Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-11635/2021
06.05.2022
Резолютивная часть решения вынесена 27.04.2022
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Ситиматик» (пер. Б. Саввинский, д. 12, стр. 6, эт. 1, помещ. IV, ком. 1-33, 35-53, м.о. Хамовники, г. Москва; ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Мурманского филиала акционерного общества «Ситиматик» (пр-кт Капитана Тарана, д. 25, оф. 409, г. Мурманск) к административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск (пр-кт Героев-североморцев, д. 33, г. Мурманск) об оспаривании,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности ФИО1,
от административного органа: представителя по доверенности ФИО2,
установил:
акционерное общество «Ситиматик» (далее – заявитель, Общество, АО «Ситиматик») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее – Комиссия, административный орган) от 14.12.2021 по делу № 1421 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).
В обоснование требования заявитель сослался на отсутствие в действиях Общества вменяемого правонарушения, а также на то, что не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не является лицом, ответственным за нарушение требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 (далее – Правила благоустройства), в связи с тем, что обязанность по содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и прилегающих к ним территорий возложена на их правообладателей и лиц, ответственных за содержание таких элементов благоустройства. Указал, что невывоз ТКО в период с 06.11.2021 по 08.11.2021 произошел в силу обстоятельств, не зависящих от Общества, что в свою очередь не свидетельствует о невыполнении АО «Ситиматик» обязанности по вывозу коммунальных отходов.
Определением суда от 10.01.2022 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Административная комиссия представила отзыв на заявление, в котором указала на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Определением от 09.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в суде первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, изложенные в заявлении и в отзыве.
Как следует из материалов дела, 09.11.2021 в период с 10 час. 16 мин. до 10 час. 18 мин. в ходе обследования придомовых территорий многоквартирных домов (далее – МКД), расположенных на территорииЛенинского административного округа, специалистами Комиссии на контейнерной площадке, расположенной в районе МКД № 12 по пр-ду ФИО3 в г. Мурманске выявлено значительное скопление твердых коммунальных отходов: контейнеры переполнены, в связи с чем отходы складированы вокруг контейнеров; загрязнена расположенная рядом с контейнерной площадкой территория; объем скопившегося мусора свидетельствует о его несвоевременном вывозе, не обеспечивает безопасные и благоприятные условия проживания граждан.
Результаты обследования отражены в акте от 09.11.2021.
По факту выявленного нарушения 30.11.2021 заместителем начальника по контролю за исполнением административного законодательства управления Ленинского административного округа города Мурманска в отношении Общества, осуществляющего деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области, составлен протокол об административном правонарушении № 1012, который был передан в Комиссию для рассмотрения.
Постановлением Комиссии от 14.12.2021 по делу № 1421/25-07-02 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет административную ответственность, установленную пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.
Пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи.
Под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции (Примечание к статье 2 Закона № 401-01-ЗМО).
Отношения в сфере организации благоустройства муниципального образования город Мурманск регламентированы Правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712.
Указанные Правила устанавливают требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории, которая в себя включает разработку проектной документации по благоустройству территории, выполнение мероприятий по благоустройству территории и содержанию объектов благоустройства, а также осуществление контроля за благоустройством территории города Мурманска. Благоустройство территории города представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Мурманска, по содержанию территории города Мурманска и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающей территории.
Пунктом 5.2.14.1 Правил благоустройства определено, что контейнерная площадка - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пунктом 10.2.7.1 Правил благоустройства установлено, что обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области и настоящими Правилами.
На территории города Мурманска сбор, транспортировка, обезвреживание (сжигание) и размещение отходов осуществляется в соответствии с Генеральной схемой очистки территории муниципального образования город Мурманск, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 01.12.2014 № 3934 (пункт 10.2.7.2 Правил благоустройства).
Организацией, участвующей в обслуживании жилищного фонда города Мурманска, является АО «Ситиматик» как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
В соответствии с пунктом 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
При этом пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Учитывая изложенное, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО из специально отведенных мест: контейнерных площадок, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется переполнение контейнеров отходами производства и потребления, а также загрязнение территории города отходами производства и потребления.
Сам факт наличия недопустимого объема ТКО, его перенакопление на момент проверки 09.11.2021 Обществом не оспаривается.
В обоснование правовой позиции заявитель указал на вывоз ТКО с контейнерной площадки в соответствии с графиком. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что переполнение данной контейнерной площадки не является следствием несвоевременного исполнения региональным оператором своих обязательств.
Вместе с тем, поскольку на Общество возложены обязанности регионального оператора по обращению с отходами, АО «Ситиматик», как организация обеспечивающая оказание социально-значимых услуг, обязано исполнять соответствующее обязательство, не допуская при его исполнении нарушение норм действующего законодательства, в том числе Правил благоустройства.
Оспариваемое постановление Административной комиссии мотивировано ссылками именно на нарушение региональным оператором Правил благоустройства при осуществлении деятельности по обращению с отходами в городе Мурманске, ответственность за нарушение которых установлена Законом № 401-01-ЗМО.
В данном случае, Обществу не вменяется нарушение периодичности вывоза ТКО согласно графику. Значительное количество ТКО на вышеуказанной контейнерной площадке свидетельствует о несвоевременном их вывозе региональным оператором, длительном нахождении ТКО на территории контейнерной площадки. Кроме того, Общество не оспаривало заявки управляющей компании от 08.11.2021 № 20085, от 09.11.2021 № 20118, которыми Общество неоднократно информировалось о необходимости вывоза ТКО с территории площадки. Вывоз ТКО подразумевает их погрузку. Общество, осуществляя ежедневный вывоз твердых бытовых отходов, могло не раз убедиться в переполнении и загрязнении площадки ТКО. Общество не ссылалось на несоответствие нормативным требованиям контейнерной площадки, включенной в адресный перечень мест накопления ТКО на территории города Мурманска. Большой объем ТКО свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства.
Неосуществление Обществом вывоза значительного скопившегося объема отходов привело к переполнению, загрязнению контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, нарушает права граждан на комфортную и безопасную среду проживания.
Довод Общества о невозможности вывоза ТКО в спорный период времени в силу гололеда на подъеме к контейнерной площадке, расположенной в районе МКД № 12 по пр-ду ФИО3 в г. Мурманске, судом отклоняется.
Согласно официальной информации из Интернет-ресурса метеорологических источников (Гидрметеоцентр России, Гисметео) в период с 01.11.2021 по 09.11.2021 резких смен температуры воздуха не происходило, осадки были умеренные, слабые, колейности, шуги на проезде у территории контейнерной площадки не наблюдалось, что подтверждается фототаблицами. Обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, согласно схеме проезда рассматриваемой придомовой территории имеются различные варианты подъездных маршрутов к указанной контейнерной площадке, что заявителем надлежащими доказательствами не опровергнуто. Также, письмом от 09.11.2021 № 1017/111 управляющая компания указывала Обществу о повторном неисполнении заявок о вывозе ТКО и переполнении отходов на контейнерной площадке с указанием подъездного пути.
Более того, факсограммой от 25.10.2021 № 513, направленной Обществу, Управление Ленинского административного округа города Мурманска указало на необходимость технической подготовки специализированного автотранспорта к эксплуатации в зимний период.
Довод Общества о том, что лицом, ответственным за нарушение требований Правил благоустройства является обслуживающая организация - ООО «Управдом», судом не принимается как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм права.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении вышеуказанных требований Правил благоустройства, наличии события вмененного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств объективной невозможности выполнения вышеуказанных требований законодательства, а равно принятие Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, судом не установлено.
Ранее Общество привлекалось к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства.
При таких обстоятельствах суд находит правомерным вывод Комиссии о наличии в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.
Каких-либо нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.
При назначении наказания Обществу учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и применена ответственность, предусмотренная санкцией пункта 3 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в минимальном размере, отвечающая целям и принципам административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления Комиссии от 14.12.2021 № 1421 не имеется, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требования акционерного общества «Ситиматик» о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск № 1421 от 14.12.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Фокина О. С.