ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-11103/18 от 16.01.2019 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42–11103/2018

21 января 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.01.2019, в полном объеме решение изготовлено 21.01.2019.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Беляевой Л.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жирновой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; <...>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>; <...>) о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании: от заявителя – представителей по доверенности ФИО2, Бурой Л.О.; от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3 к., лично

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель указал на допущенные предпринимателем нарушения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.

С учетом обстоятельств дела, при наличии сведений об извещении сторон о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, отсутствия возражений относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации окончено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание арбитражного суда в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Управления требование поддержал. Предприниматель отзыв и возражений не представил, в судебном заседании нарушение не оспаривал.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением потребителя (приобретение в магазине по ул. Гаджиева, д. 9 продуктов (сыр) ненадлежащего качества), на основании распоряжения руководителя Управления № 80218 от 15.11.2018, проведена внеплановая выездная проверка по месту торгового объекта: <...>, магазин «Милана», в ходе которой установлено, что в данном магазине деятельность осуществляют ООО «Сокол» и ИП ФИО3 к., которая реализует продовольственные товары.

По данному факту Управлением вынесено определение № 100/18-АР от 22.11.2018 о возбуждении в отношении ИП ФИО3 к. дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

22.11.2018 должностными лицами Управления проведен осмотр помещений продовольственного отдела магазина «Милана», принадлежащего ИП ФИО3 к., в ходе которого выявлены нарушения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (пункт 1 статьи 10, части 7, 12 статьи 17), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (статьи 3, 4), СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (пункт 8.24), а именно: нахождение в реализации пищевой продукции с истекшим сроком годности (масло), а также продукции, не имеющей маркировки (сыр, выпечные изделия).

Согласно протоколу об аресте товаров (продукции) от 22.11.2018 Управлением наложен арест на продукцию:

Лист 1: Масло традиционное «Маслодел» 82,5%, производитель ООО «Павелецкий молзавод» ООО ПО «Маслодел» (РФ), дата производства 26.09.2018, срок годности – 35 суток (2 х 200 г); Масло раст-сливочное «Вологодские традиции» золотое, производитель ООО «Павелецкий молзавод» ООО ПО «Маслодел» (РФ), дата производства 16.10.2018, срок годности – 30 суток (2 х 200 г);

Лист 2: Масло «Из ларца» 72,5%, производитель ООО «СМТ Молоко» (РФ), дата производства 15.10.2018, срок годности, условия хранения – 35 суток (2 х 200 г); Масло «Из ларца» 82,5%, производитель ООО «СМТ Молоко» (РФ), дата производства 15.10.2018, срок годности, условия хранения – 35 суток (1 х 200 г); Масло сладко-сливочное несоленое 82,5%, производитель ОАО «Молоко» (Беларусь), дата производства 25.06.2018, срок годности – 90 суток (1 х 180 г); Маргарин «Столовый», производитель АО «Нижегородский маслоперерабатывающий комбинат», дата производства 06.07.2018, срок годности – 4 месяца (2 х180 г); Масло «Крестьянские луга» в/с 72,5%, производитель ООО «Павелецкий молзавод», дата производства 21.09.2018, срок годности – 35 суток (2 х 200 г);

Лист 3: Выпечные изделия в ассортименте, 17 коробок (7,270 кг); Сыр «Спагетти» -1 пакет (0,804); Сыр «Косичка» -1 пакет (0,184); Сыр «Российский «Перхов» - 1 пакет (0,308).

Арестованная пищевая продукция согласно протоколу ареста от 22.11.2018 оставлена на ответственное хранение у предпринимателя по адресу: <...>, магазин «Милана».

По факту выявленных нарушений Технического регламента, 05.12.2018 должностным лицом Управления в отношении ИП ФИО3 к. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей Управления, предпринимателя, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6); к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 7).

Как предусмотрено пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (пункт 12).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, сроки годности которых истекли, не могут находиться в обороте, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности не соответствует требованиям безопасности для здоровья человека при употреблении в пищу и свидетельствует о создании угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2017 № 301-АД17-16842).

В силу пункта 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в организациях торговли запрещается реализация продукции, в том числе без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.

Как установлено статье 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяются.

Требования к содержанию маркировки упакованной пищевой продукции, определены в статье 4 указанного ТР ТС 022/2011.

Соответствующая техническая регламентация сопряжена с правоотношениями в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, с требованиями Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

В силу пункта 1 статьи 34 Закона № 184-ФЗ на основании его положений и требований технических регламентов орган государственного контроля (надзора) вправе привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, либо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается и судом установлено, что в нарушение вышеуказанных положений технических регламентов ИП ФИО3 к. в торговом объекте по адресу: <...>, осуществляла реализацию пищевой продукции (масло, сыр, выпечные изделия), сроки годности которой, установленные ее изготовителем, на момент реализации истекли, а также не имеющей маркировки.

Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения предпринимателем требований вышеуказанных технических регламентов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которое она не могла предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО3 к. состава вменяемого административного правонарушения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, обеспечены. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о привлечении ИП ФИО3 к. к административной ответственности, суд учитывает обстоятельства и характер совершенного нарушения, отсутствие информации о привлечении предпринимателя ранее к административной ответственности за однородные правонарушения, что позволяет суду определить наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере 30 000руб.

Арестованная в ходе осмотра согласно описи к протоколу от 22.11.2018 продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежит изъятию в целях уничтожения.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированного по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя: УФК по Мурманской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, лицевой счет 04 491 78 78 40), ИНН: <***>, КПП: 519001001, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области, г. Мурманск, БИК 044705001, КБК 141 116 280 000 160 00140.

Изъять продукцию (масло в количестве 12 шт., сыр в количестве 3 пакетов, выпечные изделия в количестве 17 коробок), указанную в протоколе об аресте товаров (продукции) от 22.11.2018, находящуюся на хранении у индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу: <...> магазин «Милана» (согласно описи к протоколу ареста от 22.11.2018 на 3 листах), и направить ее на уничтожение.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Беляева Л.Е.