ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1359/20 от 08.07.2020 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Академика Книповича, д. 20, г.Мурманск, Мурманская область, 183038

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                               Дело № А42-1359/2020 15 июля 2020 года

Резолютивная часть решения вынесена 08.07.2020.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Светлагор» (юридический адрес: ул. Папанина, д. 14, кв. 42, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; почтовый адрес: пр.Связи, д. 4, г. Мурманск) к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ул. Карла Маркса, д.18, <...>; ОГРН <***>,                               ИНН <***>) об оспаривании постановления, при участии представителей: от заявителя – не участвовал, от административного органа – по доверенности ФИО1,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Светлагор» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – административный орган. Инспекция, ГЖИ МО) № 11/20/62 от 05.02.2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – АПК РФ).

В обоснование требования заявитель, указал на незаконность оспариваемого постановления, вынесенного без учета представленных Обществом доказательств, свидетельствующих о размещении на момент составления протокола актуальной информации на досках объявлений в подъездах МКД № 44 по ул. ФИО2, на портале ГИС ЖКХ, а также в платежных документах.

Административным органом представлен отзыв на заявление, в котором, Инспекция, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие вменяемого правонарушения на момент его выявления, с заявленными требованиями не согласилась.

Заявитель, будучи извещенным надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, каких-либо возражений, ходатайств не заявил.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителя административного органа, судом на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в суде первой инстанции в отсутствие заявителя.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в отзыве.

Как следует из материалов дела, по факту поступившего для рассмотрения по подведомственности из приемной Губернатора Мурманской области заявления гражданки С. (вх. от 11.12.2019 № 18/14622-от), проживающей по адресу: ул.ФИО2, д. 44, г. Мурманск, должностным лицом Инспекции, на основании распоряжения заместителя начальника ГЖИ МО № 2594 от 17.12.2019, в отношении Общества, в период с 25.12.2019 по 27.12.2019 проведена внеплановая выездная, документарная проверка, для достижения целей и задач в рамках которой, у ООО «Светлагор» запрошены следующие документы и информация (пункт 13 распоряжения): копия договора на оказание услуг, заключенного с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию либо информация об иных способах организации деятельности аварийно-диспетчерской службы в МКД № 44 по ул. ФИО2 в г. Мурманске; о способах осуществления приема и выполнения заявок собственников и пользователей помещений в данном МКД при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу.

 В ходе проведенных в отношении ООО «Светлагор» в период 25.12.2019 с 10 час. до 10 час. 20 мин. при участии представителя Общества по доверенности, с применением средств фотофиксации и 26.12.2019 с 14 час. 55 мин. до 15 час. 10 мин. (также с применением средств фотосъемки), проверочных мероприятий, ГЖИ МО установлено, следующее.

 ООО «Светлагор» имеет выданную ГЖИ МО лицензию № 000325 от 14.08.2018 на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сроком действия по 11.01.2023. В реестре лицензий Мурманской области МКД № 44 по ул. ФИО2 в г. Мурманске с 01.09.2018 закреплен за лицензиатом ООО «Светлагор».

К установленному сроку, а также на момент составления акта проверки (27.12.2019), запрошенные у Общества документы и информация не представлены.

ООО «Светлагор» осуществляет управление МКД по адресу: ул.ФИО2, д. 44, г. Мурманск на основании договора управления многоквартирным домом (далее – Договор управления), заключенного по результатам принятого собственниками указанного МКД решения, оформленного соответствующим протоколом.

Согласно пункту 3.1.2 Договора управления управляющая организация обязана обеспечивать доступ сособственников и нанимателей помещений к информации о деятельности управляющей организации по управлению МКД в соответствии со стандартами раскрытия информации.

 Пунктом 3.1.9 Договора управления установлено, что управляющая организация обязана обеспечивать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание МКД, принимать заявки от собственника и пользующихся помещением в МКД лицам, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством и Договором управления.

В соответствии с пунктом 3.1.28 Договора управления управляющая организация обязана предоставлять  собственнику отчет о выполнении условий Договора управления за истекший год работы в течение первого квартала нового года. Отчет предоставляется собственникам путем размещения на досках объявлений в подъездах МКД.

1) Раскрытие информации о контактных телефонах ООО «Светлагор», размещение отчета о выполнении Договора управления за 2018 год в ГИС ЖКХ.

25.12.2019 при исследовании портала ГИС ЖКХ установлено, что                     ООО «Светлагор» разместило в ГИС ЖКХ следующую информацию:

- о номере контактного телефона управляющей организации – <***>;

- о номере контактного телефона аварийно-диспетчерской (диспетчерской) службы управляющей организации - +7-000-000-00-51.

Отчет о выполнении договора управления за 2018 год в ГИС ЖКХ не размещен.

2) 25.12.2019 в ходе выездной проверки в части раскрытия информации о контактных телефонах управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы, отчета о выполнении Договора управления за 2018 год на досках объявлений, расположенных на подъездах МКД № 44 по ул. Капитана ФИО2 в г.Мурманске, должностным лицом Инспекции установлено следующее.

На досках объявлений, расположенных в подъездах МКД, информация об управляющей организации не размещена. 

На досках объявлений, расположенных у входа в подъезды данного МКД, размещена (раскрыта перед собственниками и пользователями помещений дома) следующая информация:

- номер контактного телефона управляющей организации – <***>;

- телефон для заявок – 051 (круглосуточно);

- служба качества – 8-921-724-74-78;

- телефон начальника технического участка – 8-921-030-16-56;

- телефон аварийной службы – <***> (с 17 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин.);

- вопросы по начислениям – 99-42-34.

Отчет о выполнении договора управления за 2018 год не размещен.

Таким образом, установлено, что отчет о выполнении договора управления вышеуказанным МКД за 2018 год не предоставлен управляющей организацией собственникам путем его размещения на досках объявлений в подъездах такого МКД (пункт 3.1.28 Договора управления). Также не размещена информация об управляющей организации на досках объявлений, расположенных в подъездах МКД. 

3) 26.12.2019 в ходе выездной проверки по части раскрытия информации о контактных телефонах управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы, отчета, о выполнении Договора управления за 2018 год на досках объявлений, расположенных в подъездах МКД (без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки), установлено следующее.

На досках объявлений, расположенных в подъездах МКД № 44 по ул.ФИО2 в г. Мурманске, информация об управляющей организации не размещена.

Также не размещена информация об управляющей организации на доске объявлений, расположенной у входа во второй подъезд указанного МКД.

На доске объявлений, расположенной у входа в первый подъезд МКД, размещенная информация, выявленная в ходе выездной проверки 25.12.2019, осталась без изменения.

 Таким образом, при проверки выявлено, что информация об управляющей организации на досках объявлений, расположенных в подъездах и у входа во второй подъезд вышеуказанного МКД не раскрыта Обществом перед собственниками и пользователями помещений этого МКД.

4) 26.12.2019 лицом, проводившим проверку, осуществлены звонки по контактным номерам телефонов ООО «Светлагор», размещенным в ГИС ЖКХ и раскрытым 25.12.2019 на доске объявлений, расположенных у входов в подъезды МКД № 44 по ул. ФИО2, в г. Мурманске, вследствие чего, выявлено следующее:

26.12.2019 в 15 час. 24 мин. на номер телефона управляющей организации <***>- данный номер контактного телефона не подключен к станции.

Следовательно, ООО «Светлагор» размещена в ГИС ЖКХ недостоверная информация о номере контактного телефона <***>) управляющей организации.

26.12.2019 в 15 час. 27 мин. на номер телефона управляющей организации <***> ответил специалист ООО «Светлагор».

26.12.2019 в 15 час. 29 мин. на номер телефона диспетчерской службы 051-специалист ММБУ «ЕДДС» пояснил, что договор об оказании информационных и диспетчерских услуг с ООО «Светлагор» не заключен, соответственно заявки от собственников (пользователей) помещений МКД № 44 по ул. ФИО2, в г.Мурманске не принимаются.

26.12.2019 в 17 час. 10 мин. на номер телефона аварийной службы управляющей организации <***> – абонент в сети не зарегистрирован (возможность оставить голосовое сообщение отсутствует).

 26.12.2019 в 17 час. 27 мин. повторный звонок на номер телефона аварийной службы управляющей организации – <***>-абонент в сети не зарегистрирован.

26.12.2019 в 17 час. 33 мин. на номер телефона начальника технического участка 8-921-030-16-56 – звонок остался без ответа (возможность оставить голосовое сообщение отсутствует).

Ответ на указанные телефонные звонки от управляющей организации (аварийно-диспетчерской службы) не последовал.

Инспекцией сделан вывод, что ООО «Светагор» не организована деятельность аварийно-диспетчерской службы в указанном МКД.

Результаты проверочных мероприятий отражены в соответствующем акте  № 2446 от 27.12.2019 с приложенной к нему фототаблицей. Одновременно в связи с нарушением обязательных требований жилищного законодательства Обществу выдано предписание № 1244/62 о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 17.01.2020.

Установив, что ООО «Светлагор» при осуществлении управления МКД по адресу: ул. Капитана ФИО2, д. 44, г. Мурманск допустило грубое нарушение лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных подпунктом «з» пункта 4.1 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части отсутствия организации Обществом деятельности аварийно-диспетчерской службы в указанном МКД, 21.01.2020 государственным жилищным инспектором ГЖИ МО в присутствии представителя Общества по доверенности, в отношении ООО «Светлагор» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

05.02.2020 заместителем начальника Инспекции вынесено постановление             № 11/20/62 о привлечении ООО «Светлагор» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, заслушав пояснения представителя Инспекции, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закона № 99-ФЗ) определено, что лицензионные требования представляют собой - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Закона № 99-ФЗ подлежит обязательному лицензированию (пункт 51).

В соответствии с частью 2 статьи 193 ЖК РФ правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.

Во исполнение названной нормы Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 принято Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение №1110), устанавливающее порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

В соответствии подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения № 1110 Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ установлено, что лицензионными требованиями являются: соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

При этом, в силу пункта 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила № 416), пунктом 2 которых определено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В силу части 2 статьи 162 ЖК  РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Так, в соответствии с условиями заключенного ООО «Светлагор» по результатам принятого собственниками спорного МКД решения, оформленного соответствующим протоколом, Договора управления, управляющая организация обязана обеспечивать доступ сособственников и нанимателей помещений к информации о деятельности управляющей организации по управлению МКД в соответствии со стандартами раскрытия информации (пункт 3.1.2 Договора управления).

 Пунктом 3.1.9 Договора управления установлено, что управляющая организация обязана обеспечивать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание МКД, принимать заявки от собственника и пользующихся помещением в МКД лицам, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством и Договором управления.

В соответствии с пунктом 3.1.28 Договора управления управляющая организация обязана предоставлять  собственнику отчет о выполнении условий Договора управления за истекший год работы в течение первого квартала нового года. Отчет предоставляется собственникам путем размещения на досках объявлений в подъездах МКД.

В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее – Закон № 209-ФЗ) с 1 июля 2017 года поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, за исключением поставщиков информации, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, и поставщиков информации - федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов государственного жилищного надзора в части размещения информации, предусмотренной статьей 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, в части размещения информации, предусмотренной статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, для которых законодательством Российской Федерации установлен более ранний срок размещения информации в системе.

Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»» официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» определен www.dom.gosuslugi.ru.

Лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 18 статьи 7 Закона № 209-ФЗ).

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ № 74/114/пр) установлена информация, подлежащая размещению в ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктами 1.5, 1.11 раздела 10 Приказа № 74/114/пр лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, размещают в ГИС ЖКХ информацию о номере контактного телефона управляющей организации, аварийно-диспетчерской (диспетчерской) службы управляющей организации.

Частью 11 статьи 162 ЖК РФ определено, что если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

В силу подпункта «б» пункта 31 Правил № 416 в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе:

наименование (фирменное наименование) управляющей организации, номер лицензии, срок действия лицензии, информация об органе, выдавшем указанную лицензию, адрес местонахождения, в том числе представительства управляющей организации, режим работы, информация о днях и часах приема, адрес официального сайта управляющей организации (при наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет";

контактные телефоны управляющей организации, представительства управляющей организации, аварийно-диспетчерской службы и аварийных служб ресурсоснабжающих организаций.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 416 управляющая организация, товарищество, кооператив не вправе ограничивать доступ к раскрываемой информации собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также обязаны обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах ее размещения, предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно пункту 9 Правил № 416 управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Пунктом 13 Правил № 416 определено, что аварийно-диспетчерская служба обеспечивает, в том числе: ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления.

Так, в ходе проверочных мероприятий, проведенных в период с 25.12.2019 по 26.12.2019 по обращению гражданки С., должностным лицом Инспекции, посредством исследования портала ГИС ЖКХ, непосредственного выезда в целях изучения информации, размещенной на досках объявлений, расположенных в подъездах спорного МКД, установлено, что отчет о выполнении договора управлении за 2018 года, в нарушение вышеприведенных норм, не был размещен ООО «Светлагор» ни в системе ГИС ЖКХ ни на досках объявлений, расположенных в подъездах МКД.

Кроме того, на досках объявлений, не раскрыта информация об управляющей организации.

Названные нарушения на дату проведения внеплановой проверки – 26.12.2020 посредством выезда к МКД без извещения управляющей организации, Обществом не устранены, при том, что в ходе проверки 25.12.2019 присутствовал представитель ООО «Светлагор» по доверенности.

При проверке раскрытой информации в ГИС ЖКХ, а также на досках объявлений, расположенных у входа в подъезды спорного МКД, Инспекцией установлено, что Обществом на сайте размещена недостоверная информация о контактном телефоне, а также о телефонах аварийно-диспетчерской службы, равно как и на досках объявлений МКД.

В ходе проведения проверки Обществом, на запрос Инспекции, копия договора, заключенного с организацией, осуществляющей деятельностью по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, не была представлена.

Доводы заявителя сводятся к тому, что административным органом при привлечении к административной ответственности не учтено, что на момент составления протокола об административном правонарушении Обществом была размещена актуальная информация на досках объявлений и платежных документах. Факт отсутствия такой информации на момент проведения проверки, заявителем не оспаривается.

Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается, судом установлено, что на момент проведения проверки Обществом в ГИС ЖКХ и на досках объявлений, расположенных в подъездах МКД, раскрыта недостоверная информация о контактных номерах телефонов (не представляется возможным осуществить вызов для получения информации по назначению); отсутствовал заключенный с организацией, осуществляющей деятельностью по аварийно-диспетчерскому обслуживанию договор, информация о способах передачи сведений в такую организацию до собственников, проживающих в спорном МКД лиц, не доведена; кроме того, отсутствовал отчет о выполнении договора управления за 2018 год; на досках объявлений, не размещена информация об управляющей организации, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 4.1 Положения № 1110 является грубым нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил № 416, и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного  частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит правомерным вывод Инспекции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3              КоАП РФ.

Устранение на момент составления протокола об административном правонарушении выявленных в ходе проведения проверки грубых нарушений лицензионных требований (после их обнаружения) не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении и освобождающим юридическое лицо от ответственности, но может учитываться при назначении административного наказания в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ

Оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.

Пренебрежение Общества к соблюдению лицензионных требований, послужило основанием обращения лица, проживающего в спорном МКД, с жалобой, в том числе на регулярные прорывы трубопровода, невозможность дозвониться в управляющую компанию, неподключение дома к аварийно-спасательной службе, что исключает возможность обращения в случае аварии в нерабочее время; на отсутствие информационной доски и непредоставление отчета о расходовании средств.

При этом, суд учитывая, что отсутствие заключенного управляющей организацией договора на аварийно-диспетчерское обслуживание, предоставление недостоверной информации о телефонах аварийно-диспетчерской службы, представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в МКД граждан, при возникновении аварийной ситуации по прорыву систем отопления, горячего водопровода, что также влечет возможность причинения имущественного ущерба собственникам помещений. 

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Оценивая характер и конкретные обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, принятие ООО «Светлагор» мер, направленных на устранение совершенного правонарушения, что подтверждается представленными при составлении протокола об административном правонарушении № 20 от 21.01.2020 документами (размещение необходимой информации в платежных документах за декабрь 2019; фотофиксация, информации, размещенной на досках объявлений, расположенных у входа в подъездах МКД; распечатки с сайта ГИС ЖКХ), а также конституционный принцип соразмерности административного наказания, дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, суд считает, что имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания до 150 000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу положений статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Требование Общества о возвращении дела об административном правонарушении на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, в указанной части производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

постановление Государственной жилищной инспекции Мурманской области № 11/20/62 от 05.02.2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Светлагор» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 150 000 руб.

Производство по делу № А42-1359/2020, в части требования ООО «Светлагор» о возвращении дела об административном правонарушении на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области, прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                        Карачева А.Е.