ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1168/2021 от 31.08.2021 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Академика Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                                  Дело № А42-1168/2021

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 31 августа 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 06 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проничевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шнитова Игоря Викторовича (ОГРНИП 315519000010511, ИНН 101301102804)

к Министерству имущественных отношений Мурманской области, ул. Карла Маркса, д.18, г. Мурманск, 183006 (ОГРН 1025100866768, ИНН 5190800097)

к Комитету по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области, пл. Ленина, д. 1, г.Апатиты, Мурманская область, 184209 (ОГРН 1025100511886, ИНН 5101200407)

третьи лица:

Государственное областное казенное учреждение «Центр технической инвентаризации», ул. Карла Маркса, д. 3, г.Мурманск, 183038 (ОГРН 1185190001831, ИНН 5190076325),

Правительство Мурманской области, пр. Ленина, д. 75, г. Мурманск, 183038 (ОГРН 1025100847881, ИНН 5191502294)

о признании незаконным отказа, изложенного в письме № 9587 от 10.12.2020, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – не явился, извещен, 

Министерства имущественных отношений Мурманской области - Чалых К.В., доверенность от 01.04.2021 № 81,

Комитета по управлению имуществом администрации города Апатиты – не участвует, извещен,

третьих лиц – не участвуют, извещены, 

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шнитов Игорь Викторович (далее – заявитель, Шнитов И.В.) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Мурманской области (далее – Министерство) о признании незаконным отказа в приобретении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:15:0020424, площадью 6261 кв.м, из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Животноводство», расположенного по адресу: Мурманская область, МО г.Апатиты с подведомственной территорией, изложенного в письме  № 9587 от 10.12.2020.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Министерство в установленные законом сроки предоставить ему без проведения торгов в
собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 51:15:0020424,
площадью 6261 кв.м, из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с
видом разрешенного использования «Животноводство», расположенный по адресу:
Мурманская область, МО г. Апатиты с подведомственной территорией
.

В обоснование требований заявитель указал, что использование земельного участка с разрешенным видом использования «Животноводство» является использованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, что позволяет заявителю требовать заключения с ним договора купли-продажи спорного земельного участка без проведения торгов на основании подпункта  9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Министерство с заявленными требованиями не согласилось. В отзыве на заявление указало, что уполномоченный орган принял обоснованное решение об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, так как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).   

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное областное казенное учреждение «Центр технической инвентаризации» (далее - ГОКУ «ЦТИ»), Комитет по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области (далее – Комитет), Правительство Мурманской области.

Комитет представил отзыв на заявление, в котором указал, что законодательство Российской Федерации не ограничивает возможность предоставления Шнитову И.В. земельного участка с видом разрешенного использования «Животноводство» без проведения торгов в собственность за плату.

Определением от 05.08.2021 по ходатайству заявителя суд привлек Комитет к участию в деле в качестве соответчика, исключив его из числа третьих лиц.

Комитет представил дополнительный отзыв, в котором указал, что он не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Соответствующими полномочиями наделено Министерство.

Заявитель, Комитет и третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

С учетом мнения представителя Министерства, обстоятельств дела, в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей заявителя, Комитета и третьих лиц.

В судебном заседании представитель ответчика разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.

Материалами дела установлено, что 18.03.2016 между заявителем и Комитетом заключен договор № 1595 аренды земельного участка (далее – Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 51:15:0020424 площадью 6261 кв.м из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Животноводство», расположенный по адресу: Мурманская область, МО г.Апатиты с подведомственной территорией, г.Апатиты, для осуществления крестьянским (фермерских) хозяйством его деятельности в границах, указанных на прилагаемом к настоящему Договору кадастровом паспорте земельного участка (Приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Срок аренды земельного участка установлен договором на период с 18.03.2016 по 31.12.2035 (пункт 2.1 Договора).

В ноябре 2020 года на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ заявитель обратился в ГОКУ «ЦТИ» с заявлением о заключении договора купли-продажи спорного земельного участка без проведения торгов по цене 86 руб. 40 коп.

Письмом от 10.12.2020 исх. № 9587 ГОКУ «ЦТИ», действующее от имени Министерства, отказало заявителю в заключении с ним договора купли-продажи спорного земельного участка.

В обоснование отказа ГОКУ «ЦТИ» указало, что заявитель использует земельный участок для животноводства (вид разрешенного использования), в то время как целевое использование земельного участка, указанное в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (для ведения  сельскохозяйственного производства), шире, чем животноводство.

Посчитав отказ Министерства, изложенный в письме от 10.12.2020 исх. № 9587, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Шнитов И.В. обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства, суд приходит к следующему.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта (решения) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным ненормативным правовым актом (решением) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи.

Как следует из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.

В рассматриваемом случае основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка явилось то, что предоставленный по договору аренды № 1595 от 18.03.2016 земельный участок с кадастровым номером 51:15:0020424:10 имеет вид разрешенного использования «животноводство», в то время как целевое использование земельного участка, указанное в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (для ведения сельскохозяйственного производства), шире, чем животноводство.

Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (действовавшим в рассматриваемый период) (далее - Классификатор), в понятие наименования вида разрешенного использования земельного участка «Сельскохозяйственное использование» включается ведение сельского хозяйства с содержанием видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно коду 1.7 Классификатора в понятие наименования вида использования земельного участка «Сельскохозяйственное использование» включается вид использования земельного участка с наименованием «Животноводство», которое подразумевает под собой осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В письме Минсельхоза России от 22.09.2017 № 15-Б-4017/ог «О порядке использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, занятого водным объектом» сделан вывод о том, что вид разрешенного использованияземельного участка «для сельскохозяйственного производства» соответствует виду разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование».

Материалами дела установлено, что между Комитетом и Шнитовым И.В. заключен договор аренды земельного участка от 18.03.2016 № 1595.

Исходя из условий Договора Шнитов И.В. использует предоставленный ему на праве аренды земельный участок в целях сельскохозяйственного производства - производства продукции животноводства, под которым согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

По смыслу приведенных норм, использование земельного участка с видом разрешенного использования «животноводство» является использованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, ввиду того, что понятием «сельскохозяйственное производство» охватывается достаточно широкий перечень целей возможного использования земельных участков.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления Шнитову И.В. земельного участка с видом разрешенного использования «животноводство» без проведения торгов в собственность за плату.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон  №137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

При этом частью 4 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ предусмотрено право на перераспределение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений.

Законом Мурманской области от 27.12.2019 № 2459-01-ЗМО (далее - Закон Мурманской области) перераспределены отдельные полномочия в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области.

В соответствии со статьей 3 Закона Мурманской области полномочия в области земельных отношений в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный Правительством Мурманской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области к полномочиям органа местного самоуправления в области земельных отношений по предоставлению земельных участков относится:

-предоставление гражданам, указанным в подпункте 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, земельных участков в собственность бесплатно;

-заключение договоров аренды земельных участков или предоставление в собственность земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 39.20 ЗК РФ;

-   предоставление земельных участков для эксплуатации гаражей, а также гаражным и гаражно-строительным кооперативам;

- выдача разрешений на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в порядке, предусмотренном главой V.6 ЗК РФ;

-  заключение соглашений об установлении сервитута.

Таким образом, Законом Мурманской области на органы местного самоуправления полномочия по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности (государственная собственность на которые не разграничена), без проведения торгов на основании статьи 39.3 ЗК РФ не возложены.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.08.2021 № КУВИ-002/2021-113206022 на земельный участок с кадастровым номером 51:15:0020424:10 в графе «Кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости» указано - «данные отсутствуют».

Заявитель в своем заявлении о наличии объекта недвижимости, принадлежащего ему на праве собственности, на арендованном земельном участке не ссылается, соответствующие доказательства в материалы настоящего дела не представлены.

При таких обстоятельствах Комитет не вправе распоряжаться вышеуказанным земельным участком и не является надлежащим ответчиком.

Соответствующими полномочиями по распоряжению спорным земельным участком наделено Министерство.

В силу абзаца пятого подпункта 2.2.4.2 пункта 2.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 № 21-ПП, Министерство предоставляет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах и без проведения торгов.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:15:0020424:10, площадью 6261 кв.м, из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Животноводство», расположенного по адресу: Мурманская область, МО г.Апатиты с подведомственной территорией, изложенный в письме  № 9587 от 10.12.2020, не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы Шнитова И.В. Заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая фактические обстоятельства дела, суд считает необходимым применить способ восстановления нарушенного права, обязав Министерство с учетом норм действующего законодательства предоставить заявителю без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 51:15:0020424:10 площадью 6261 кв.м из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Животноводство», расположенный по адресу: Мурманская область, МО г.Апатиты с подведомственной территорией.

При рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов установлено, что чеком-ордером от 10.02.2021 заявителем в доход федерального бюджета перечислена государственная пошлина в размере 300 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным проверенный на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Мурманской области от 10.12.2020 № 9587 в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:15:0020424:10 площадью 6261 кв.м из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Животноводство», расположенного по адресу: Мурманская область, МО г.Апатиты с подведомственной территорией.

Обязать Министерство имущественных отношений Мурманской области с учетом норм действующего законодательства предоставить заявителю без проведения торгов в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 51:15:0020424:10 площадью 6261 кв.м из земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «Животноводство», расположенный по адресу: Мурманская область, МО г.Апатиты с подведомственной территорией.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Мурманской области в пользу Шнитова Игоря Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В части требования к Комитету по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                     Кушниренко  В. Н.