Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-1476/2019
Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 мая 2019 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проничевой С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Карат-1», ул.Шмидта, д.43, оф. 521, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Мурманской таможне, ул.Горького, д.15, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения № 10207000/210/110219/Т000032 от 11.02.2019
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 09.01.2019,
ответчика – ФИО2, доверенность от 26.11.2018 № 04-22/16949; ФИО3, доверенность от 22.01.2019 № 04-22/0002,
установил:
акционерное общество «Карат-1» (далее - заявитель, Общество, АО «Карат-1») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Мурманской таможни по результатам таможенной проверки № 10207000/210/110219/Т000032 от 11.02.2019 об уплате и взыскании с АО «Карат-1» ввозной таможенной пошлины в сумме 253 351,43 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 527 972,97 руб. (всего в сумме 781 324,40 руб.), а также пени за просрочку уплаты данных таможенных платежей.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что рыбопродукция в количестве 79 530 кг, ввезенная на территорию таможенного союза, произведена принадлежащим АО «Карат-1» рыбопромысловым судном М-0272 «Аквамарин» и в силу пунктов 6, 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее - Правила определения страны происхождения товаров) относится к продукции морского промысла, произведенной в Российской Федерации. Вывод Мурманской таможни о том, что спорная рыбопродукция приобрела статус иностранного товара, поскольку при следовании через территорию Королевства Норвегия была реализована судовладельцем иностранному юридическому лицу и в последующем куплена Обществом у данного лица, не основан на фактических обстоятельствах дела. Общество, принимая во внимание условия исполнения АО «Карат-1» и компанией «NorwegianRussianSeefoodAS» условий заключенных в 2017 году договоров № NRS 19042017 и № NRS-K 30042017, полагает, что между сторонами фактически сложились отношения, вытекающие не из договоров купли-продажи, а из агентского договора, при которых агент - компания «NorwegianRussianSeefoodAS», выступая от своего имени, но за счет принципала, осуществлял действия, связанные с хранением рыбопродукции, производил погрузочно-разгрузочные операции в отношении товаров на территории Норвегии. Договоры № NRS 19042017 и № NRS-K 30042017 исполнялись сторонами как единый агентский договор, при котором право собственности на продукцию от принципала к агенту не переходило. Общество не приобрело у своего контрагента продукцию, а лишь компенсировало произведенные компанией «NorwegianRussianSeefoodAS» расходы и уплатило вознаграждение за совершенные с грузом действия. Вместе с тем, по смыслу пункта 3 Приказа Федеральной таможенной службы от 15.01.2013 № 40 «О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза» (далее - Приказ ФТС России № 40) и пунктов 6, 7 Правил определения страны происхождения товаров передача Обществом товара компании «NorwegianRussianSeefoodAS» на основании агентского договора не влечет утраты товаром статуса «произведенного в Российской Федерации» и не требует осуществления операций по таможенному оформлению.
Мурманская таможня с требованием Общества не согласилась. В отзыве на заявление со ссылкой на материалы проверки указала, что продукция морского промысла, произведенная российским судном М-0272 «Аквамарин» была продана иностранной организации «NorwegianRussianSeefoodAS» (пункт 2 контракта от 19.04.2017 № NRS 19042017), далее эта же продукция морского промысла была приобретена АО «Карат-1» у иностранной организации «NorwegianRussianSeefoodAS» (пункт 2 контракта от 30.04.2017 № NRS-K30042017). Так как ввезенная на транспортном средстве «Polfoss» (коносамент № 6604-162795/102044 от 03.05.2017) продукция морского промысла не была доставлена на территорию Российской Федерации, а была продана иностранной организации и при ввозе на таможенную территорию Союза являлась предметом внешнеэкономической сделки, то положения приказа ФТС России № 40, в части не совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Союза продукции морского промысла, в рассматриваемом случае неприменимы. На основании пункта 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) указанная рыбопродукция подлежала таможенному декларированию. Поскольку АО «Карат-1» таможенное декларирование продукции морского промысла, произведенной судном М-0272 «Аквамарин» и ввезенной на таможенную территорию Союза на судне «Polfoss» 05.05.2017 не производило, такая продукция является незаконно перемещенной. В силу части 1 пункта 5 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в заявлении и в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, 05.05.2017 морское судно «Polfoss» (флаг Антигуа и Барбуда) пришло в порт Мурманск (судовое дело № 10207050/050517/0000773). Согласно документам, представленным капитаном судна на таможенный пост Морской порт Мурманск на приход данного судна в порт Мурманск, судно «Polfoss» осуществляло рейс по маршруту Ботсфьорд (Норвегия) - Мурманск (выгрузка/погрузка мороженой рыбопродукции/генеральных грузов).
Также согласно представленным на таможенный пост документам: грузовой декларации от 05.05.2017 и коносамента от 03.05.2017 № 6604-162795/102044, на борту судна «Polfoss», кроме прочих товаров, на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в адрес АО «Карат-1» была ввезена продукция морского промысла в следующем количестве:
-зубатка мороженая 2 места, 44,00 кг нетто, 61,38 кг брутто;
-палтус мороженый 61 место, 1508,00 кг нетто, 1570,47 кг брутто;
-окунь мороженый 39 мест, 908,00 кг нетто, 932,33 кг брутто;
-окунь мороженый 67 мест, 1596,00 кг нетто, 1642,60 кг брутто;
-икра трески мороженая 1318 мест, 35660,00 кг нетто, 36315,83 кг брутто;
-сайда мороженая 1614 мест, 39814,00 кг нетто, 40644,48 кг брутто.
Всего было ввезено 3101 место продукции морского промысла общим весом 79530,00 кг нетто, 81167,09 кг брутто.
В грузовой декларации от 05.05.2017, поданной на таможенный пост Морской порт Мурманск, и в коносаменте от 03.05.2017 № 6604-162795/102044 названная продукция значилась как продукция морского промысла, произведенная российской организацией АО «Карат-1» на собственном судне М-0272 «Аквамарин» (Свидетельство о праве собственности на судно от 23.10.2007), плавающим под флагом Российской Федерации (Свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации от 23.10.2007).
Согласно представленным АО «Карат-1» и Мурманским филиалом ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» сведениям, продукция морского промысла в количестве 79530,00 кг нетто выловлена судном М-0272 «Аквамарин» в Норвежской экономической зоне и в зоне архипелага Шпицберген в период с 03.03.2017 по 16.04.2017 по разрешениям: от 16.12.2016 № 512017010017ПМ, от 05.01.2017 № 512017010108ПМ.
Сотрудником таможенного поста проведена проверка документов на ввозимую продукцию морского промысла: грузовых деклараций, разрешительных документов, дающих право на добычу (вылов) водных биоресурсов, документов, подтверждающих национальную принадлежность морского судна-изготовителя продукции морского промысла (свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Приказа ФТС России № 40 таможенное декларирование и выпуск ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС продукции морского промысла не совершались.
В ходе камеральной таможенной проверки, проведенной с 08.10.2018 на основании статей 331, 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенным органом установлено следующее.
Мороженая рыбопродукция выгружена с борта судна на терминал «Skutvikterminalen» в порту Олесунн (Норвегия) с 18.04.2017 по 19.04.2017 (согласно выписке из судового журнала судна М-0272 «Аквамарин» и накладной на передачу груза (отгрузочной квитанции) от 19.04.2017 № 6100000075031).
Затем ввезенная продукция морского промысла была продана компании «NorwegianRussianSeafoodAS» по контракту от 19.04.2017 № NRS 19042017 за 574 319,80 Норвежских крон и передана иностранной компании по акту приема-передачи от 19.04.2017 № 19042017.
В соответствии с пунктом 6 контракта от 19.04.2017 № NRS 19042017 право собственности на товар переходит от Продавца к Покупателю после передачи товара в порту Олесунн в момент подписания капитаном судна и представителем холодильного терминала отгрузочной квитанции. На основании отгрузочной квитанции Продавец оформляет акт приема-передачи, который подписывается Продавцом и Покупателем.
АО «Карат-1» в адрес компании «NorwegianRussianSeafoodAS» выставлен инвойс от 19.04.2017 № 19042017 на сумму 574 319,80 Норвежских крон, который, согласно выписке со счета, был оплачен компанией «NorwegianRussianSeafoodAS» 25.05.2017.
В бухгалтерском учете АО «Карат-1» сумма 574 319,80 Норвежских крон отнесена на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (проводки от 19.04.2017 и от 25.05.2017). 25.05.2017 данная сумма была отнесена на счет 52 «Валютные счета».
Согласно представленным АО «Карат-1» пояснениям, продажа выработанной рыбопродукции в количестве 79 530,00 кг компании «NorwegianRussianSeafoodAS» была обусловлена тем, что на территории Королевства Норвегии запрещается совершение иностранным юридическим и физическим лицам операций с иностранными товарами, перемещаемыми транзитом через территорию данного государства.
В последующем эта же продукция была приобретена АО «Карат-1» у иностранной организации «NorwegianRussianSeafoodAS» в рамках контракта от 30.04.2017 № NRS-K 30042017 и принята у иностранной компании по акту приема-передачи от 30.04.2017 № 30042017. Согласно данному контракту иностранная организация «NorvegianRussianSeafoodAS» продает, aAO «Карат-1» покупает мороженую рыбопродукцию, произведенную судном М-0272 «Аквамарин» в общем количестве 79530,00 кг в следующем ассортименте: икра трески, палтус потр. б/г я/р б/х 0,5 - 1 кг, палтус потр. б/г я/р б/х 1 - 2 кг, палтус потр. б/г я/р б/х 2 - 3 кг, окунь потр. б/г (яп.рез) 0,7 + кг, окунь потр. б/г (яп.рез) 0,3 - 0,5 кг, сайда потр. б/г. 3 + кг, сайда потр. б/г 1 - 2 кг, сайда потр. б/г 2 - 3 кг, сайда потр. б/г 0,5 - 1 кг, зубатка пестрая потр. б/г.
Общая сумма контракта с учетом стоимости поддонов составила 685 661,80 Норвежских крон на условиях FOB транспортное средство «Polfoss» в порту Олесунн.
В соответствии с пунктом 6 контракта от 30.04.2017 № NRS-K 30042017 право собственности на товар переходит от Продавца к Покупателю после передачи товара перевозчику в порту Олесунн в момент подписания акта приема-передачи.
В целях исполнения контракта от 30.04.2017 № NRS-K 30042017 АО «Карат-1» 12.05.2017 в Мурманском отделении № 8627 ПАО Сбербанк оформило паспорт сделки № 17050001/1481/1939/2/1. Согласно ведомости банковского контроля по контракту сумма платежей АО «Карат-1» в рамках контракта от 30.04.2017 № NRS-K 30042017 по состоянию на 22.05.2017 составила 685 661,80 Норвежских крон. Дата завершения исполнения обязательств по контракту 11.11.2017.
Компанией «NorwegianRussianSeafoodAS» в адрес АО «Карат-1» выставлен инвойс от 30.04.2017 № 9021-17 на сумму 685 661,80 Норвежских крон, который был оплачен АО «Карат-1» по платежному поручению от 22.05.2017 № 234 путем перевода денежных средств с расчетного счета №<***>, открытого в Мурманском отделении № 8627 ПАО Сбербанк на счет иностранной компании.
В бухгалтерском учете АО «Карат-1» сумма 685 661,80 Норвежских крон была отнесена на счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (проводки от 30.04.2017 и от 22.05.2017).
Согласно представленным АО «Карат-1» сведениям, разница между ценой продажи и ценой последующего приобретения продукции обусловлена увеличением себестоимости рыбопродукции в количестве 79 530,00 кг за счет расходов компании «NorwegianRussianSeafoodAS», понесенных в период с 19.04.2017 по 30.04.2017 за разгрузку судна АО «Карат-1», хранение продукции, логистические операции, погрузку на транспортное средство для перевозки в Российскую Федерацию.
Транспортировка рыбопродукции в порт Мурманск была осуществлена компанией «EimskipNorwayAS» по договору от 30.04.2017 посредством судна «Polfoss».
Обстоятельства проверки отражены в Акте камеральной таможенной проверки от 24.12.2018 № 10207000/210/241218/А000032.
Изучив представленные документы, Мурманская таможня пришла к выводу, что ввезенный на морском транспортном средстве международной перевозки «Polfoss» (коносамент от 03.05.2017 № 6604-162795/102044) товар (мороженая рыбопродукция, получатель - АО «Карат-1») является предметом внешнеторговой сделки, в связи с чем, положения пункта 3 Приказа ФТС России № 40 в части не совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла, в рассматриваемом случае неприменимы, данный товар для таможенных целей является иностранным товаром и подлежит таможенному декларированию.
Поскольку необходимые таможенные операции, связанные с декларированием и приобретением статуса товаров Таможенного союза, предусмотренные ТК ТС, в отношении ввезенной рыбопродукции не совершались, Мурманская таможня признала её незаконно перемещенным товаром и определила к уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
На дату ввоза товар - зубатка мороженая, классифицировалась в товарной подсубпозиции 0303 89 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины составляла 6% и облагалась НДС по налоговой ставке 10%;
товар - палтус мороженый, классифицировался в товарной подсубпозиции 0303 31 300 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины составляла 6% и облагался НДС по налоговой ставке 10%;
товар - окунь мороженый, классифицировался в товарной подсубпозиции 0303 89 310 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины составляла 6% и облагался НДС по налоговой ставке 10%;
товар - икра трески мороженая, классифицировалась в товарной подсубпозиции 0303 91 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины составляла 3% и облагалась НДС по налоговой ставке 10%;
товар - сайда мороженая, классифицировалась в товарной подсубпозиции 0303 65 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины составляла 6% и облагалась НДС по налоговой ставке 10%.
В соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» таможенная стоимость данных товаров была определена по состоянию на дату ввоза 05.05.2017 по первому методу определения таможенной стоимости (методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
По расчетам Мурманской таможни на день пересечения товарами таможенной границы таможенная стоимость зубатки мороженой (вес брутто 61,38 кг) составила 3 542 руб., таможенная пошлина - 212,52 руб., НДС - 375,45 руб.; таможенная стоимость палтуса мороженого (вес брутто 1570,47 кг) составила 295 896,17 руб., таможенная пошлина - 17 753,77 руб., НДС - 31 364,99 руб.; таможенная стоимость окуня мороженого (вес брутто 2574,93 кг) составила 230 282,18 руб., таможенная пошлина - 13 816,93 руб., НДС - 24 409,91 руб.; таможенная стоимость икры трески мороженой (вес брутто 36 315,83 кг) составила 1 607 508,98 руб., таможенная пошлина - 48 231,27 руб., НДС - 165 594,03 руб.; таможенная стоимость сайды мороженой (вес брутто 40 644,48 руб.) составила 2 888 948,95 руб., таможенная пошлина - 173 336,94 руб., НДС - 306 228,59 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки и.о. начальника Мурманской таможни принял решение № 10207000/210/110219/Т000032 от 11.02.2019 об уплате и взыскании с АО «Карат-1» ввозной таможенной пошлины в сумме 253 351,43 руб., НДС в сумме 527 972,97 руб. (всего в сумме 781 324,40 руб.), а также пени за просрочку уплаты данных таможенных платежей.
Не согласившись с решением Мурманской таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На дату прибытия судна «Polfoss» в порт Мурманск 05.05.2017 действовал Таможенный кодекс Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с названным Кодексом (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Иностранные товары при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС подлежат по выбору декларанта помещению под одну из таможенных процедур, указанных в подпунктах 1, 4, 5, 7, 8, 10, 12 - 17 пункта 1 статьи 202 ТК ТС.
Согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товарами Таможенного союза являются находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза; изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем данного подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В целях совершенствования порядка оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также в целях совершенствования порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров (продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства), ввозимых в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 №184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» утвержден Порядок совершения таможенных операций в отношении судов рыбопромыслового флота и продукции морского промысла, а также Приказом ФТС России № 40 утвержден Порядок совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 3 Приказа ФТС России № 40 не совершаются таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла, в случае, если в результате совершения таможенных операций при прибытии продукции морского промысла установлено, что такая продукция с учетом подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров является полностью произведенной в Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС является товаром Таможенного союза.
В соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются: продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта.
Частью 5 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в морских водах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке в морские порты Российской Федерации или в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, в иные места доставки. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации.
Обстоятельства дела, установленные Мурманской таможней и не опровергнутые Обществом, свидетельствуют о том, что рыбопродукция, выловленная судном М-0272 «Аквамарин» в Норвежской экономической зоне и в зоне архипелага Шпицберген, в периодс 18.04.2017 по 19.04.2017 выгружена с борта судна на терминал «Skutvikterminalen» в порту Олесунн (Норвегия), 19.04.2017 продана компании «NorwegianRussianSeafoodAS» по контракту от 19.04.2017 № NRS 19042017 за 574 319,80 Норвежских крон с передачей иностранной компании по акту приема-передачи от 19.04.2017 № 19042017, что в силу пункта 6 названного контракта свидетельствует о переходе права собственности на продукцию от Продавца к Покупателю. Выставленный АО «Карат-1» инвойс от 19.04.2017 № 19042017 на сумму 574 319,80 Норвежских крон оплачен компанией «NorwegianRussianSeafoodAS» 25.05.2017. В бухгалтерском учете АО «Карат-1» сумма 574 319,80 Норвежских крон отнесена на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Ввезенная на таможенную территорию ЕАЭС продукция морского промысла приобретена АО «Карат-1» у иностранной организации «NorwegianRussianSeafoodAS» в рамках контракта от 30.04.2017 № NRS-K 30042017. Согласно данному контракту иностранная организация «NorvegianRussianSeafoodAS» продает, aAO «Карат-1» покупает мороженую рыбопродукцию, произведенную судном М-0272 «Аквамарин» в общем количестве 79 530,00 кг. В целях исполнения контракта от 30.04.2017 № NRS-K 30042017 АО «Карат-1» 12.05.2017 в Мурманском отделении № 8627 ПАО Сбербанк оформило паспорт сделки № 17050001/1481/1939/2/1; выставленный компанией «NorwegianRussianSeafoodAS» инвойс от 30.04.2017 № 9021-17 на сумму 685 661,80 Норвежских крон оплачен АО «Карат-1» по платежному поручению от 22.05.2017 № 234. В бухгалтерском учете АО «Карат-1» сумма 685 661,80 Норвежских крон отнесена на счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В судебном заседании на вопрос суда о возможности идентифицировать ввезенную 05.05.2017 на таможенную территорию ЕАЭС продукцию с продукцией, проданной на территории Норвегии компании «NorwegianRussianSeafoodAS» по контракту от 19.04.2017 № NRS 19042017, представители Мурманской таможни пояснили, что, поскольку ввезенная рыбопродукция была заявлена как продукция морского промысла, произведенная российской организацией АО «Карат-1» на собственном судне М-0272 «Аквамарин», плавающим под флагом Российской Федерации, а сведения о том, что она являлась предметом сделки купли-продажи, отсутствовали, таможенные операции в отношении данной продукции, в том числе досмотр, сотрудниками таможенного поста Морской порт Мурманск не осуществлялись; последующая камеральная проверка проводилась на основании представленных Обществом документов.
Опрошенный в судебном заседании 18.04.2019 директор (владелец) компании «NorwegianRussianSeafoodAS» пояснил, что груз, доставленный в порт Олесунн (Норвегия), в собственность копании не поступал. Договор покупки и договор последующей продажи оформлялись сразу же. Груз был отправлен в Российскую Федерацию в том же количестве, в котором был отгружен на территории Норвегии. Для контролирующих органов Норвегии было указано, что груз имеет статус иностранного товара; компанией был уплачен только обязательный налог на разгрузку иностранного товара в размере 0,78% его стоимости (уплачивается независимо от статуса товара). По сути, в 2017 году между компанией «NorwegianRussianSeafoodAS» и АО «Карат-1» сложились агентские отношения. Договор купли-продажи был чисто номинальный. Разница между куплей и продажей составила 11 дней, так как это технический срок для подготовки документов и транспорта. В результате сделки компания получила агентское вознаграждение, а также ей были возмещены понесенные затраты. Препятствий для заключения собственно агентского договора в 2017 году не было. Предложение заключить именно договор купли-продажи поступило от АО «Карат-1». Заключенный договор давал право распоряжаться товаром на территории Норвегии. Однако ввиду договоренности с АО «Карат-1» сделать это было невозможно. Ответственным хранителем груза являлся склад, который оформлял необходимые документы (складскую расписку, приемно-сдаточный акт, полетный лист и др.) и уведомлял таможенные органы.
Оценив свидетельские показания в совокупности с иными доказательствами, представленными в материалы дела, исходя из содержания контрактов № NRS 19042017 от 19.04.2017 и № NRS-K 30042017 от 30.04.2017 и действий сторон по их исполнению, суд приходит к выводу, что ввезенная 05.05.2017 на территорию ЕАЭС рыбопродукция являлась предметом внешнеэкономической сделки.
Данные обстоятельства применительно к критериям, установленным подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, свидетельствуют о том, что спорная продукция не отвечала признакам, позволяющим отнести её к товарам Таможенного союза, в связи с чем не могла свободно перемещаться при ввозе на таможенную территорию без заявления сведений о ней как о товаре, подлежащем декларированию в соответствии с выбранной таможенной процедурой.
Довод заявителя о необходимости учитывать действительную волю сторон при заключении контрактов № NRS 19042017 от 19.04.2017 и № NRS-K 30042017 от 30.04.2017, не принимается судом, поскольку в силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.
Буквальное значение условий контрактов № NRS 19042017 от 19.04.2017 и № NRS-K 30042017 от 30.04.2017 не вызывает неясностей.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
На основании изложенного, ввоз на таможенную территорию ЕАЭС 05.05.2017 продукции морского промысла на судне «Polfoss» без совершения таможенных операций по таможенному декларированию являлся незаконным перемещением.
В силу пункта 1 статьи 81 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 пункта 5 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате при ввозе товаров на таможенную территорию - в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Таким образом, в результате ввоза 05.05.2017 на таможенную территорию ЕАЭС на бору судна «Polfoss» продукции морского промысла у АО «Карат-1» возникла обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.
Споров о порядке проведения проверки, размере начисленных к уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость между сторонами не имеется.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение таможенного органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя; оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требования акционерного общества «Карат-1» о признании недействительным решения Мурманской таможни по результатам таможенной проверки № 10207000/210/110219/Т000032 от 11.02.2019 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Кушниренко В. Н.