Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-11107/2021
10.03.2022
Резолютивная часть решения вынесена 02.03.2022
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, г. Мурманск; ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании,
при участии:
от заявителя: не участвовал,
от ответчика: представителей по доверенностям ФИО2, ФИО3,
установил:
ФИО1 (далее - заявитель) обратился в Ленинский районный суд города Мурманска с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене решения 4657А об отказе в государственной регистрации, обязании ответчика зарегистрировать ТСН «Коминтерна 17» и выдать соответствующие документы.
Определением Ленинского районного суда города Мурманска от 15.11.2021 административное дело № 2а-4157/21 по административному иску ФИО1 об оспаривании отказа инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску в государственной регистрации юридического лица передано на рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Заявитель, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился; каких-либо заявлений, ходатайств суду не заявлено.
Представители ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
Как следует из материалов дела, 15.09.2021 ФИО1 обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации в отношении Товарищества собственников недвижимости «Коминтерна 17» (далее – ТСН «Коминтерна 17» при создании юридического лица. Также в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о ФИО1 как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Решением инспекции 4657А от 20.09.2021 в государственной регистрации в отношении ТСН «Коминтерна 17» при создании юридического лица отказано на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации, Закон № 129-ФЗ).
ФИО1 обратился с жалобой об отмене данного решения в Управление ФНС, которое приняло решение об оставлении жалобы без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции не соответствующим действующему законодательству и препятствующим осуществлению прав жильцов дома по выбору способа управления многоквартирным домом, а также приступить к управлению домом в сроки, установленные протоколом собрания, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя и возражения ответчика, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения представителя ответчика, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно положениям Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, либо в случае наличия оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации.
Перечень необходимых документов для государственной регистрации создаваемого юридического лица установлен в статье 12 Закона № 129-ФЗ.
На основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации принимается, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
С принятием и вступлением в силу поправок в статью 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 23 Закона № 129-ФЗ у регистрирующих органов имеется обязанность по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения в реестр иных данных, не связанных с изменением устава; на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных статьей 23 Закона № 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации.
Как следует из заявления по форме № Р11001, в ЕГРЮЛ вносятся сведения о ФИО1 как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ТСН «Коминтерна 17» (председатель правления).
Инспекцией в решении установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 имел право действовать без доверенности от имени юридического лица ООО «Концепт» (ИНН <***>).
Согласно сведениям, представленным инспекцией, последняя отчетность (налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость) представлена ООО «Концепт» 03.05.2018, движение на расчетных счетах в банке отсутствовало, о чем составлены справки от 18.06.2019 № 185-0, № 185-С.
Установив, что ООО «Концепт» обладает признаками недействующего юридического лица, указанными в пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, инспекцией в отношении ООО «Концепт» в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ принято решение от 24.06.2019 № 1142 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение от 24.06.2019 № 1142 о предстоящем исключении ООО «Концепт» опубликовано регистрирующим органом в журнале «Вестник государственной регистрации» от 26.06.2019 № 25. Кроме того, в адрес ООО «Концепт» инспекцией 01.07.2019 направлено уведомление о принятии решения о предстоящем исключении общества от 28.06.2019 № 09.1-23/028499.
В связи с тем, что в сроки, установленные пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, в регистрирующий (налоговый) орган не поступало каких-либо заявлений относительно исключения ООО «Концепт» из ЕГРЮЛ, инспекцией 21.10.2019 внесена запись за ГРН 2195190200126 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
При этом по состоянию на 21.10.2019 (дату исключения ООО «Концепт» из ЕГРЮЛ) у общества числилась задолженность перед бюджетом Российской Федерации в размере 87 172,70 руб. (недоимка, штрафы, пени), которая решением инспекции от 05.12.2019 № 3692 признана безнадежной к взысканию.
Действия по внесению в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2195190200126 в установленном порядке не оспорены, незаконными не признаны.
Таким образом, на дату вынесения оспариваемого решения от 20.09.2021 в ЕГРЮЛ имелись сведения, препятствующие государственной регистрации ТСН «Коминтерна 17».
Представленное в материалы дела заявление от 01.12.2017 об исключении из ЕГРЮЛ ФИО1 как лица, имеющего право действовать от имени ООО «Концепт» без доверенности, данное обстоятельство не опровергает, ввиду отсутствия в материалах дела допустимых, достоверных и достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих об обращении с данным заявлением в налоговый орган в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд признает требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Фокина О.С.