ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1314/07 от 19.04.2007 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183950

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск дело № А42-1314/2007

20 апреля 2007 года

резолютивная часть решения вынесена и объявлена 19.04.07г., решение в полном объеме изготовлено 20.04.07г.

Судья Арбитражного суда Мурманской области   Беляева Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  ОАО «Мурманское морское пароходство»

к   Мурманской таможне

о   признании недействительным требования от 29.12.06г. № 174

при участии в судебном заседании представителей

заявителя   – Савельева А.Н., доверенность от 01.01.07г. № ЮР-7/7

Мурманской таможни   – Вотинова В.В., доверенность от 16.11.05г. № 25-15/15881; Ножина Н.Ю., доверенность от 01.12.05г. № 25-19/16847

установил:

Открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» (далее – ОАО «ММП», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни (далее – таможенный орган) от 29.12.06г. № 174 об уплате таможенных платежей.

В обоснование заявленных требований ОАО «ММП» указало следующее:

1. Средства крепления контейнеров являются судовыми принадлежностями (оборудованием), обеспечивающими осуществление перевозок грузов, т.е. процесс эксплуатации судна, как транспортного средства. Следовательно, в силу пункта 5 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), средства крепления контейнеров, ввезенные 01.11.05г. на борту т/х «Кола», для таможенных целей включаются в понятие «транспортное средство».

Как следует из раздела 11 Акта, Мурманской таможней установлен факт соблюдения ОАО «ММП» требований действующего законодательства при оформлении т/х «Кола» на приход 01.11.05г. с ввозимыми принадлежностями (средства крепления контейнеров на борту) в качестве транспортного средства на основании стандартных документов перевозчика.

2. Вменяемое ОАО «ММП» нарушение порядка, определенного положениями статьи 151 ТК РФ, не может быть применимо в отношении транспортного средства, поскольку данный порядок установлен исключительно в отношении товаров, в том числе и в случае помещения товаров под специальные таможенные режимы. Транспортные средства к товарам не относятся (пункт 5 части 1 статьи 11 ТК РФ). Согласно положениям статьи 270 ТК РФ, транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ, что исключает включение такого транспортного средства в понятие «товар» при выполнении таким транспортным средством международных перевозок грузов.

3. В разделе 11 Акта отсутствуют какие-либо указания на существо, дату и форму установления таможенным органом каких-либо ограничений использования средств крепления контейнеров, находящихся во взаимосвязи с предоставлением каких-либо льгот по уплате таможенных платежей.

Передача средств крепления контейнеров на иное транспортное средство – т/х «Кандалакша» не может изменить целей использования данных принадлежностей и исключить их из состава транспортного средства. Факт отсутствия указания в графе 16 генеральной (общей) декларации судна т/х «Кола» при последующем отходе 29.12.05г. в международный рейс в соответствии с таможенным режимом «временный вывоз транспортного средства» указанных средств крепления контейнеров, не означает безусловного наступления обязанности уплаты таможенных платежей. Данные средства были переданы на иное транспортное средство, принадлежащее ОАО «ММП»; соблюдение порядка таможенного оформления т/х «Кандалакша» таможенным органом при проведении специальной таможенной ревизии не исследовалось.

Мурманская таможня представила отзыв на заявление, в котором с заявленным требованием не согласилась, указав, что подачей въездной декларации ОАО «ММП» было заявлено о закрытии таможенного режима «Временный вывоз» в отношении транспортного средства т/х «Кола» и открытии таможенного режима «Временный ввоз» в отношении ввезенного оборудования – многообортных средств крепления контейнеров.

20.12.05г. с т/х «Кола» на т/х «Кандалакша» было передано оборудование многооборотных средств крепления контейнеров, предназначенных для эксплуатации транспортного средства – т/х «Кола», в наименовании, количестве и контрактной стоимости, как указано в акте специальной таможенной ревизии.

В графе 16 генеральной (общей) декларации судна т/х «Кола» от 29.12.05г., представленной на таможенный пост «Морской порт Мурманск» при отходе в международный рейс, данные средства крепления контейнеров в стандартных документах перевозчика в качестве вывозимых заявлены не были.

В нарушение порядка, установленного пунктом 7 статьи 279 ТК РФ, использованное в период нахождения судна т/х «Кола» на таможенной территории Российской Федерации временно ввезенное оборудование – многооборотные средства крепления контейнеров ОАО «ММП» не заявляло к таможенному режиму «Выпуск для свободного обращения» и соответствующие таможенные платежи не были уплачены. Под иной таможенный режим указанное оборудование ОАО «ММП» не заявлялось.

В судебном заседании представитель ОАО «ММП» настаивал на незаконности оспариваемого требования об уплате таможенных платежей по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Мурманской таможни в судебном заседании против заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве; настаивали на законности и обоснованности оспариваемого требования. Пояснили, что в данном случае какой-либо коммерческой сделки по отчуждению оборудования не было, однако передача ОАО «ММП» данного оборудования с одного судна на другое свидетельствует о распоряжении ОАО «ММП» данным имуществом (товаром), что, в отсутствие соответствующего разрешения, не соответствует целям его использования и является нарушением действующего таможенного законодательства.

По материалам дела установлено:

В период с 20.09.06г. Мурманской таможней была произведена специальная таможенная ревизия ОАО «ММП» по вопросу соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Ревизией выявлено следующее:

11.10.05г. принадлежащее ОАО «ММП» судно т/х «Кола» ушло в международный рейс (судовое дело № 10207050/200905/01859). 01.11.05г. судно т/х «Кола» пришло из п. Роттердам (Голландия) в порт Мурманск (уведомление на приход № 4128 от 31.10.05г., судовое дело № 10207050/011105/02144). Таможенное оформление при закрытии таможенного режима «Временный вывоз» в отношении транспортного средства – судна т/х «Кола» было осуществлено на таможенном посту «Морской порт «Мурманск» в упрощенном порядке по стандартным документам перевозчика.

Согласно представленной на таможенный пост «Морской порт «Мурманск» генеральной (общей) декларации судна т/х «Кола» (графа 16), на его борту были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации средства крепления контейнеров, полученные в порту Роттердам (Голландия) по накладной № 510106. Оборудование крепления контейнеров 16.03.06г. принято к бухгалтерскому учету ОАО «ММП»; оплата за оборудование произведена в полном объеме согласно заявлению на перевод № 344 от 30.11.05г. со счета ОАО «ММП» № 40702840100150080001 в филиале НБ «Траст» (ОАО) в г. Мурманске.

Грузовая таможенная декларация на ввезенное оборудование не представлялась. Данное оборудование в таможенном отношении было оформлено на основании пункта 2 статьи 278 ТК РФ в качестве временно ввозимого оборудования, в отношении которого было предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно графы 16 генеральной (общей) декларации судна т/х «Кола» от 29.12.05г., представленной на таможенный пост «Морской порт «Мурманск» при отходе в международный рейс, средства крепления контейнеров, полученные в порту Роттердам по накладной № 510106, в качестве вывозимых заявлены не были.

На основании РДО УТЭФ-53/1125 20.12.05г. ОАО «ММП» с судна т/х «Кола» на судно т/х «Кандалакша» была осуществлена передача материальных ценностей (части оборудования - средств крепления контейнеров), о чем составлены акты № 48 и № 49.

За разрешением о передаче оборудования средств крепления контейнеров с т/х «Кола» на т/х «Кандалакша» ОАО «ММП» в таможенный орган не обращалось; таможенное оформление товаров не производилось.

По результатам специальной таможенной ревизии Мурманской таможней 28.12.06г. составлен акт № 1027000/281206/00031. В указанном акте таможенным органом сделан вывод о нарушении ОАО «ММП» порядка, установленного статьей 151 ТК РФ, а именно, осуществление передачи с судна т/х «Кола» средств крепления контейнеров, предназначенных для эксплуатации данного транспортного средства, о временной ввозе которых было заявлено в генеральной (общей) декларации, принятой на таможенной посту «Морской порт «Мурманск» в качестве въездной декларации, на т/х «Кандалакша»; под иной таможенный режим указанное оборудование не заявлялось.

Также в акте (Приложение № 2) Мурманской таможней был произведен расчет неуплаченных ОАО «ММП» таможенных пошлин и налогов применительно к таможенному режиму «выпуск для внутреннего потребления» в общей сумме 366 597,95руб., из которых: таможенная пошлина – 154 032,75руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 212 565,20руб.

29.12.06г. таможенный орган выставил ОАО «ММП» требование № 174 об уплате в срок до 22.01.07г. таможенных сборов, пошлины, НДС в указанных выше размерах, а также пеней, начисленных за период с 21.12.05г. по 29.12.06г. в сумме 53 346,12руб., всего 419 944,07руб.

Не согласившись с требованием Мурманской таможни, ОАО «ММП» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 1 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

В соответствии со статьей 11 ТК РФ товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.

К транспортным средствам, не относящимся к товарам, относятся, в том числе любые морские (речные) суда, их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ «Перемещение транспортных средств».

Согласно пункту 1 статьи 278 ТК РФ временно ввозимое с транспортным средством специальное оборудование, предназначенное для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, независимо от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет, подлежит полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Если запасные части и оборудование перемещаются через таможенную границу одновременно с транспортным средством в соответствии со статьей 278 ТК РФ, допускается заявление сведений о них во въездной или выездной декларации, представленной в отношении этого транспортного средства (пункт 3 статьи 279 ТК РФ).

Материалами дела подтверждается факт оформления т/х «Кола» на приход 01.11.05г. с ввозимыми принадлежностями (средствами крепления контейнеров на борту) в качестве транспортного средства на основании стандартных документов перевозчика.

По мнению Мурманской таможни, в результате закрытия в отношении транспортного средства т/х «Кола» таможенного режима «Временный вывоз», исходя из пункта 5 статьи 279 ТК РФ ввезенное в составе транспортного средства оборудование многооборотных средств крепления контейнеров следует рассматривать как помещенное под таможенный режим временного ввоза.

Указанное обстоятельство влечет за собой обязанность соблюдать условия этого таможенного режима, в том числе осуществить вывоз с территории Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 279 ТК РФ при таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что вышеуказанное оборудование – многооборотные средства крепления контейнеров, было вывезено ОАО «ММП» в составе транспортного средства т/х «Кандалакша»; таможенное оформление транспортного средства т/х «Кандалакша» с вывозимым оборудованием (средствами крепления контейнеров на борту) было также произведено в упрощенном порядке на основании стандартных документов перевозчика, с указанием сведений о вывозимом оборудовании - средствах крепления контейнеров. Нарушений порядка таможенного оформления транспортного средства т/х «Кандалакша» таможенным органом не установлено.

В судебном заседании представители Мурманской таможни указанный факт не оспаривали, указав также, что при проведении специальной таможенной ревизии отдельно данный вопрос не исследовался и, соответственно, не нашел отражение в акте.

Таким образом, средства крепления контейнеров были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в составе транспортного средства т/х «Кола», как его оборудования, через таможенную границу Российской Федерации не перемещались в качестве отдельных товаров и не приобрели статус товара при его вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации также в составе транспортного средства т/х «Кандалакша», следовательно, не являются товаром в значении, употребляемом в статье 11 ТК РФ.

Как пояснил в судебном заседании представитель Мурманской таможни, ОАО «ММП» в нарушение порядка установленного пунктом 7 статьи 279 ТК РФ, использованное в период нахождения т/х «Кола» на таможенной территории Российской Федерации временно ввезенное оборудование (многооборотные средства крепления контейнеров) не заявляло к таможенному режиму «Выпуск для свободного обращения»; под иной таможенный режим оборудование не заявлялось.

В силу пункта 7 статьи 279 ТК РФ использованные и не вывезенные обратно запасные части и оборудование подлежат выпуску для свободного обращения либо помещению под иной таможенный режим с соблюдением требований и условий, установленных настоящим Кодексом.

При проведении всех процедур от ввоза на таможенную территорию средств крепления контейнеров в составе транспортного средства (т/х «Кола») до их демонтажа с судна т/х «Кола» и последующего монтажа на иное транспортное средство – судно т/х «Кандалакша» отсутствовала какая-либо коммерческая сделка, передача оборудования другому лицу не осуществлялась, оборудование (средства крепления контейнеров) продолжало оставаться у ОАО «ММП» в собственности.

Вывоз части многооборотных средств крепления контейнеров в составе другого транспортного средства (т/х «Кандалакша», принадлежащего ОАО ММП»), что также было продекларировано по генеральным декларациям в упрощенном порядке, свидетельствует о том, что данное оборудование не выпускалось в свободное обращение, в связи с чем, ссылка таможенного органа на пункт 7 статьи 279 ТК РФ не может быть принята.

Пунктами 2, 3 статьи 151 ТК РФ определено, что условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

При этом в рассматриваемом случае передача средств крепления контейнеров с одного транспортного средства на иное транспортное средство сама по себе не свидетельствует об изменении целей использования данного оборудования, исключении его из состава транспортного средства, наступления обязанности по уплате таможенных платежей.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт.

Доказательств нарушения ОАО «ММП» требований ТК РФ, а следовательно, возникновение соответствующей обязанности по уплате таможенных платежей, налогов, таможенным органом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Мурманской таможни отсутствовали правовые основания для выставления ОАО «ММП» требования от 29.12.06г. № 174 об уплате таможенных платежей, при отсутствии у ОАО «ММП» соответствующей обязанности, что влечет недействительной оспариваемого требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л:

Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Таможенного кодекса Российской Федерации, требование Мурманской таможни от 29.12.2006г. № 174.

Взыскать с Мурманской таможни в пользу Открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» судебные расходы в сумме 2 000руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Беляева Л.Е.