АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20, тел.44-49-16
E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск дело № А42-1604/2012
25 июня 2012 года
Резолютивная часть решения вынесена и объявлена 22 июня 2012 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 июня 2012 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Алексиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фокиной О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области,
третье лицо – Комитет имущественных отношений города Мурманска,
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – до перерыва представителя по доверенности ФИО2, после перерыва - представителя по доверенности ФИО3,
от ответчика – представителя по доверенности ФИО4,
от третьего лица – не явился, извещен, ходатайство,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – ответчик, Управление), выраженного в сообщении № 01/057/2011-479 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество «помещение «Предприятие общественного питания и розничной торговли на остановке городского общественного транспорта «Площадь Нахимова» восточное направление» общей площадью 194,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Мурманск в районе дома № 33/22 по улице Сафонова и указанное под номером VII в техническом паспорте по состоянию на 18.07.2011.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил обязать Управление произвести регистрацию права собственности заявителя на спорный объект.
В порядке положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений города Мурманска (ОГРН <***>, ИНН <***>; 183038, <...>; далее – третье лицо, Комитет).
В обоснование заявленного требования предприниматель указал следующее:
1.Спорное помещение является самостоятельным объектом недвижимости, создано истцом за счет собственных средств в результате реконструкции арендуемых у муниципального образования помещений с согласия последнего с соблюдением требований градостроительных норм и правил;
2.Ранее существовавшее реконструированное помещение «общественный туалет» существует и функционирует вне зависимости от спорного помещения, с момента реконструкции и по настоящее время бремя содержания спорного помещения несет истец.
Управление в отзыве на заявление просило отказать предпримателю в удовлетворении заявленных требований, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого решения в связи со следующим:
1.В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) содержатся сведения о государственной регистрации 02.06.2009 права муниципальной собственности на здание с инвентарным номером 7366 площадью 27,8 кв.м, которое не оспорено в установленном порядке;
2.Каких-либо документов, подтверждающих передачу объекта недвижимости площадью 27,8 кв.м из муниципальной собственности в собственность предпринимателя, заявителем не представлено;
3.Реконструкция помещений произведена арендатором в нарушение положений договора, что свидетельствует об отсутствии у заявителя нарушенных прав.
Третье лицо в отзыве на заявление указало, что в настоящее время объект недвижимости «общественный туалет» числится в муниципальной собственности, пристройка к данному объекту возведена за счет средств ИП ФИО1
В порядке положений статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.06.2012 объявлялся перерыв до 22.06.2012.
После перерыва представители сторон поддержали изложенные выше позиции. Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В порядке положений части 2 статьи 200 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Как следует из материалов дела, 21.02.2007 предприниматель (Арендатор) и Комитет (Арендодатель) заключили договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: пересечение ул. Нахимова и ул. Сафонова, общей площадью 99,20 кв.м для использования под общественный туалет и кафе-бар сроком с 01.03.2007 по 20.02.2008.
Дополнительным соглашением № 1 от 12.03.2008 срок действия договора установлен с 21.02.2008 по 15.02.2009, а дополнительным соглашением № 2 от 15.04.2009 - с 16.02.2009 по 15.02.2024; арендуемая площадь по договору установлена в размере 27,8 кв.м.
На основании постановления администрации города Мурманска от 22.01.2009 № 110 ФИО1 по договору № 10265 от 07.09.2009 предоставлен в аренду земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 51:20:003205:0030, расположенный по адресу: город Мурманск, Ленинский административный округ, улица Сафонова, на срок с 22.01.2009 по 31.12.2009 на период реконструкции общественного туалета (с пристройкой) под предприятие общественного питания и розничной торговли на остановке общественного транспорта «Площадь Нахимова» (восточное направление). Дополнительными соглашениями № 1 и № 2 срок действия договора аренды продлен до 31.12.2012.
В связи с этим Администрацией муниципального образования город Мурманск выдано разрешение на строительство № RU 51320 000-206 от 09.06.2010, на основании которого заявитель приступил к реконструкции объекта капитального строительства «Предприятие общественного питания и розничной торговли на остановке городского общественного транспорта «Площадь Нахимова» (восточное направление)» (одноэтажное здание общей площадью 294,1 кв.м, расположенное по адресу: Ленинский административный округ города Мурманска, в районе дома № 33/22 по ул. Сафонова).
11.10.2011 разрешением № RU51320000-196/1 объект «Предприятие общественного питания и розничной торговли, расположенное на пересечении ул. Нахимова и ул. Сафонова» общей площадью 276,2 кв. м, в которых площадь встроенно-пристроенных помещений составила 194,8 кв.м, введен в эксплуатацию.
28.12.2011 заявитель, посчитав, что у него возникло право собственности на помещение VIIплощадью 194,8 кв.м, являющееся частью реконструированного объекта, обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное помещение.
17.01.2012 по результатам проведения правовой экспертизы представленных предпринимателем документов государственная регистрация была приостановлена.
После рассмотрения дополнительно представленных заявителем документов 16.02.2012 в силу положений абзацев 10, 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) регистрирующим органом в государственной регистрации было отказано.
Согласно сообщению от 16.02.2012 № 01/057/2011-479 основанием для отказа в государственной регистрации права собственности явилось наличие в ЕГРП сведений о том, что реконструированное здание является собственностью муниципального образования город Мурманск (номер регистрации 51-51-01/031/2009-069 от 02.06.2009), что свидетельствует о наличии противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации прав собственности, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 3 статьи 9 и пункте 1 статьи 13 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также другие основания для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В пункте 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ перечислены основания для отказа в государственной регистрации, среди которых названы следующие случаи:
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя; в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации; к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу положений статьи 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона № 122-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 624 ГК РФ в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Пунктом 3 статьи 609 ГК РФ установлено, что договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (статья 624), заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.
Как следует из договора аренды № 16737 от 21.02.2007 Арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению, изложенному в пункте 1.1 договора (под общественный туалет, кафе-бар) (пункт 2.3.1); вернуть помещение в удовлетворительном состоянии с учетом нормативного износа со всеми произведенными неотделимыми улучшениями (пункт 2.3.16 договора). Дополнительными условиями договора на арендатора возложены обязанности сохранить функции бесплатного туалета, сохранить часть (долю) объекта для ожидания автотранспорта пассажирами, произвести капитальный ремонт объекта и благоустроить прилегающую территорию за свой счет. Реконструкция объекта должна быть выполнена в соответствии с градостроительным регламентом, срок ввода объекта в эксплуатацию определяется по согласованию с УГиА после оформления договора аренды (часть V договора).
Сведений о переходе права собственности на спорное имущество к Арендатору указанный договор не содержит.
Пояснениями представителя заявителя в судебном заседании также подтверждено, что в настоящее время спорное помещение используется заявителем по договору аренды.
При таких обстоятельствах учитывая, что в ЕГРП содержатся сведения о праве муниципальной собственности на все здание под инвентарным номером 7366, договор аренды указанного здания не предусматривает возникновение права собственности Арендатора на часть реконструируемых помещений, каких-либо договоров, свидетельствующих о переходе к предпринимателю права собственности на часть реконструированного объекта (инвестиционный договор, соглашения и.т.п.) между заявителем и Комитетом не заключалось, суд считает, что у заявителя при обращении в Управление отсутствовали документы, подтверждающие возникновение права собственности на спорный объект в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает следующее.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
По сведениям ЕГРП на здание с условным номером 51-51-01/031/2009-069, инвентарный номер 7366 литера «А», 02.06.2009 было зарегистрировано право собственности муниципального образования город Мурманск. Каких-либо данных, подтверждающих, что данное здание использовалось только под объект «общественный туалет», ЕГРП не содержит.
Согласно данным технического паспорта, составленного по состоянию на 18.07.2011, здание с постройкой под литерой «А» было возведено в 1974 году, под литерой «Б» - в 2011 году.
Экспликацией к поэтажному плану строения подтверждено, что как помещения, обозначенные в техническом паспорте под литерой «А» (номера помещений V, VI), так и помещение под литерой «Б» (номер помещения VII) содержат части помещений «туалет» и «умывальная».
При этом объект под литерой «А» содержит не только помещения туалета, а также электробойлерную, зал, склад, цех доготовки мясной, цех заготовки мясной (помещения под номерами I, II, III, IV).
Ни в одном из представленных суду документов не указано, что в реконструируемом объекте имеется помещение под наименованием «общественный туалет».
Из отзыва Комитета, а также иных материалов дела невозможно достоверно установить, какое из семи помещений спорного объекта (по мнению Комитета) принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Мурманск как объект «общественный туалет».
Каких-либо заявлений (соглашений), подтверждающих факт прекращения (частичного прекращения) права собственности муниципального образования город Мурманск на объект «здание» площадью 27,8 кв.м, в Управление и в суд от Комитета не поступало. Доказательств признания права собственности за заявителем на спорный объект недвижимости в судебном порядке ФИО5 не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности и законности решения Управления об отказе в государственной регистрации, выраженном в сообщении от 16.02.2012 № 01/057/2011-479, поскольку оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Согласно материалам дела предпринимателем за рассмотрение заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина полежит уплате для физических лиц в сумме 200 рублей.
Учитывая изложенное, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная предпринимателем государственная пошлина по чеку-ордеру от 11.03.2012 государственная пошлина в сумме 200 рублей подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным и отмене отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, выраженного в сообщении № 01/057/2011-479 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на недвижимое имущество: помещение «Предприятие общественного питания и розничной торговли на остановке городского общественного транспорта «Площадь Нахимова» общей площадью 194,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Мурманск, в районе дома № 33/22 по улице Сафонова и указанное под номером VII в техническом паспорте на здание «Предприятие общественного питания и розничной торговли на остановке городского общественного транспорта «Площадь Нахимова» (восточное направление), составленном Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области по состоянию на 18.07.2011, и обязании ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на указанное недвижимое имущество.
Возвратить ФИО1 из средств федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по чеку-ордеру от 11.03.2012 в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения.
Судья Н.Ю. Алексина