Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-10766/2021
«26» января 2022 года
Резолютивная часть решения вынесена 19.01.2022.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Порошиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению и.о.прокурора Октябрьского округа г. Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «Элит-Фарм» (ул. Академика Книповича, д.33, корп. 1, пом. 16, <...>; ОГРН <***>, ИНН<***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – ФИО1 (служебное удостоверение, поручение), от лица, привлекаемого к административной ответственности – не участвовал,
установил:
и.о.прокурора Октябрьского округа г. Мурманска (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Элит-Фарм» (далее – ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований прокурор указал на допущенные Обществом грубые нарушения лицензионных требований и условий, при осуществлении фармацевтической деятельности.
Общество извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, возражений не представило, каких-либо ходатайств не заявило.
С учетом обстоятельств дела, в отсутствие возражений относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, настаивал на привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, ООО «Элит-Фарм» имеет лицензию № ЛО-51-02-001783 от 09.06.2017 на осуществление фармацевтической деятельности по адресу <...>.
15.11.2021 помощником прокурора, в период времени с 12-45 час. до 13-30 час., на основании задания прокуратуры Мурманской области от 15.10.2021 № 07-02-2021, в соответствии с решением о проведении проверки № 77 от 10.11.2021, проведена проверка Общества с целью установления обеспечения исполнения требований законодательства РФ об обращении лекарственных средств, в том числе в части наличия минимального ассортимента лекарственных препаратов, соблюдения порядка их хранения, защиты прав граждан в сфере охраны здоровья. соблюдения.
В ходе проверки установлено, что ООО «Элит-Фарм» осуществляет лицензионную деятельность в аптечном пункте по вышеуказанному адресу. На момент проверки Обществом не обеспечен минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (отсутствуют лекарственные препараты – бисакодил в форме таблеток, висмута трикалия дицитрат). Имеющиеся гигрометры не прошли поверку в течение установленного двухгодичного срока (два года с 11.03.2019). Помещение для хранения лекарственных препаратов не обеспечено необходимыми поддонами, железным шкафом, стеллажами; лекарственные препараты не идентифицированы, стеллажные карты отсутствуют. К проверке предъявлен журнал с указанием лекарственных препаратов и сроков их годности, однако в связи с отсутствием наименования идентифицировать данный документ учета не представилось возможным. Лекарственные средства: борная кислота, йодинол раствор для местного и наружного применения, хранятся на стеллажах без обеспечения защиты от света. На стеллажах с лекарственными препаратами допускается хранение посторонних предметов (документация, канцелярские принадлежности, жевательная резинка, телефон). Не организована специально выделенная и обозначенная карантинная зона. Огнеопасные лекарственные средства хранятся не в металлическом шкафу, и не отделены от других средств.
Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 15.11.2021, подписанном директором Общества без возражений.
Согласно объяснениям директора ООО «Элит-Фарм», данным 02.12.2021, следует, что на момент проверки действительно отсутствовали лекарственные препараты из минимального перечня по причине их реализации, в тот же день препараты поступили в аптеку. Гигрометры не прошли поверку в установленный срок; в настоящий момент приобретены и установлены новые гигрометры. Выявленные нарушения по необеспечению необходимыми поддонами, железным шкафом, стеллажами, а также идентификации лекарственных препаратов, отсутствию стеллажных карт, хранению посторонних предметов, в настоящее время находятся на стадии устранения. Приняты меры к устранению нарушений, связанных с отсутствием специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоны. В настоящее время все журналы приведены в соответствие с требованиями законодательства.
Установив допущенные Обществом нарушения прокурором, в присутствии директора Общества, вынесено постановление от 02.12.2021 о возбуждении в отношении ООО «Элит-Фарм» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав пояснения представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 1 примечаний к статье 14.1 КоАП РФ сказано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Положениями пункта 5 о лицензировании фармацевтической деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081) установлены требования для осуществления фармацевтической деятельности, которые должен соблюдать лицензиат, так, подпунктом «г» предусмотрено, что при осуществлении розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности должны соблюдаться правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 и части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Подпунктом «з» предусмотрено, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности № 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Допущенные ООО «Элит-Фарм» нарушения требований части 6 статьи 55 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», Распоряжения Правительства РФ № 2406-р от 12.10.2019, подпункта «г» и «з» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», пунктов 11, 33 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России № 647н от 31.08.2016, пунктов 5, 7, 10, 12, 19, 24, 51 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 №706н, относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
Материалами дела подтверждается (договор аренды, лицензия, акт проверки, объяснения директора, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), ответчиком признается и судом установлен факт осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением вышеперечисленных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в грубом нарушении требований выданной ему лицензии.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, Обществу обеспечены. Проверка проведена в присутствии директора Общества. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено правомочным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ в присутствии представителя ответчика, которому были разъяснены права, о чем имеется отметка. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения ответчика от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Решая вопрос о назначении наказания, суд, принимая во внимание, что доказательств последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суду не представлено, доказательства наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, в материалах дела отсутствуют, а также учитывая, что административное правонарушение совершено ООО «Элит-Факм» впервые, выявленные нарушения ответчиком частично устранены, а также приняты меры по их устранению в полном объеме, считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Элит-Фарм» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Карачева А.Е.