АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42–12051/2018
15 февраля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2019, в полном объеме решение изготовлено 15.02.2019.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Беляевой Л.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем Свистуновой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры г. Кандалакши Мурманской области (<...>) к обществу с ограниченной ответственностью «ТекилаДжаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>; <...>, ком.11) о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от заявителя – представителя ФИО1; от лица, привлекаемого к административной ответственности – представителя по доверенности ФИО2
установил:
Прокуратура г. Кандалакши Мурманской области (далее – прокурор, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТекилаДжаз» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требований заявитель указал на допущенные Обществом нарушения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее - ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 (далее - ТР ТС 022/2011), Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 (далее – ТР ТС 034/2013) при осуществлении деятельности по розничной торговле мясом и мясными продуктами в магазине «Евророс», расположенном по адресу: <...>.
Общество представило отзыв, в котором с требованием не согласилось, указав на отсутствие оснований для квалификации выявленных нарушений по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Со ссылкой на то, что допущенные нарушения связаны непосредственно с деятельностью магазина и обусловлены ненадлежащим исполнением обязанностей должностным лицом – заведующей, полагает, что в качестве лица, виновного в совершении административного правонарушения, подлежит привлечению к ответственности должностное лицо – заведующая магазином ФИО3
С учетом обстоятельств дела, при наличии сведений об извещении сторон о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, отсутствия возражений относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации окончено предварительное судебное заседание, открыто судебное заседание арбитражного суда в первой инстанции.
В судебном заседании 06.02.2019, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13.02.2019.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал; представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием прокуратуры Мурманской области № 7-18-703-2018 от 04.09.2018, на основании решения о проведении проверки от 06.12.2018 № 169, прокуратурой г. Кандалакши проведена проверка исполнения ООО «ТекилаДжаз» требований законодательства при осуществлении деятельности по реализации мясной продукции.
В ходе проверки 12.12.2018 по месту торгового объекта по адресу: <...> магазин «Евророс», в котором ООО «ТекилаДжаз» осуществляет деятельность по розничной торговле мясом и мясными продуктами, выявлены нарушения обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (пункт 1 статьи 10, части 7, 12 статьи 17, 21, 39), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (статьи 3-5, 10), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» (пункты 10, 89, 106), а именно: нахождение в реализации/на хранении (в торговом зале (в витрине, в охлаждаемой витрине), в морозильной камере в подсобном помещении) продукции без ветеринарных сопроводительных документов, не имеющей маркировки, с истекшим сроком годности, продукции, в отношении которой невозможно определить срок годности, а также несоблюдение условий хранения мясной продукции (температурный режим).
По результатам составлен Акт проверки от 12.12.2018, фототаблица.
Согласно Акту проверки от 12.12.2018, мясо и мясная продукция, а именно:
- крыло куриное (охлажденное)– 3,788 кг; сердце куриное (охлажденное) – 2,5 кг; желудки куриные (охлажденные)– 3,8 кг; куриный суповой набор (охлажденный) – 16,13 кг;
- свинина – лопатка охлажденная ЗАО «Свинокомплекс «Короча», дата фасовки 03.12.2018 – 2,168 кг, дата фасовки 30.11.2018 – 7,120 кг, дата выработки 29.10.2018 – 5,025 кг; окорок «Тамбовский», в/у в/к, производитель ООО ПК «Петербурженка» - 0,452 кг; рулет «Праздничный» ООО ПК «Петербурженка» - 0,308 кг;
- сосиски «Фермерские» ОАО «Царицыно» - 1,958 кг; сосиски «Фермерские» охлажденные, дата выработки 02.11.2018 – 0,456 кг,
снята с реализации и передана на ответственное хранение заведующей магазином.
По факту выявленных нарушений вышеуказанных Технических регламентом Таможенного союза, 25.12.2018 прокурором г. Кандалакши в отношении ООО «ТекилаДжаз» составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6); к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 7).
Как предусмотрено пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (пункт 12).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, сроки годности которых истекли, не могут находиться в обороте, признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Как установлено в статье 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настояще2й статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы.
Маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (статья 39 ТР ТС 021/2011).
Как установлено в статье 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяются.
Требования к содержанию маркировки упакованной пищевой продукции, определены в статье 4 указанного ТР ТС 022/2011.
ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
В силу пункта 10 ТР ТС 034/2013 при обращении на таможенной территории Таможенного союза продукты убоя сопровождаются ветеринарным сертификатом, выдаваемым уполномоченными органами государства-члена, и товаросопроводительной документацией.
Как установлено в пункте 106 главы XI ТР ТС 034/2013 маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011, а также требованиям, установленным пунктами 107 – 126 настоящего технического регламента.
Соответствующая техническая регламентация сопряжена с правоотношениями в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, с требованиями Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
В силу пункта 1 статьи 34 Закона № 184-ФЗ на основании его положений и требований технических регламентов орган государственного контроля (надзора) вправе привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, либо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств (акт проверки от 12.12.2018 с фототаблицей, объяснение заведующей от 17.12.2018, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.12.2018 № 4-1113в-2018) подтверждается и судом установлен факт осуществления в торговом объекте, принадлежащем Обществу оборота (реализации, хранения) пищевых продуктов (мясо и мясная продукция) в нарушение вышеуказанных требований ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 034/2013.
Представленный в судебное заседание представителем Общества документ о списании товаров № 1016 от 12.12.2018, содержащий ссылку на товар – «Фермерские Сосиски 1 кг/Царицыно» судом не может быть принят. Данный документ ни при проверке, ни при возбуждении дела об административном правонарушении представлен не был; представлен суду в ходе рассмотрения дела. Материалы дела, в том числе объяснение заведующей магазином, ссылки на данный документ не содержат; обстоятельства составления данного документа, его получения для представления в суд, проверить не представляется возможным.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований, запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации, в материалах дела не имеется. Выявленные нарушения свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Общества, в связи с чем последний несет ответственность за соблюдение им требований законодательства.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом требований вышеуказанных технических регламентов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд приходит к выводу о наличии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, прокурором Обществу обеспечены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридического лица (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Решая вопрос о привлечении ООО «ТекилаДжаз» к административной ответственности, суд учитывает обстоятельства и характер совершенного нарушения, отсутствие информации о привлечении Общества ранее к административной ответственности за однородные правонарушения, что позволяет суду определить наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере - 300 000руб.
Снятая с реализации в ходе проверки согласно акту проверки от 12.12.2018 мясная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежит изъятию в целях уничтожения.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ТекилаДжаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>), находящееся по адресу: <...>, ком.11, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя: УФК по Мурманской области (Прокуратура Мурманской области, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 519001001, расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области, г. Мурманск, БИК 044705001, ОКТМО 47701000, КБК 415 116 900 100 160 00 140.
Изъять продукцию (пищевая продукция в общем количестве 43,705 кг), указанную в Акте проверки от 12.12.2018, находящуюся на хранении у заведующей магазином «Евророс» по адресу: <...>), и направить ее на уничтожение.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Беляева Л.Е.