ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1654/19 от 03.07.2019 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-1654/2019

10.07.2019

Резолютивная часть решения объявлена 03.07.2019

Решение в полном объеме изготовлено 10.07.2019

Судья Арбитражного суда Мурманской области Фокина О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                     Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (ул. Мытищинская 1-я, д. 17, г. Москва; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области (ул. Папанина, д. 25,             г. Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности ФИО1,

от административного органа: представителя по доверенности ФИО2,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный центр специальной связи» (далее – заявитель, Предприятие, ФГУП ГЦСС) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области (далее – административный орган, Управление) от 14.02.2019 № 51ПГК009060219000077 о назначении административного наказания на основании части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прекращении административного дела.

Заявление обосновано тем, что заявитель не был извещен надлежащим образом как о дне и месте составления протокола об административном правонарушении, так и дне, месте вынесения оспариваемого постановления; административный орган не вправе был проверять исполнение локальных нормативных актов юридических лиц, а также отсутствием в действиях заявителя нарушений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 14 оспариваемого постановления.

Административный орган в отзыве на заявление против удовлетворения заявления возражал, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления, отсутствие процессуальных нарушений.

До начала судебного заседания в суд от заявителя поступило письменное дополнение к заявлению.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявления настаивал, поддержав доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель административного органа в судебном заседании представил отзыв на дополнение к заявлению, против удовлетворения требований возражал по доводам, приведенным в отзывах на заявление и дополнение.

Дополнение к заявлению, отзыв на дополнение приобщены судом к материалам дела.

Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 03.12.2018 № ЮБ-П4-8547 «О проведении в соответствии со сферой ведения внеплановой проверки деятельности ФГУП ГЦСС», на основании приказа Управления от 24.12.2018                     № 440, в отношении ФГУП ГЦСС по месту фактического осуществления деятельности на территории Мурманской области: <...>, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения правил учета и сохранности оружия и боеприпасов, установленных Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» (далее – Инструкция), требований Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»:

1. В нарушение требований подпункта «а» пункта 127 Инструкции сведения, вносимые в Книгу выдачи и приема оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84) (начата 16.08.2018) не соответствуют фактическим, а так же вносятся не в полном объеме. Так, согласно записи № 119 Книги выдачи и приема оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84), 25.08.2018 работник организации ФИО3 получил оружие в 09 ч. 08 мин., согласно записи № 120 работник организации ФИО4 получил оружие в 09 ч. 14 мин. При этом, согласно Книги учета посещений объекта и подключений сигнализаций на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (peг. № 631) 25.08.2018 комната хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области была закрыта и поставлена на охрану в 09 ч. 06 мин., что подтверждается распечаткой снятия/постановки КХО под охрану, представленной вневедомственной охраной ФГКУ «УВО ВНГ России по Мурманской области». Кроме того, согласно записи № 236 Книги выдачи и приема оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84), 04.09.2018 в 09 ч. 03 мин. работник организации ФИО5 получил боевое ручное стрелковое оружие серии КС № 5325 и патроны ППО кал.9х18 в количестве 16 шт., при этом запись о дне месяца (число) сдачи оружия и патронов в Книге приема и выдачи оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84) отсутствует;

2. В нарушение требований подпункта «а» пункта 127 Инструкции наименование столбца 4 Книги выдачи и приема оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84) (начата 16.08.2018) не соответствует установленной форме: наименование столбца 4 не соответствует записи «Вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам», утвержденной Приложением № 61 к Инструкции вследствие чего, в нарушение требований подпункта «а» пункта 127, пункта 143 Инструкции в столбец 4 Книги выдачи и приема оружия, патронов ФГУП ГЦСС-Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84) (начата 16.08.2018) при выдаче патронов работникам организации сведения о типе патронов не заносятся;

3. В нарушение требований пункта 146 Инструкции в книгах учета оружия и патронов, а именно в Книгах приема и выдачи оружия и патронов (№№ 83, 84), Книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (peг. № 82), Книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов (peг. № 617), Книге приема (сдачи) дежурств (peг. № 14-2018) перед проведением в течение 2018-2019 года ежеквартальных сверок не подводились итоги. Соответствующие записи, а также подписи лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов, отсутствуют;

4. В нарушение требований пункта 146 Инструкции в книгах учета оружия и патронов, а именно в Книгах приема и выдачи оружия и патронов (№№ 83, 84), Книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (peг. № 82), Книге приема (сдачи) дежурств (peг. № 14-2018) не отражались результаты проведенных в течение 2018 года ежеквартальных сверок соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, а именно, при отсутствии расхождений не произведены отметки «Сверка проведена. Расхождений нет», с указанием даты проведения сверки, которые заверяются подписями лиц, проводивших проверку;

5. В нарушение требований пунктов 123, 124, подпункта «а» пункта 133 Инструкции в части 1 Книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридических лиц (peг. № 617) лицом, ответственным за учет и сохранность оружия и боеприпасов, не проведено списание патронов после проведения учебных стрельб 28.06.2018 (приказ о проведении учебных стрельб Управления специальной связи по Мурманской области от 19.06.2018 № 45);

6. В нарушение требований пункта 123, подпункта «а» пункта 133, пункта 142 Инструкции в части 1 Книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридических лиц (peг. № 617) не указаны номера партий патронов, списанных после проведения стрельб 17.07.2018, 10.08.2018, 28.12.2018;

7. В нарушение требований подпункта «а» пункта 133, пункта 142 Инструкции в Книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридических лиц (peг. № 617) в части 2 в графах 5, 7, 9 не указан вид оружия, закрепленного за работником;

8. В нарушение требований подпункта «б» пункта 62 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, 28.06.2018 восемь работников Управления специальной связи по Мурманской области получили оружие, находясь не при исполнении служебных обязанностей. Так, согласно записям в Книге выдачи и приема оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 83) работники организации ФИО6 (запись 2747), ФИО7 (запись 2748), ФИО3 (запись 2749), ФИО8 (запись 2750), ФИО9 (запись 2751), ФИО10 (запись 2752), ФИО11 (запись 2753), ФИО12 (запись 2754) 28.06.2018 получали оружие для проведения стрельб на основании приказа Управления специальной связи по Мурманской области от 09.06.2018 № 45, при этом согласно пункту 1 данного приказа (фактическая дата подписания которого 19.06.2018) стрельбы должны были проводиться 21.06.2018. Таким образом, 28.06.2018 боевое ручное стрелковое оружие данным работникам Управления специальной связи по Мурманской области было выдано в отсутствии документа, подтверждающего исполнение служебных обязанностей (графики работы, несения службы, занятий и проведения стрельб, постовые ведомости);

9. В нарушение требований подпункта «а» пункта 127, пункта 142, пункта 143 Инструкции в Книге приема и выдачи оружия, патронов ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 83) при выдаче работникам организации ФИО3 (запись 2749), ФИО8 (запись 2750), ФИО9 (запись 2751), ФИО10 (запись 2752), ФИО11 (запись 2753), ФИО12 (запись 2754) боевого ручного стрелкового оружия не были указаны номера выданного оружия;

10. В нарушение требований пункта 163 Инструкции в сейфе № 2/25 комнаты хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области боевое ручное стрелковое оружие 7,62 мм автомат АКМС серия XX № 2190, 7,62 мм автомат АКМС серия ТА № 0612 хранятся нечищеными, что подтверждается наличием нагара в газоотводных трубках и на деталях ударно-спускового механизма;

11. В нарушение требований пункта 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, в Управлении специальной связи по Мурманской области не в полной мере обеспечено хранение оружия и патронов в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Так, согласно Книге приема (сдачи) дежурств ФГУП ГЦСС - Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 835) 25.08.2018 (порядковый номер записи 71), 28.08.2018 (порядковый номер записи 74), 01.09.2018 (порядковый номер записи 78) исполнял обязанности фельдъегеря (дежурного) Управления специальной связи по Мурманской области работник организации ФИО13, который осуществлял учет и обеспечивал сохранность оружия во время суточного дежурства, в том числе его выдачу и прием, распоряжался ключами от комнаты хранения оружия, в том числе сейфов, шкафов, ящиков с оружием и боеприпасами, расположенных в комнате хранения оружия. При этом, согласно приказу Управления специальной связи по Мурманской области от 22.01.2018 № 16 ФИО13 не является ответственным за учет, хранение, прием и выдачу оружия и патронов. Кроме того, ФИО13 отсутствует в списке лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами в комнате хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области, утвержденном 26.06.2017 начальником Управления специальной связи по Мурманской области ФИО14;

12. В нарушение требований подпункта «б» пункта 127 Инструкции информация о ежедневных проверках технического состояния и соответствия фактического наличия оружия и патронов в комнате хранения оружия не вносится.;

13. В нарушение требований пункта 124, подпункта «в» пункта 127 Инструкции информация об оружии, помещенном на временное хранение в комнату хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области, в Книгу приема (сдачи) дежурств (peг. № 835) не вносится. Так, согласно Книге приема и выдачи оружия, патронов Управления специальной связи по Мурманской области (peг. № 84): 25.10.2018 в 20 ч. 05 мин. на временное хранение от работника специальной связи ФИО15 был принят ПМ серия АД № 3709 и 16 патронов калибра 9*18 (запись № 2), от работника специальной связи ФИО16 на временное хранение был принят ПМ серия ЕШ № 7851 и 16 патронов калибра 9*18 (запись № 3), указанное оружие находилось на хранении до 02 ч. 30 мин. 27.10.2018; 13.11.2018 в 19 ч. 05 мин. на временное хранение от работника специальной связи ФИО17 был принят ПМ серия КЕ № 8015 и 16 патронов калибра 9*18 (запись № 4), указанное оружие находилось на хранении до 10 ч. 36 мин. 14.11.2018; 13.11.2018 в 19 ч. 10 мин. на временное хранение от работника специальной связи ФИО18 был принят ПМ серия ТА № 5735 и 16 патронов калибра 9*18 (запись № 5), указанное оружие находилось на хранении до 10 ч. 37 мин. 14.11.2018; 15.11.2018 в 21 ч. 06 мин. на временное хранение от работника специальной связи ФИО19 был принят ПМ серия ОМ № 0150 и 16 патронов калибра 9*18 (запись № 6), указанное оружие находилось на хранении до 14 ч. 53 мин. 16.11.2018; 15.11.2018 в 21 ч. 05 мин. на временное хранение от работника специальной связи ФИО20 был принят ПМ серия КЕ № 8127 и 16 патронов калибра 9*18 (запись № 7), указанное оружие находилось на хранении до 14 ч. 51 мин. 16.11.2018. Сведения о помещении (нахождении) указанного оружия в комнату хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области в Книгу приема (сдачи) дежурств (per. № 835) не вносились;

14. В нарушение требований подпункта «г» пункта 127 Инструкции в Книгу учета посещений объекта и подключения сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органе внутренних дел (peг. № 631) Управления специальной связи по Мурманской области вносятся недостоверные сведения. Так, согласно записи в Книге (запись 485) комната хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области вскрывалась дежурным-фельдъегерем ФИО21 03.02.2018 в 02 ч. 28 мин., при этом согласно распечатке пульта централизованного наблюдения отдела вневедомственной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Мурманской области» комната хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области в период с 17 ч. 16 мин. 02.02.2018 до 08 ч. 11 мин. 03.02.2018 не вскрывалась. Кроме этого, согласно записи в Книге (запись 556) комната хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области вскрывалась дежурным-фельдъегерем ФИО21 11.02.2018 в 02 ч. 26 мин., при этом согласно распечатке пульта централизованного наблюдения отдела вневедомственной охраны ФГКУ «УВО ВНГ России по Мурманской области» комната хранения оружия Управления специальной связи по Мурманской области в период с 20 ч. 55 мин. 10.02.2018 до 07 ч. 57 мин. 11.02.2018 не вскрывалась;

15. В нарушение требований пункта 150 Инструкции в книгах учета оружия и патронов, а именно в Книгах приема и выдачи оружия и патронов (per. № 83, per. № 84), Книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (per. № 82), Книге приема (сдачи) дежурств (peг. № 14-2018) не выводятся остатки оружия и патронов на день инвентаризации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФГУП ГЦСС протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением от 14.02.2019 № 51 ПГК009060219000077 Управления, заявитель привлечен к административной ответственности в виде                    300 000 руб. штрафа.

Данное постановление оспорено ФГУП ГЦСС в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 статьи 20.8 КоАП РФ).

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814», и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Инструкция в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» регулирует вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.

Пунктами 123, 124 Инструкции определено, что количественный и номерной учет оружия и патронов в организации осуществляется руководителем юридического лица или его заместителем, ответственным за сохранность оружия и патронов в организации, либо работником, на которого приказом руководителя юридического лица возложены такие обязанности.

В организациях, имеющих структурные подразделения, обязанности по ведению учета приказом руководителя юридического лица также возлагаются на вышеуказанных лиц в каждом из структурных подразделений.

Учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов.

Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов.

Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.

Лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы: книга приема и выдачи оружия и патронов (приложение 61); книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (приложение 62), за исключением спортивных организаций и образовательных учреждений;  книга приема (сдачи) дежурств (приложение 63) и другие документы при наличии круглосуточной вооруженной охраны; книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН) (подпункты «а», «б», «в», «г» пункта 127 Инструкции).

Согласно пункту 133 Инструкции юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся, в том числе книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов.

Пунктами 142, 143 Инструкции предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.

Выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.

Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.

В случаях утраты или хищения оружия и патронов, имеющихся у юридического лица, незамедлительно информируется орган внутренних дел по месту их учета. Руководителем организации проводится проверка совместно с органами внутренних дел, по результатам которой принимается решение о снятии с учета оружия или патронов с составлением акта их списания.

Прием оружия и (или) патронов на временное хранение, в том числе при проведении спортивных, охотничьих или иных стрелковых мероприятий, во время командировки работников может осуществляться на основании соответствующих распорядительных документов (приказов, распоряжений) руководителя юридического лица, его заместителя, ответственного за сохранность оружия и патронов в организации, или уполномоченного ими должностного лица организации (подразделения организации), ответственного за сохранность оружия и патронов на объекте их хранения.

Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к настоящей Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), а хранение оружия и патронов - в комнатах (сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, стеллажах) или складских помещениях, в том числе в указанных помещениях временного хранения с учетом требований, установленных в пункте 177 настоящей Инструкции.

Для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой "для временного хранения оружия и патронов", если на это помещение ранее не выдавалось разрешение одной из обозначенных серий. При организации смешанного режима хранения на действующих объектах постоянного хранения оружия и (или) патронов, имеющих разрешения названных серий, второе разрешение для временного хранения не выдается, временное хранение осуществляется на основании уже выданного разрешения.

В организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.

Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.

Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов.

При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку (пункт 146 Инструкции).

В силу пунктов 150, 163 Инструкции лица, ответственные за сохранность оружия и патронов, осуществляют проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и выводят их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации. Оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов. На оружие, закрепленное за работниками юридических лиц, в сейфе, шкафу, пирамиде, стеллаже или ящике крепятся бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, пунктом 55, подпунктом «б» пункта 62 которых предусмотрено, что юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих. Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности. Порядок и условия хранения оружия и патронов в процессе их производства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ношение и использование оружия осуществляется на основании выданных Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами лицензий либо разрешений на хранение и ношение, хранение и использование конкретных видов, типов и моделей оружия с учетом ограничений, установленных Федеральным законом "Об оружии", в том числе работниками юридических лиц с особыми уставными задачами - при исполнении служебных обязанностей.

Имеющимися в деле доказательствами (в том числе акт проверки от 04.02.2019 № 1/2019, протокол об административном правонарушении от 06.02.2019 № 51ПГК009060219000077) подтверждается, судом установлено совершение заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии нарушений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 7, 8, 10, 11, 14 постановления, судом не принимаются как противоречащие вышеприведенным нормам и представленным в материалы дела доказательствам.

Оспариваемым постановлением заявителю вменено нарушение требований Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», в связи с чем, ссылки заявителя на неправомерность проверки административным органом исполнения локальных нормативных актов юридических лиц подлежат отклонению.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Предприятием в материалы дела не представлено. ФГУП ГЦСС имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства по обороту оружия. Иного суду не доказано.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава и события вменяемого нарушения.

На основании пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, 04.02.2019 с актом проверки № 1/2019 ознакомлен начальник Управления специальной связи по Мурманской области – филиала ФГУП ГЦСС ФИО14, о чем свидетельствует его подпись в акте проверки.

Также 04.02.2019 начальнику Управления специальной связи по Мурманской области – филиала ФГУП ГЦСС ФИО14 вручено уведомление от 04.02.2019 № 350/273 о вызове законного представителя ФГУП ГЦСС 06.02.2019 к 15 час. 30 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.

Кроме того, данное уведомление содержит отметку о его направлении факсом 05.02.2019 в 10 час. 23 мин. на номер 8 495 788 38 96 и принятии ФИО22 05.02.2019.

Материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении № 51ПГК009060219000077 составлен 06.02.2019 в присутствии  начальника Управления специальной связи по Мурманской области – филиала ФГУП ГЦСС ФИО14

Копия протокола об административном правонарушении от 06.02.2019                 № 51ПГК009060219000077 с указанием даты и времени (14.02.2019 16 час. 00 мин.) рассмотрения материалов дела об административном правонарушении получена лично начальником Управления специальной связи по Мурманской области – филиала ФГУП ГЦСС ФИО14 06.02.2019.

Оспаривая постановление административного органа, Предприятие сослалось на неизвещение законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также на вручение процессуальных документов неуполномоченному лицу ФИО14

Как следует из материалов дела, установлено судом выше указанные процессуальные действия проведены в присутствии начальника Управления специальной связи по Мурманской области – филиала ФГУП ГЦСС                     ФИО14, действующего по доверенности от 01.01.2019, которая не предоставляет данному лицу право участвовать в качестве представителя организации при возбуждении дела об административном правонарушении, при привлечении к административной ответственности, давать объяснения.

В качестве доказательства уведомления заявителя административный орган представил также выписку из журнала учета исходящих телефонограмм, отчет об отправке факса.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 04.09.2012 № 5184/12 сам по себе отчет об отправке факса, не позволяющий установить, что по факсу в адрес привлекаемого к административной ответственности лица было направлено именно извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также факт его получения, не свидетельствует о надлежащем извещении этого лица.

Представитель Предприятия отрицает получение уведомлений по факсу.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеющиеся в деле доказательства, в том числе отчет об отправке факса не являются доказательством надлежащего извещения заявителя о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку они не позволяют установить с достоверностью, какой именно документ направлялся заявителю.

Иных доказательств уведомления Предприятия о дате и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган не представил.

Кроме того, как правомерно отметил заявитель, номер факса, по которому передавалось факсимильное сообщение, не принадлежит Предприятию, сотрудник ФИО22 в штате организации не числится, обратное административным органом не доказано. Представленная в материалы дела  аудиозапись телефонного разговора от 28.05.2019 таким доказательством не является.

При этом обязанность доказывания принятия необходимых и достаточных мер для извещения вышеназванного лица возложена АПК РФ на административный орган.

Доказательств извещения законного представителя Предприятия о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления иными способами в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с ненадлежащим извещением заявителя, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не смогло воспользоваться процессуальными правами, предоставляемыми статьей 25.1 КоАП РФ, что является грубым нарушением.

При таких обстоятельствах требование заявителя об отмене постановления от 14.02.2019 № 51ПГК009060219000077 подлежит удовлетворению.

В отношении требования заявителя о прекращении производства по административному делу суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой в арбитражный суд обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Требование Предприятия о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем в указанной части производство по делу следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области от 14.02.2019 № 51ПГК009060219000077 по делу об административном правонарушении о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» к административнойответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу № А42-1654/2019 прекратить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                         Фокина О. С.