ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-113/09 от 20.02.2009 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

E-mail суда:arbsud.murmansk@polarnet.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 – 113/2009

24 февраля 2009 года

Резолютивная часть решения вынесена и объявлена 20.02.2009, решение в полном объеме изготовлено 24.02.2009.

Судья Арбитражного суда Мурманской области  Беляева Лариса Евгеньевна

при ведении протокола судебного заседания  судьей Беляевой Л.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз «Север»

к  Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству

о   признании незаконным и отмене постановления № 000037 от 24.12.2008 по делу об административном правонарушении

при участии судебном в заседании представителей  :

заявителя   – ФИО1, доверенность от 11.01.2009

административного органа   – ФИО2, доверенность № 07 от 14.01.2009; ФИО3, доверенность от 28.01.2009

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз «Север» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Баренцево- Беломорского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (далее – ББТУ, административный орган) от 24.12.2008 № 000037 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

В обоснование требований заявитель указал, что судно С-0158 «Семен Лапшенков» осуществляло вылов скумбрии в Северо-Восточной части Атлантического океана, которая является конвенционным районном и не входит в Северный рыбохозяйственный бассейн в соответствии с пунктом 2 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Ссылка на данные правила в оспариваемом постановлении не основана на законе.

Общество не является собственником судна С-0158 «Семен Лапшенков» и не заключало договор аренды данного судна, освоение в 2008 году скумбрии по квоте, выделенной Обществу, осуществлялось ООО «Кемские Промыслы». Со ссылкой на пункт 3.1 договора № КП/ЭР/Пон от 31.01.2008 простого товарищества по добыче рыбопродукции, заключенного с Обществом 05.05.2008, организация рыбного промысла считает, что в данном случае ответственность за ведение промысла и за нарушение правил рыболовства должно нести ООО «Кемские Промыслы».

В дополнении к заявлению Общество выразило мнение о неверной квалификации административным органом вменяемого правонарушения. Полагает, что представление недостоверной статистической информации охватывается диспозицией статьи 13.19 КоАП РФ.

Административный орган представил отзыв, в котором с требованиями не согласился, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления.

В судебном заседании 16.02.2009, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялся перерыв до 20.02.2009.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве на заявление.

Из материалов дела установлено.

На основании Приказа Госкомрыболовства РФ от 24.12.2007 № 97, договора на закрепление долей на 2004 – 2008 годы № ФАР-РП-149 за ООО «РК «Север» закреплена доля в общем объеме промышленных квот на вылов (добычу) скумбрии в районе действия Конвенции о будущем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК).

Как следует из материалов дела, ООО «Рыболовецкий колхоз «Север» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 18.04.2007 ИФНС по Печенгскому району Мурманской области за основным государственным регистрационным номером 1075109000230.

В целях освоения выделенной квоты Общество на основании соглашения № 2 от 05.05.2008 присоединилось к договору простого товарищества № КП/ЭР/Пон от 31.01.2008, заключенному хозяйствующими субъектами с целью извлечения прибыли от освоения выделенных им квот на вылов водных биоресурсов.

Условиями договора простого товарищества предусмотрена эксплуатация судна С-0158 «Семен Лапшенков», принадлежащего на праве собственности одному из товарищей – ООО «Кемские промыслы».

На основании договора на закрепление долей, договора простого товарищества и соглашения № 2 от 05.05.2008, Баренцево-Беломорским территориальным управлением 26.06.2008 на судно С-0158 «Семен Лапшенков», принадлежащее ООО «Кемские промыслы», выдано разрешение NC-080110 на право добычи скумбрии в количестве 188,8 т в районе регулирования НЕАФК в период с 27.06.2006 по 31.12.2008 по квоте, выделенной ООО «РК «Север».

Особыми условиями разрешения предусмотрена обязанность пользователя вести промысел в соответствии с положениями Схемы контроля и принуждения НЕАФК и рекомендациями 26 сессии Комиссии НЕАФК.

Согласно судовым суточным донесениям, подаваемым капитаном судна в Мурманский региональный центр отраслевой системы мониторинга (филиал ФГУП «Нацрыбресурс», далее – МРЦМ), по данному разрешению выловлено скумбрии в период с 14.07.2008 по 19.07.2008 в количестве 225, 102т, что на 36,302т превышает квоту, указанную в разрешении.

15.11.2008 Общество представило в ББТУ отчет рыбодобыващей организации о добыче (вылове) водных биоресурсов по состоянию на 15.11.2008, согласно которому Обществом освоена квота (вылов) скумбрии в количестве 225,108 тонн.

В отчете рыбодобыващей организации о добыче (вылове) водных биоресурсов по состоянию на 30.11.2008, представленном в ББТУ 03.12.2008 Обществом указано: квота скумбрии в количестве 188,80 тонн, освоение квоты (вылов) 188,80 тонн.

Установив факт искажения в представленном отчете от 30.11.2008 сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов Обществом при осуществлении промысла скумбрии с использованием судна С-0158 «Семен Лапшенков», принадлежащего ООО «Кемские Промыслы», ББТУ пришло к выводу о нарушении ООО «РК «Север» подпункта 9.3 подраздела 3 раздела 2 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, 10.12.2008 старшим государственным инспектором портового контроля и конвенционных районов рыболовства ФИО4 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 000037.

В письменном объяснении, данном при составлении протокола, представитель Общества указал, что в промысловом журнале нет указания на вылов в указанный период по квоте Общества; указанные нормы Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна не относятся к деятельности в конвенционном районе; вывод об искажении данных ни на чем не основан.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 24.12.2008 вынесено постановление № 000037 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела, заслушав пояснения представителя представителей сторон, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального Закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) промышленные квоты, прибрежные квоты на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов распределяются между лицами, указанными в статье 19 настоящего федерального закона, на срок не менее пяти лет путем закрепления за этими лицами долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, определенных на основании данных об объеме добытых (выловленных) ими водных биоресурсов за предыдущие пять лет.

Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, ежегодно распределяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (подпункт 8 пункта 1 статьи 30 Закона № 166-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Закона №166-ФЗ право пользования водными биоресурсами возникает на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком и по иным основаниям, предусмотренным данным Законом.

Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (часть 1 статьи 34 Закона № 166-ФЗ). В разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны, в том числе, сведения о лицах, которым предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке; квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (статья 35 Закона № 166-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 34 Закона № 166-ФЗ разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 19 Закона № 166-ФЗ установлено ограничение осуществления промышленного рыболовства индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации, в открытом море за пределами территорий, на которые распространяется действие международных договоров Российской Федерации, с судов, плавающих под Государственным флагом российской Федерации, в случаях, если в целях сохранения водных биоресурсов их добыча (вылов) ограничивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В соответствии с Конвенцией о будущем многостороннем сотрудничестве по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК), участницей которой является Российская Федерация, на 25 сессии НЕАФК, проходившей в январе 2007 года в Лондоне, утверждена новая редакция Схемы контроля и принуждения, вступившая в силу, согласно рекомендаций 25 сессии НЕАФК, с 01.05.2007 (далее – Схема контроля и принуждения НЕАФК).

Схема контроля и принуждения НЕАФК является международным договором в области рыболовства; устанавливает нормы и правила, которые рассматриваются в качестве правил рыболовства, регламентирующих порядок осуществления рыболовства в Конвенционном районе.

Границы Конвенционного района даны в статье 1 Конвенции «О рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана», согласно которой районом действия настоящей Конвенции, в дальнейшем именуемым «Конвенционным районом», являются воды:

а) в пределах тех частей Атлантического и Северного Ледовитого океанов и прилегающих к ним морей, которые лежат к северу от 36 северной широты и между 42 западной долготы и 51 восточной долготы, исключая

1) Балтийское море и Бельты, лежащие к югу и востоку от линий, проведенных от мыса Хасеноре до пункта Гнибен, от Корсхаге до Сподсбьерг и от мыса Гильберг до Куллен, и

2) Средиземное море и прилегающие к нему моря до точки пересечения параллели 36 северной широты и меридиана 5 36 западной долготы.

б) в пределах той части Атлантического океана, которая лежит к северу от 59 северной широты и между 44 западной долготы и 42 западной долготы.

Район регулирования – это воды Конвенционного района (как определено в статье 1.1 Конвенции), которые расположены за пределами вод, находящихся под рыболовной юрисдикцией Договаривающихся Сторон (пункты a) и b) статьи 1 Схемы).

Анализ положений Конвенции и Схемы контроля и принуждения НЕАФК позволяет сделать вывод, что Район регулирования НЕАФК - открытая часть Норвежского моря и открытая часть Баренцева моря, являются частью Конвенционного района, расположенного в границах, определенных в статье 1 Конвенции.

В рассматриваемом случае освоение Обществом, с использованием судна С-0158 «Семен Лапшенков», квоты скумбрии в объеме 188,8т осуществлялось в районе регулирования НЕАФК по разрешению № NC-080110.

Согласно судовым суточным донесениям, подаваемым капитаном судна в Мурманский региональный центр отраслевой системы мониторинга (Мурманский филиал ФГУП «Нацрыбресурс», далее - МРЦМ) по данному разрешению выловлено скумбрии в период с 14.07.2008 по 19.07.2008 в количестве 225,102т, что на 36,302т превышает квоту, указанную в разрешении.

Как следует из письма МРЦМ от 18.12.2008 № 01-15/2917, согласно оперативной отчетности об уловах, предоставленной Обществом с 31.07.2008 накопительным итогом по состоянию на 15.11.2008, вылов Обществом скумбрии по данной квоте составил 225,108т.

Довод Общества о корректировке объема вылова скумбрии в центральной части Норвежского моря (188,8т) со ссылкой на письмо от 10.12.2008 № 571 в адрес МРЦМ, судом не принимается. Документального подтверждения корректировки сведений о вылове применительно к представленным отчетам за период с 31.07.2008 по 15.11.2008 (соответствующие судовые суточные донесения, отчетно-финансовые документы), выявления конкретной ошибки и ее исправления заявителем не представлено.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник западного филиала ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» ФИО5 пояснил, что каких-либо изменений в ранее поданные судном ССД, не поступало. ООО «РК «Север» было направлено письмо с информацией о произведенной корректировке данных вылова скумбрии в центральной части Норвежского моря в объеме 188,8т; указана причина неверной подачи информации – техническая ошибка судовладельца. Однако, поскольку никакого документального обоснование такой корректировки представлено не было, соответствующая корректировка отчетности (в том числе замена всей предыдущей отчетности) ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» произведена не была.

Кроме этого, обстоятельства, связанные с превышением объема вылова водных биологических ресурсов по разрешению NC-080110, были предметом рассмотрения арбитражным судом по делу № А 42-7876/2008 по заявлению Общества о признании незаконным постановления ББТУ № 000038 от 08.12.2008 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.2009 по делу № А 42-7876/2008, судом установлено, что в период с 03.07.2008 по 07.08.2008 судно С-0158 «Семен Лапшенков» вело промысел скумбрии в Конвенционном районе на основании двенадцати разрешений в интересах участников договора простого товарищества – пользователей биоресурсов, в том числе по разрешению NC-080110. Общий объем квот на вылов скумбрии по указанным разрешениям в совокупности составил 813 457т, фактически выловлено 112 056,4т.

Перелов после выбора квот по всем имеющимся на судне разрешениям составил 307 107т, в том числе по квоте ООО «РК «Север» - 36,302т.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При указанных обстоятельствах, вывод административного органа о том, что фактический объем вылова скумбрии по разрешению NC-080110 составил 225,108т, является правомерным.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению Обществу вменено совершение нарушения подпункта 9.3 пункта 9 подраздела 3 части 2 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 28.04.2007 № 245 (далее – Правила), выразившегося в представлении отчетности по состоянию на 30.11.2008 с искажением сведений о фактических размерах улова (применительно к обязанности, установленной пунктом 7.3 Правил).

Из материалов дела следует, что судно С-0158 «Семен Лапшенков» осуществляло промысел по вылову скумбрии на основании разрешения, выданного Обществу, в районе действия Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (Районе регулирования НЕАФК).

Вместе с тем, указанные Правила регламентируют деятельность, в том числе российских юридических лиц, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна (пункт 1 Правил).

Акватории водных объектов, включенных в Северный рыбохозяйственный бассейн, определены в пункте 2 Правил. Конвенционный район НЕАФК (в том числе Район регулирования НЕАФК) в Северный рыбохозяйственный бассейн не включен.

Нормы и правила, которые рассматриваются в качестве правил рыболовства, регламентирующих порядок осуществления рыболовства в Районе регулирования НЕАФК на ресурсах рыболовства Конвенционного района, установлены Схемой контроля и принуждения НЕАФК, глава 3 которой содержит, в том числе положения о мониторинге промысла. Соответствующая Схема контроля и принуждения НЕАФК также указана в разрешении на добычу водных биоресурсов №NC-080110 в качестве условия ведения промысла.

Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна не регулируют правоотношения (в том числе права и обязанности пользователей биоресурсов), связанные с осуществлением промысла в районе регулирования НЕАФК (конвенционном районе).

Ссылка ББТУ на пункт 4 указанных Правил судом не принимается, как не основанная на законе.

Нарушений правил рыболовства, а равно нарушений иных правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов, регламентирующих порядок осуществления рыболовства в конвенционном районе НЕАФК (районе регулирования НЕАФК), Обществу не вменяется и судом не установлено.

Учитывая изложенное, судом не установлено совершение заявителем вменяемого нарушения правил рыболовства; оспариваемое постановление о привлечении ООО «РК «Север» к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л  :

Признать незаконным и отменить Постановление Баренцево-Беломорского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 24.12.2008 № 000037 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Рыболовецкий колхоз «Север» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Л.Е. Беляева