ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1640/07 от 08.06.2007 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42- 1640/2007 “ 13 “ июня 2007 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 08 июня 2007 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2007 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот»

к Инспекции ФНС России по г. Мурманску

о признании недействительным в части решения № 14192/14193/14309 от 24.01.2007

при участии в заседании представителей:

заявителя – Поспелова С.М. – доверенность от 05.01.2007

ответчика – Петличной Н.А. – доверенность от 09.01.2007 № 80-14-30-09/106

установил:

Открытое акционерное общество «Архангельский траловый флот» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) о недействительным решения № 14192/14193/14309 от 24.01.2007.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2007 производство по делу о признании недействительными решения № 14192/14193/14309 от 24.01.2007 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (п. 2.1 решения), в виде взыскания штрафа в сумме 100 рублей прекращено.

В обоснование заявленных требований заявитель приводит следующие доводы.

Общество, осуществляющее добычу, переработку и реализацию рыбы, является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем правомерно применяло налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль.

Из смысла пункта 5 статьи 1 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ следует, что система налогообложения прибыли сохраняется для сельскохозяйственных предприятий, не являющихся предприятиями индустриального типа, впредь до перевода таких предприятий на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных предприятий, в связи с чем Общество вправе пользоваться льготой, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку не отнесено к предприятиям индустриального типа и не переведено на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также в проверяемый период осуществляло добычу, переработку и реализацию рыбы, выручка от реализации которой составила свыше 70 % от общего объема выручки.

Применение льготы по налогу на прибыль не ставится в зависимость от организационно-правовой формы и характера (содержания) деятельности.

Согласно коду 98 9934 общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, вылов рыбы и других биологических ресурсов отнесен к классу продукции животноводства.

Заявитель считает неправомерным привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), поскольку требование налогового органа о представлении документов носит неопределенный характер и запрошенные документы не были конкретизированы (не указано количество и реквизиты документов).

Кроме того, Инспекцией при принятии оспариваемого решения не представлено доказательств наличия у Общества запрашиваемых документов.

Представитель заявителя в судебном заседании с учетом частичного отказа от заявленных требований поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и объяснениях к нему.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В обоснование своих возражений ответчик приводит следующие доводы.

Поскольку запрошенные Инспекцией документы, подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0 процентов, заявителем представлены не были, Обществу правомерно доначислен налог на прибыль.

Исходя из пункта 1 статьи 11 НК РФ и статьи 1 Федерального Закона № 193-ФЗ от 08.12.1995 при осуществлении деятельности в виде вылова рыбы к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93) к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами), код 98 9930.

Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит к классу продукции 92 0000 «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной. Комбикормовой и микробиологической промышленности и группировке 92 0001 «Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)».

Как следует из материалов дела, 24.10.2006 заявителем в Инспекцию была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года, согласно которой в разделе «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций» Приложения № 5а к Листу 2 по коду строки 050 в графе 3 отражена налоговая база (исходя из доли, приходящейся на Мурманский филиал) в размере 215 134 руб., по коду строки 060 отражено применение ставки налога 0 %, сумма налога по коду строк 070 и 100 не исчислена (л.д. 54).

На основании статей 31, 88, 93 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % (предусмотренной статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ) налоговым органом в адрес Общества было направлено письмо от 22.12.2006, которым Обществу предложено представить в пятидневный срок следующие документы:

- документы, подтверждающие производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы, осуществление ее первичной и последующей (промышленной) переработки и реализацию этой продукции и (или) рыбы, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, составляет не менее 70 % (согласно статье 346. НК РФ);

- копию уведомления о возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, выданного Инспекцией ФНС России по г. Архангельску;

- подтверждение отнесения, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 произведенной Обществом, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции – продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930);

- подтверждение отнесения Общества к рыболовецкой артели (колхоза) осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции путем вылова рыбы и водных биоресурсов, при соблюдении условий, установленных статьей 346.2 НК РФ, имеющей право перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (л.д. 48).

Данным письмом Общество также было предупреждено об ответственности за непредставление в налоговый орган документов, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, а также о последствиях непредставления истребованных документов, подтверждающих применение ставки 0 %, с требованием представить уточненную декларацию по налогу на прибыль, исчислить и уплатить налог с применением ставки 17,5 процентов.

В установленный срок документы и возражения представлены не были.

Решением зам.начальника Инспекции от 24.01.2007 № 14192/14193/14309 заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных:

- пунктом 1 статьи 126 НК РФ, выразившегося в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (документы, подтверждающие производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы, осуществление ее первичной и последующей (промышленной) переработки и реализацию этой продукции и (или) рыбы, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, составляет не менее 70 % (согласно статье 346. НК РФ)) за 9 месяцев 2006 года,в виде взыскания штрафа сумме 100 руб.;

- пунктом 1 статьи 126 НК РФ, выразившегося в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (подтверждение отнесения, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301 произведенной Обществом, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции – продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930)) за 9 месяцев 2006 года,в виде взыскания штрафа сумме 100 руб.;

- пунктом 1 статьи 126 НК РФ, выразившегося в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов (подтверждение отнесения Общества к рыболовецкой артели (колхоза) осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции путем вылова рыбы и водных биоресурсов, при соблюдении условий, установленных статьей 346.2 НК РФ, имеющей право перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей) за 9 месяцев 2006 года,в виде взыскания штрафа сумме 100 руб. (л.д. 10).

Данным решением заявителю доначислен налога на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года в сумме 38 905 руб. 15 коп. и пени в сумме 1 257 руб. 15 коп.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, оспорил его в судебном порядке.

Определением суда от 08.06.2007 производство по делу о признании недействительными решения № 14192/14193/14309 от 24.01.2007 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (п. 2.1 решения), в виде взыскания штрафа в сумме 100 рублей прекращено.

Предметом рассмотрения по настоящему делу является оспариваемое решение в части доначисления налога на прибыль, соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 200 рублей (п.2.2 и п.2.3 решения).

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления заявителю налога на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года, соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ послужило непредставление документов, подтверждающих правомерность применения Обществом по налогу на прибыль налоговой ставки 0 процентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон № 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон № 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона № 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, в соответствии с данной нормой льгота, предусмотренная Законом № 2116-1, сохраняет свое действие только в отношении тех предприятий любой организационно-правовой формы, которые подлежат переводу на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также в отношении рыболовецких артелей (колхозов). Следовательно, законодатель установил, что спорная льгота по налогу на прибыль не сохраняется для предприятий, не подлежащих переводу на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" абзац третий статьи 2 Закона № 110-ФЗ изложен в следующей редакции:

"для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года".

Таким образом, названная норма, исключив из приведенного в абзаце третьем статьи 2 Закона № 110-ФЗ перечня иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, подтвердила право рыболовецких артелей (колхозов) на освобождение от уплаты налога на прибыль до 1 января 2005 года на условиях, установленных Законом № 2116-1.

Вместе с тем Федеральный закон № 110-ФЗ дополнен статьей 2.1 следующего содержания:

"Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:

- в 2004 - 2005 годах - 0%;

- в 2006 - 2008 годах - 6%;

- в 2009 - 2011 годах - 12%;

- в 2012 - 2014 годах - 18%;

- начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ".

Из смысла данной нормы следует, что льготные ставки по налогу на прибыль установлены также только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые подлежат переводу на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ, но в указанные в данной статье годах не перешли на данную систему налогообложения.

Статьей 2.1 Закона № 110-ФЗ установлены налоговые ставки для данных сельскохозяйственных товаропроизводителей по виду деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции. Деятельность по реализации выловленной рыбы не подлежит отнесению к деятельности по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Поскольку изменения в отношении лиц, сохраняющих право на применение спорной налоговой льготы, связаны с введением главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и распространяются на сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащих переводу на специальный налоговый режим (единый сельскохозяйственный налога), то в данном случае правомерно применить нормы данной главы, определяющие понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые еще не переведены на специальный налоговый режим, а потому сохраняют право на льготу, предусмотренную Законом № 2116-1.

Пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ установлено, что в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Исходя из данной нормы, к сельскохозяйственным товаропроизводителям могут быть отнесены предприятия, осуществляющие деятельность не по вылову рыбы, а по ее выращиванию, а также по осуществлению ее первичной и последующей (промышленной) переработке. Следовательно, деятельность по вылову рыбы для целей данной главы не может служить основанием для отнесения лица, осуществляющего только вылов рыбы, им не выращенной, к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Общество не отвечает понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, данному в статье 346.2 НК РФ, в связи с чем не вправе перейти на систему налогообложения, установленную главой 26.1 НК РФ, и применять ставку 0 %, установленную статьей 2.1 Закона № 110-ФЗ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на вышеназванный специальный налоговый режим.

Исходя из пункта 1 статьи 11 НК РФ и в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее – Закон № 193-ФЗ), к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Следовательно, при осуществлении такого вида деятельности, как вылов рыбы, к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).

Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит к классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.

Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции организацией, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).

В силу пункта 3 статьи 3 Закона № 193-ФЗ сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности.

С учетом изложенного именно личное трудовое участие граждан при осуществлении вылова рыбы позволяет отнести осуществляемый ими вид деятельности к сельскохозяйственной.

Других правовых оснований считать выловленную рыбную продукцию сельскохозяйственной не имеется ни в налоговом законодательстве, ни в иных нормативно-правовых актах.

Таким образом, Общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не выступает в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего право на применение в 2006 году ставки 0% по налогу на прибыль.

Кроме того, в преамбуле Закона № 193-ФЗ указано, что он определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации. Следовательно, данный Закон является специальным и применение установленных в нем понятий для лиц, не являющихся сельскохозяйственными кооперативами, неправомерно.

При таких обстоятельствах суд считает, что Общество не вправе было применять в 2006 году налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 %, поскольку не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, а произведенная им продукция не является сельскохозяйственной, в связи с чем налоговый орган правомерно доначислил налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2006 года, а также соответствующие пени.

С учетом изложенного заявленные требования о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления налога на прибыль и соответствующих пеней удовлетворению не подлежат.

В остальной части суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

В пунктах 1 и 2 статьи 109 НК РФ указано, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, а также при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

Нормой подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

На обязанность налогоплательщиков представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, указано также в подпункте 7 пункта 1 статьи 23 НК РФ и статье 93 НК РФ.

Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена положениями статьи 126 НК РФ, в соответствии с которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в сумме 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Из изложенных положений Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление документов,

- предусмотренных Налоговым кодексом РФ,

- служащих основанием для исчисления налога,

т.е. документов, составление и наличие которых у налогоплательщика предусматривается Кодексом или иными нормативными документами.

Как следует из оспариваемого решения, заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 200 рублей за непредставление истребованных письмом от 22.12.2006 документов:

- подтверждение отнесения, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, произведенной Обществом, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции – продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930);

- подтверждение отнесения Общества к рыболовецкой артели (колхоза), осуществляющей производство сельскохозяйственной продукции путем вылова рыбы и водных биоресурсов, при соблюдении условий, установленных статьей 346.2 НК РФ, имеющей право перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (л.д. 48).

В установленный срок данные документы в налоговый орган Обществом представлены не были, что явилось основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Суд считает неправомерным привлечение заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление вышеназванных документов по следующим основаниям.

Из письма налогового органа от 22.12.2006 невозможно определить, какие конкретно документы, подтверждающие отнесение произведенной Обществом продукции к продукции, классифицируемой кодом 98 9930 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, истребованы у заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании также не смог назвать как наименование данных документов, так и норму закона, которой предусмотрено составление данных документов и их обязательное наличие у налогоплательщика.

Налоговым кодексом РФ составление данного документа не предусмотрено. В качестве документа, служащего основанием для исчисления налога на прибыль, данный документ в главе 25 НК РФ не назван.

Каким нормативным документом предусмотрено составление истребованных документов, в оспариваемом решении не указано. Доказательства наличия данных документов у заявителя налоговым органом не представлены.

Вместе с тем, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика не любые документы, а конкретные документы, имеющиеся у налогоплательщика, с обязательным указанием их наименования.

Неясность требования налогового органа относительно необходимых для представления документов не позволяет исполнить данное требование и определить конкретное наименование документов, необходимых для представления.

Истребование налоговым органом документов без указания их точного наименования исключает возможность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

С учетом изложенного суд считает неправомерным привлечение заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, подтверждающих отнесение произведенной продукции к продукции, классифицируемой кодом 98 9930 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93.

В соответствии с частью 2 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут быть созданы в одной из предусмотренных данным Кодексом организационно-правовых форм, в том числе, в форме хозяйственных обществ (акционерное общество), производственных кооперативов, одним из видов которых в соответствии с пунктом 2 статьи 3 статьи 193-ФЗ является рыболовецкая артель (колхоз).

Истребование у юридического лица, созданного и зарегистрированного в форме акционерного общества, документа, подтверждающего его отнесение к другой организационно-правовой форме (рыболовецкой артели (колхоза)), не соответствует положениям Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах привлечение акционерного общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документа, подтверждающего его отнесение (создание) к рыболовецкой артели (колхозу), не соответствует положениям Гражданского и Налогового кодексов РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.

С учетом изложенного суд считает неправомерным привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление вышеназванных документов в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб., в связи с чем оспариваемое решение в данной части подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным и не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ решение Инспекции ФНС по г. Мурманску от 24.01.2007 № 14192/14193/14309 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 200 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Обязать Инспекцию ФНС по г. Мурманску устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья Е. В. Галко