АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-128/2008
«05» марта 2008 года
Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 февраля 2008 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2008 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Спичак Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Спичак Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о принудительном прекращении предпринимательской деятельности
при участии в заседании представителей:
истца - ФИО2, доверенность от 30.05.2007 № 80-14-30-20/81537;
ответчика - ФИО3, паспорт <...>, выдан 19.01.2008 Отделом УФМС России по Мурманской области в Октябрьском АО города Мурманска
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, истец) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) о принудительном прекращении предпринимательской деятельности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик при подаче заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя представил в Инспекцию недостоверные сведения, подтверждающие право на постоянное или временное проживание, в связи с чем грубо нарушил законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Представленный ответчиком для государственной регистрации документ с отметкой о регистрации по месту временного пребывания не является документом, подтверждающим право на временное проживание в Российской Федерации, и не дает право на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 2-3).
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.
В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, представил паспорт гражданина Российской Федерации.
Материалами дела установлено.
26.03.2004 ФИО1 обратился в Инспекцию МНС РФ по г. Мурманску с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 12-15).
К данному заявлению были приложены следующие документы:
- копия паспорта № Р0852641, выданного 29.11.2001 МВД Азербайджана (л.д. 16),
- вкладыш к паспорту с отметкой о регистрации по месту временного пребывания до 08.05.2004 (л.д. 17),
- копия миграционной карты (л.д. 17 оборот),
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины (л.д. 19).
31.03.2004 Инспекцией было принято Решение о регистрации № 1524, на основании которого ответчик был зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304519009100249, о чем ему было выдано свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 51 № 000577114 (л.д. 7-9).
На запрос Инспекции о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание (вида на жительство) в письме от 04.06.2007 УФМС России по Мурманской области сообщило, что ФИО1 отказано в выдаче разрешения на временное проживание (л.д. 5).
На запрос истца от 22.06.2007 в Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Мурманской области о месте жительства физического лица был получен ответ, что ФИО3 зарегистрирован по месту пребывания на территории Мурманской области по адресу: <...> до 06.08.2007 (л.д. 6).
Посчитав, что предприниматель при подаче заявления на регистрацию представил в Инспекцию недостоверные сведения, подтверждающие право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации, Инспекция обратилась в суд с заявлением о принудительном прекращении предпринимательской деятельности.
Заслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) иностранный гражданин при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя обязан представить в регистрирующий орган
- копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, при подаче заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в качестве документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации, ответчиком была представлена копия миграционной карты с отметкой о въезде на территорию Российской Федерации 08.02.2004 на срок пребывания 90 дней и отметкой ПВС Ленинского ОВД г. Мурманска о регистрации по месту временного пребывания до 08.05.2004 (л.д. 17 оборот), копия вкладыша к национальному паспорту с отметкой о регистрации по месту временного пребывания сроком до 08.05.2004 (л.д. 17).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ), в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке не требующим получение визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание.
Образец отметки о разрешении временного проживания, проставляемой в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, в виде штампа и образец бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства, утверждены Приказом Министерства внутренних дел РФ от 14.04.2003 № 250 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство".
Из изложенных положений законодательства следует, что регистрация по месту временного пребывания не является разрешением на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации.
Следовательно, отметка в миграционной карте и национальном паспорте о регистрации по месту временного пребывания не является документом, подтверждающим право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, предусмотренным подпунктом «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ.
Представленные ответчиком в налоговый орган копия миграционной карты и вкладыша в национальный паспорт с отметками о регистрации по месту временного пребывания не являлись документами, подтверждающими право на временное проживание в Российской Федерации, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ являлось основанием для отказа в государственной регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение данных положений Закона налоговый орган не вынес решение об отказе в государственной регистрации, а принял решение от 31.03.2004 № 1524 о регистрации ответчика в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона № 129-ФЗ за нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, несут ответственность должностные лица регистрирующих органов, а не заявители (индивидуальные предприниматели).
Ответственность заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей предусмотрена статьей 25 Закона № 129-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 25 Закона №129-ФЗ предусмотрена ответственность индивидуальных предпринимателей в виде прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ к таким нарушениям отнесены:
- непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений,
- представление недостоверных сведений.
Предусмотренный подпунктом «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, является документом, подлежащим представлению при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (до государственной регистрации в государственном реестре) и не относится к сведениям, представляемым для включения в государственный реестр.
Таким образом, непредставление ответчиком в налоговый орган данного документа не является нарушением, предусмотренным пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ, а является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).
Представленные заявителем документы о регистрации по месту временного пребывания являются достоверными, в связи с чем их представление также не относится к нарушениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 25 Закона 129-ФЗ.
Несоответствие данных документов требованиям подпункта «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ не свидетельствует об их недостоверности.
Фактически ответчиком представлен документ, не соответствующий подпункту «е» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ (ненадлежащий документ).
Представление ненадлежащих документов в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации и не свидетельствуют о совершении ответчиком нарушений, предусмотренный пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ, являющихся основанием для применения предусмотренных пунктом 3 данной статьи мер ответственности в виде прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
То обстоятельство, что спустя четыре года после государственной регистрации регистрирующий орган обнаружил факт представления ответчиком для регистрации ненадлежащего документа, свидетельствует о нарушении порядка регистрации, допущенном регистрирующим органом, а не о совершении ответчиком грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Нарушения, допущенные регистрирующим органом, не могут служить основанием для применения мер ответственности к предпринимателю.
Согласно пункту 10 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 27.07.2007) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон № 62-ФЗ).
В силу статьи 10 Закона № 62-ФЗ документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 на территории Российской Федерации введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 выдача паспортов производится территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> Азербайджанской ССР, представил в судебное заседание паспорт гражданина Российской Федерации серии <...>, выданный 19.01.2008 Отделом УФМС России по Мурманской области в Октябрьском АО г. Мурманска 19.01.2008, что свидетельствует о получении им гражданства Российской Федерации (л.д. 27-28).
Таким образом, на момент подачи иска и рассмотрения дела ответчик приобрел статус гражданина Российской Федерации.
Согласно данным паспорта и сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Мурманской области ФИО3 19.01.2008 зарегистрирован по месту жительства: <...> (л.д. 28-29).
При таких обстоятельствах суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требования отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции.
Судья Т.Н. Спичак