ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-11022/20 от 16.02.2022 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                         Дело № А42-11022/2020

24.02.2022

Резолютивная часть решения вынесена 16.02.2022

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ул. Ферсмана, д. 14, г. Апатиты, Мурманская область; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (пер. Русанова, д. 10, г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности ФИО1 (онлайн-заседание),

от административного органа: не участвовал,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (далее – заявитель, Учреждение, ФИЦ КНЦ РАН) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее – административный орган, Мурманскстат) № 67 от 09.12.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие в действиях Учреждения состава вменяемого административного правонарушения, поскольку гостиница «ТИЕТТА» г. Апатиты и гостиница ФИЦ КНЦ РАН г. Апатиты не являются обособленными подразделениями Учреждения.

Определением суда от 11.01.2021 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Мурманскстат представил материалы административного дела и отзыв на заявление, в котором с требованием не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления административного органа.

Определением от 05.03.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Определением от 21.05.2021 производство по делу № А42-11022/2020 было приостановлено до рассмотрения апелляционной инстанцией апелляционной жалобы на решение суда от 30.03.2021 по делу № А42-9922/2020.

Протокольным определением от 29.09.2021 производство по настоящему делу возобновлено.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивал.

Административный орган, будучи извещенным надлежащим образом, представителя в суд не направил, каких-либо заявлений, ходатайств не заявил.

С учетом обстоятельств дела, в порядке статей 156, 210 АПК РФ суд рассмотрел дело по существу в отсутствие представителя административного органа.

Как следует из материалов дела, начальником отдела статистики предприятий, строительства и инвестиций, ведения Статистического регистра и общероссийских классификаторов Мурманскстата в отношении Учреждения составлен протокол от 24.11.2020 № 69 об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ по факту непредставления сведений по форме федерального статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», утвержденной приказом Росстата от 18.07.2019 № 414, по обособленным подразделениям – гостиница «ТИЕТТА» г. Апатиты и гостиница ФИЦ КНЦ РАН г. Апатиты, расположенных по месту нахождения зданий, закрепленных за Учреждением по адресам в Мурманской области, г. Апатиты: Пригородная зона 20 км и ул. Ферсмана, д. 2, за январь-сентябрь 2020 года в установленный срок (20.10.2020), в нарушение статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Постановлением заместителя руководителя Мурманскстата № 67 от 09.12.2020 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы административного органа, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются нормами Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон                 № 282-ФЗ).

В силу части 6 статьи 8 Закона № 282-ФЗ юридические лица, которые имеют обособленные подразделения, должны предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение № 620).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 названного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 18.07.2019 № 414 (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) утверждена форма федерального статистического наблюдения П-2 и указания по ее заполнению (далее - Указания); согласно этой форме сведения по ней предоставляются не позднее 20 числа после отчетного периода.

В соответствии с пунктом 1 Указаний форму федерального статистического наблюдения № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности» (далее - форма) предоставляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности.

Юридическое лицо заполняет настоящую форму и предоставляет ее в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу с исключением данных обособленных подразделений.

Согласно сноске «1» к пункту 1 Указаний обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае спорные гостиницы поставлены на учет в Статистический регистр Росстата в качестве территориально-обособленных структурных подразделений Учреждения в декабре 2019 года. Обе гостиницы включены Федеральным агентством по туризму в Федеральный перечень туристских объектов с присвоением им категории и регистрационных номеров (550023738 и 550023739 соответственно).

Согласно пункту 24 устава Учреждения оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, в том числе деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания.

В гостиницах созданы стационарные рабочие места, трудовую деятельность на постоянной основе осуществляет персонал ФИЦ КНЦ РАН, что подтверждается сведениями Статистического регистра Росстата согласно информации по форме федерального статистического наблюдения № 1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения», предоставленной самим Учреждением; заявителем надлежащими доказательствами не опровергнуто.

Таким образом, гостиницы ФИЦ КНЦ РАН полностью соответствуют критериям, указанным в пункте 2 статьи 11 НК РФ, являются его обособленными подразделениями.

В связи с изложенным, Учреждение в силу статьи 8 Закона № 282-ФЗ обязано было представить субъекту официального статистического учета в срок до 20.10.2020 первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения № П-2 за январь - сентябрь 2020 года, чего, сделано не было.

Факт нарушения Учреждением вышеизложенных требований действующего законодательства подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 24.11.2020 № 69, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Учреждением требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.

То обстоятельство, что спорные гостиницы не отражены в уставе ФИЦ КНЦ РАН в качестве структурных подразделений и находятся на территории, где налоговый контроль осуществляет один налоговый орган, не имеет правового значения для признания их таковыми в целях федерального статистического наблюдения в силу сноски «1» к пункту 1 Указаний и пункта 2 статьи 11 НК РФ.

Факт постановки на налоговый учет и осуществление налогового контроля одним налоговым органом также не оказывает влияние на обязанность по предоставлению форм федерального статистического наблюдения, обусловленную требованиями специального законодательства. Особенности налогового учета и контроля Учреждения не являются значимыми для выполнения им обязанности по предоставлению данных статистического учета, который ведется не для целей налогообложения.

Цели и задачи налогового учета и контроля существенным образом отличаются от целей формирования официальной статистической информации. Налоговый учет не равнозначен официальному статистическому учету и налоговые органы не выполняют функцию по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (статьи 1 и 5 Закона № 282-ФЗ, статьи 2 и 9 НК РФ).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Доводы Учреждения относительно не рассмотрения в рамках дела об административном правонарушении ходатайства заявителя о прекращении производства по делу в нарушение требований части 2 статьи 24.4 КоАП РФ и не вынесения мотивированного определения по результатам рассмотрения указанного ходатайства, как на основание для признания оспариваемого постановления Мурманскстата незаконным подлежат отклонению, поскольку ходатайство о прекращении производства по делу не является процессуальным ходатайством, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 24.4 КоАП РФ.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным судом не установлено.

Административным органом при назначении Учреждению наказания учтены все обстоятельства.

При таких обстоятельствах, суд считает правомерным привлечение Учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ и обоснованным назначение наказания, вследствие чего оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                    Фокина О. С.