ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1088/16 от 29.04.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                                Дело № А42-1088/2016 29 апреля 2016 года

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины»                            (пр. Сидоренко, д. 1, г. Апатиты, Мурманская обл.; ОГРН 1125118000523,                      ИНН 5118000526) к Административной комиссии муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией (пл. Ленина, д. 1, г. Апатиты, Мурманская обл.) об оспаривании постановления от 11.02.2016                                     № 16-0021-АКМОА, без вызова сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины» (далее – заявитель, общество, ООО «УК «Хибины») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией (далее – административный орган, административная комиссия) № 16-0021-АКМОА от 11.02.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).

В обоснование требования заявитель сослался на недоказанность административным органом события правонарушения и неправомерное установление отягчающих обстоятельств при назначении наказания.

Определение суда от 01.03.2016 о принятии заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства 02.03.2016 опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено сторонам по почте и получено ими.

В установленный судом срок, административный орган представил отзыв на заявление, в котором указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, 18.01.2016 в период времени с 11 час.             52 мин. до 11 час. 55 мин. в ходе осмотра контейнерной площадки, расположенной в районе многоквартирных домов №№ 50, 52 по ул. Дзержинского в г. Апатиты, должностным лицом отдела муниципального контроля Администрации г. Апатиты, выявлено захламление данной контейнерной площадки отходами потребления (мелкий бытовой мусор, мешки с отходами).

Результаты проведения осмотра отражены в соответствующем акте от 18.01.2016 № 5 и приложенной к нему фототаблицей.

Установив, что управление многоквартирного дома № 50 по                                        ул. Дзержинского, жители которого используют спорную контейнерную площадку, осуществляет ООО «УК «Хибины» и усмотрев в его действиях (бездействии) нарушение пункта 9.2.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования г. Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования г.Апатиты от 25.12.2012 № 688, ведущим специалистом отдела муниципального контроля Администрации г. Апатиты 27.01.2016 в отношении ООО «УК «Хибины» составлен протокол № 4 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Постановлением административной комиссии № 16-0021-АКМОА от 11.02.2016 общество привлечено к административной ответственности по статье 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Закона № 401-01-ЗМО предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.

Под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (Примечание к статье 2 Закона № 401-01-ЗМО).

Отношения в сфере организации благоустройства и озеленения территории, очистки и уборки территории города Апатиты регламентированы Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты от 25.12.2012 № 688 (далее – Правила благоустройства).

Указанные Правила обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм. Благоустройство территорий представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования городской округ Апатиты с подведомственной территорией и осуществляемых органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (пункт 1.1 Правил благоустройства).

Пунктом 9.2.4 Правил благоустройства установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своими силами или по договорам со специализированными организациями за счет собственных средств, убирать отведенные территории, производить вывоз ТБО, снега, не допускать складирования и захламления территории. Уборка и вывоз снега на дорогах и во внутридомовых проездах в зимний и осенне-весенний периоды при выпадении снега осуществляется не менее 1-го раза в месяц в отведенные места, уборка и вывоз крупногабаритного мусора - по мере накопления, но не реже двух раз в неделю, уборка и вывоз бытовых отходов и мусора, уборка контейнерных площадок и территорий, прилегающих к ним в радиусе пяти метров, - ежедневно.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление им управляющей организацией, которая в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, пунктом 3.7.1 которых в том числе, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно пункту 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Заявитель не оспаривает, что осуществляет управление многоквартирным домом в г. Апатиты по адресу: ул. Дзержинского, д. 50, жители которого используют спорную контейнерную площадку.

Таким образом, именно на общество в силу закона и договора управления возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества по указанному адресу.

Как следует из текста оспариваемого постановления, административным органом было выявлено захламление придомовой территории в районе контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирных домов № 50, 52 по ул. Дзержинского в г. Апатиты. 

Данное нарушение было выявлено на основании акта обследования от 18.01.2016, составленного ведущим специалистом отдела муниципального контроля Администрации города Апатиты Костеревой А.А. Представители Общества при осмотре не присутствовали и на осмотр не приглашались. Сведений об участии понятых при проведении проверки указанный акт не содержит.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

К иным протоколам, являющимися доказательствами по делу об административном правонарушении, законодатель в частности относит протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Порядок осуществления такого процессуального действия регламентирован в статье 27.8 КоАП РФ, которая действительность результатов осмотра обеспечивает путем привлечения к осмотру представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В рассматриваемом случае осмотр придомовых территорий был проведен без участия представителя проверяемого юридического лица и понятых, что исключает возможность соблюдения гарантий проверяемого юридического лица при проведении проверки (применительно к установлению фактических обстоятельств, выявленных при проверке (осмотре)).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что событие административного правонарушения заявителем оспаривается, акт от 18.01.2016, зафиксировавший результат осмотра территорий, не может быть принят судом в качестве достаточного доказательства по делу об административном правонарушении.

Фотоматериал, представленный в материалы дела, подписан только проверяющим, в связи с чем данное доказательство также не может бесспорно свидетельствовать о наличии нарушений, выявленных при обследовании.

Иные доказательства, подтверждающие событие правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Согласно пункту 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно частям 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом изложенного, суд считает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие и достаточные доказательства нарушения обществом Правил благоустройства, вмененные заявителю в оспариваемом постановлении, в связи с чем требования ООО «УК «Хибины» подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, уплаченная ООО «УК «Хибины» по платежному поручению от 25.02.2016 № 55 государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит возврату из средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией № 16-0021-АКМОА от 11.02.2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины» к административной ответственности по статье 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                           Фокина О.С.