мурманск, которым установлено, что указанный объект расположен в подвальном помещении названного здания и представляет собой объект общественного питания «Шаверма кинг». В объекте общественного питания осуществляется приготовление пищи, для обслуживания посетителей оборудованы посадочные места (диваны/столы). Также имеется барная стойка на которой размещено объявление «вино домашнее» с указанием цены 600 руб. за 1 литр потребительской тары. Также в ходе осмотра проверена фактическая возможность приобретения предложенного к продаже «Домашнего вина». Установлено, что в 11 час. 35 мин. в ПЭТ таре (пластиковой бутылке) по цене 600 руб. была реализована спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта. Со слов продавца ФИО3 С.о. данная жидкость является вином. В подтверждение продажи выдан терминальный чек № 0010. Реализация спиртосодержащей жидкости осуществлена без применения контрольно-кассовой техники. Помимо этого, осмотром установлено, что кассовый аппарат, а также какая-либо другая контрольно-кассовая техника, помимо банковского терминала, используемая для расчетов покупателями в торговом объекте отсутствует. Далее, при осмотре складских помещений объекта общественного питания «Шаверма кинг» обнаружено хранение в холодильном оборудовании в ПЭТ таре (пластиковых бутылок) различного объема (0,5 и 1 литр) идентичной спиртосодержащей жидкости темно-красного цвета с характерным запахом спирта. Помимо этого аналогичная жидкость хранилась на стеллажах в пятилитровых канистрах. Согласно представленному договору аренды нежилого помещения от 01.01.2020 в объекте общественного питания «Шаверма кинг» предпринимательскую деятельность осуществляет ИП ФИО1 (ИНН <***>), однако, в государственном сводном реестре выданных, приостановленных, аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции объект общественного питания «Шаверма кинг», расположенное по адресу: ул. Свердлова, д. 25А, г. Мурманск, не значится.
Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № б/н от 14.09.2020 с приложенными к нему фототаблицей и видеозаписью.
Согласно протоколу изъятия от 14.09.2019, сотрудниками Министерства произведено изъятие следующей спиртосодержащей продукции:
п/н
Наименование алкогольной продукции
производитель
Дата розлива
Ед. изм.
Кол-во (шт.)
Объем в литрах
Примечание
1
Спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта
не указан
отсутствует
0,5
7
3,500
ПЭТ тара (пластиковая бутылка)
2
Спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта
не указан
отсутствует
1
19
19,000
ПЭТ тара (пластиковая бутылка)
3
Спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта
не указан
отсутствует
5
10
50,000
ПЭТ тара (пластиковая канистра)
ИТОГО:
36
72,500
Указанная спиртосодержащая продукция передана на ответственное хранение в управление по лицензированию МИРП МО по адресу: ул. Карла Либкнехта, д. 18, г. Мурманск.
Специалистом Министерства составлена служебная записка от 18.09.2019 о выявлении в ходе осмотра торгового объекта нарушений Закона № 171-ФЗ в деятельности предпринимателя, выраженных в обороте, в частности реализации спиртосодержащей жидкости темно-красного цвета с характерным запахом спирта в отсутствие правовых оснований на такую реализацию (без лицензии, в отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота).
Рассмотрев обстоятельства, изложенные в служебной записке от 18.09.2020 № 474, заместителем министра МИРП МО, в целях установления является ли изъятая жидкость спиртосодержащей, а также наличия или отсутствия в ней денатурирующих добавок (микропримесей) не пригодных для алкогольной продукции, вынесено определение о назначении спиртосодержащей экспертизы, производство которой поручено экспертам УМВД России по Мурманской области. В указанных целях в распоряжение эксперта представлены следующие материалы:
- образец № 1: ПЭТ бутылка прозрачная с жидкостью темно-красного цвета емкостью 5,0 л, закупоренная пластиковой крышкой синего цвета, опечатанная полоской бумаги с оттиском печати «Для документов Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области»;
- образец № 2: ПЭТ бутылка прозрачная с жидкостью темно-красного цвета емкостью 0,1 л, закупоренная пластиковой крышкой черного цвета, опечатанная полоской бумаги с оттиском печати «Для документов Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области»;
- образец № 3: ПЭТ бутылка прозрачная с жидкостью темно-красного цвета емкостью 0,5 л, закупоренная пластиковой крышкой черного цвета, опечатанная полоской бумаги с оттиском печати «Для документов Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области».
Определением № 3 от 13.10.2020 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 16-07/202-2020 продлевался до 11.11.2020.
Согласно экспертному заключению УМВД России по Мурманской области № 1437э, по результатам исследования представленных Министерством образцов, сделаны следующие выводы: 1,2: жидкости в емкостях, представленные на экспертное исследование, являются спиртосодержащими жидкостями с объемом долей этилового спирта в объектах № 1,2,3 – 13,0% об при 20 °C. Объем жидкости в объектах составил: объект № 1- 5050мл; объект № 2 – 1010мл; объект № 3 – 510мл. В жидкостях, представленных на экспертное исследование, наличия денатурирующих добавок, перечисленных в Положении об осуществлении государственного контроля за процессом денатурации (введение денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции и содержанием денатурирующих веществ (Постановление правительства РФ № 349 от 03.06.2006) не установлено.
На исследование было израсходовано: 2000мл жидкости из объекта № 1 и жидкость из объектов № 2,3 в полном объеме.
Установив данные обстоятельства, заместителем министра МИРП МО в отношении ИП ФИО1 18.09.2020 вынесено определение № 4 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.7.1 КоАП РФ и проведении административного расследования.
06.11.2020 по факту выявленного нарушения, выразившегося в осуществлении предпринимателем розничной продажи спиртосодержащей продукции в отсутствие лицензии, консультантом управления по лицензированию МИРП МО, в отношении ИП ФИО1 составлен протокол № 199 (с учетом изменений от 30.11.2020, внесенных при участии предпринимателя) по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Исследовав материалы дела, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничную продажу произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Закон №171-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Частью 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 2 статьи 18 названного Закона лицензии выдаются на осуществление, в том числе, следующих видов деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16 Закона № 171-ФЗ индивидуальные предприниматели не имеют права осуществлять деятельность, связанную с розничной реализацией алкогольной (спиртосодержащей) продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции, такое право предоставлено только организациям.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий запрещены непосредственно пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ.
Факт реализации 14.09.2020 спиртосодержащей продукции в принадлежащем предпринимателю торговом объекте: «Шаверма кинг», по адресу: ул.Свердлова, д. 25 А, г. Мурманск, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств (договор аренды от 01.01.2020; служебная записка от 11.09.2020; определение № 1 о возбуждении дела об административном правонарушении № 16-07/202-2020 и проведении административного расследования; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 14.09.2020 с приложенными к нему фототаблицей и видеозаписью; копия терминального чека от 14.09.2020; служебная записка от 18.09.2020; экспертное заключение № 1437э; определение № 4 от 16.10.2020 о проведении административного расследования по делу об административном правонарушении № 16-07/202-2020 и составлении протокола об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении от 06.11.2020 № 199) установлен судом и признается предпринимателем, что образует объективную сторону административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Само по себе нахождение на хранении в помещении торгового объекта предпринимателя (в обороте) спиртосодержащей продукции, а равно и ее реализация должностным лицом (продавец), в отсутствие правовых оснований на такую реализацию, поскольку законодательство об алкогольном регулировании не предусматривает возможность осуществления оборота спиртосодержащей продукции лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны предпринимателя, в связи с чем, последний несет ответственность за не соблюдение им требований законодательства.
Принимая во внимание изложенное, предприниматель мог предвидеть возможность наступления вредных последствий деяния, что позволяет сделать вывод о наличии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, предпринимателю обеспечены.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ без участия предпринимателя при наличии доказательств его надлежащего извещения (почтовое уведомление о вручении определения № 4 от 16.10.2020 – 26.10.2020). Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
В данном случае суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае, из материалов дела следует и судом установлено, что находящаяся на реализации спиртосодержащая продукция не имеет документов, подтверждающих легальность её происхождения, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку отсутствие соответствующей документации не позволяет установить качество и безопасность изготовления продукции.
Таким образом, совокупность обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не усматривается, поскольку допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Решая вопрос о назначении наказания, суд, учитывает обстоятельства дела, степень вины нарушителя, характер совершенного правонарушения, принимает во внимание, что ранее предприниматель к ответственности не привлекался, сведения об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность отсутствуют. Таким образом, исходя из характера допущенного нарушения, принципа соразмерности назначаемого наказания, основываясь на положениях частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд полагает возможным назначить предпринимателю административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000руб.
В силу части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ находящаяся в незаконном обороте продукция (предметы административного правонарушения), подлежит передаче для уничтожения в порядке, определенном Законом № 171-ФЗ (статья 25).
Порядок уничтожения изъятой из оборота алкогольной продукции установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Спиртосодержащая продукция, изъятая протоколом от 14.09.2020 подлежит направлению на уничтожение в следующем количестве:
- спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта, в пластиковой бутылке объемом 0,5 л, в количестве – 6 шт.;
- спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта, в пластиковой бутылке объемом 1 л, в количестве – 18 шт.;
- спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта, в пластиковой канистре объемом 5 л, в количестве – 9 шт.;
- спиртосодержащая жидкость темно-красного цвета с характерным запахом спирта, в пяти литровой пластиковой канистре в объеме 3000 мл, в количестве – 1 шт. (остаток жидкости неизрасходованный в ходе проведения экспертизы).
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по г. Санкт-Петербургу (МРУ ФСРАР по СЗФО), ИНН <***>, КПП 781301001, код ОКТМО 40389000, номер счета получателя платежа 40101810200000010001 в Северо-Западное ГУ Банка России, БИК 044030001, КБК 16011601331010000140, наименование платежа: административный штраф по АП в отношении ИП ФИО1 по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ (протокол Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области № 199 от 06.11.2020).
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Карачева А.Е.