АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-1679/2007
«24» мая 2007 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Белявская Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Белявской Е.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании частично недействительным решения № 7476481 от 28.12.2006г.
при участии в заседании представителей:
заявителя - ФИО1, дов. № 3 от 09.01.2007г.
ответчика - не явился, ходатайство
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 21 мая 2007 года
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2007 года
установил:
Территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - Управление, Управление Россельхознадзора по Мурманской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения № 7476481 от 28.12.2006г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года и сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за сентябрь 2006 года.
В ходе судебного рассмотрения спора Управление уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительным решение Инспекции № 7476481 от 28.12.2006г. в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года. Указало, что решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области № 53 от 28.02.2007г. оспариваемое решение налогового органа частично было изменено: исключен пункт 1.1 резолютивной части решения, поскольку сведения о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за сентябрь 2006 года были представлены в Инспекцию в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.
В обоснование заявленных требований Управление указало, что оно не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, поскольку обладает специальной правоспособностью органа государственной власти и в смысле статьи 11 НК РФ организацией не является. Управление Россельхознадзора по Мурманской области является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и осуществляет свои полномочия по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах камеральные проверки могут быть проведены лишь в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов на основании предоставленных ими налоговых деклараций. В оспариваемом решении Управление Россельхознадзора по Мурманской области именуется налогоплательщиком. Однако Управление ни налогоплательщиком, ни налоговым агентом не является, налоговые декларации в Инспекцию не предоставляет.
Статьей 333.6 НК РФ не установлена обязанность разрешающих органов представлять сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора и сроках уплаты сбора. В свою очередь, отсутствие обязанности не порождает ответственности.
В письменном отзыве на заявление Инспекция против удовлетворения требований заявителя возражала. Ссылаясь на пункт 7 статьи 85 НК РФ, статью 36 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире», пункт 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», пункты 1, 5.2.3 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 327, Инспекция указала, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим лицензирование деятельности на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в том числе долгосрочное.
Форма сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов утверждена пунктом 1 приказа ФНС России от 26.02.2006г. № САЭ-3-21/111@. Срок представления таких сведений установлен пунктом 1 статьи 333.6 НК РФ. Ответственность за непредставление сведений предусмотрена статьей 129.1 НК РФ.
Субъектами правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129 НК РФ, являются органы, организации, физические лица, а также лица, перечисленные в статьях 85 и 86.2 НК РФ, которые в соответствии с налоговым законодательством обязаны самостоятельно сообщать налоговому органу определенные сведения, за исключением банков.
По мнению Инспекции, заявитель неверно толкует положения статьи 107 НК РФ, согласно которой ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. Заявитель не учитывает, что несвоевременное представление сведений подпадает под понятие налогового правонарушения, установленного статьей 106 НК РФ.
В письменных уточнениях и дополнениях к заявлению Управление указало, что в пункте 7 статьи 85 НК РФ об органах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору речь не ведется, поскольку никакого учета или регистрации пользователей природными ресурсами, а также лицензирования деятельности, связанной с природными ресурсами, Управление Россельхознадзора по Мурманской области не осуществляет, никаких прав на пользование природными ресурсами никому не предоставляет. Управление не является участником налоговых правоотношений в силу статьи 9 НК РФ, поскольку не осуществляет прием денежных средств от пользователей объектами животного мира и пользователей водных биологических ресурсов и их дальнейшее перечисление в бюджеты. С 1 января 2007 года органы государственной власти исключены из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Сведения, предоставляемые Управлением в соответствии со статьей 333.6 НК РФ, не являются сведениями, которые необходимы для осуществления налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении с учетом уточнений и дополнений.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела, и в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
По делу установлено, что Управление Россельхознадзора по Мурманской области зарегистрировано в качестве юридического лица, 02.02.2005г. включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1055100161313 (л.д. 9).
По результатам проверки своевременности представления Управлением в налоговый орган сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года и сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за сентябрь 2006 года Инспекция установила, что в нарушение требований пункта 1 статьи 333.6 НК РФ указанные сведения были представлены в налоговый орган с нарушением установленного срока.
Срок представления сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года - 05.09.2006г., фактически представлены 07.09.2006г., срок представления сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за сентябрь 2006 года - 05.10.2006г., фактически представлены 12.10.2006г.
Решением Инспекции № 7476481 от 28.12.2006г. Управление привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ:
- за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за сентябрь 2006 года в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб. (пункт 1.1);
- за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб. (пункт 1.2) (л.д. 11).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области № 53 от 28.02.2007г. оспариваемое решение налогового органа частично изменено: исключен пункт 1.1 резолютивной части решения, поскольку сведения о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира за сентябрь 2006 года были представлены в Инспекцию в установленный срок (29-31).
Не согласившись с решением Инспекции № 7476481 от 28.12.2006г., Управление оспорило его в судебном порядке, уточнив, что не согласно с решением в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года.
Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.6 НК РФ органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.
Формы предоставления сведений органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения), утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов (пункт 2 статьи 333.6 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.
Субъектами правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, являются лица, на которых возложена обязанность сообщать налоговому органу установленные Кодексом сведения.
По мнению заявителя, статьей 333.6 НК РФ не установлена обязанность разрешающих органов представлять сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора и сроках уплаты сбора. Между тем, суд считает данный вывод заявителя ошибочным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.
Согласно подпункту «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2005г. № 317 «О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору временно осуществляет оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения до внесения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации изменений, предусматривающих перераспределение данной функции между федеральными органами исполнительной власти.
В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2005г. № 317 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации письмом от 10.06.2005г. № АГ-23/1762 возложило на территориальные управления Россельхознадзора функции государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В силу пункта 5.2.3 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдает лицензии на пользование водными биологическими ресурсами.
Подпунктом «а» пункта 5.4.2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 21.02.2005г. № 45, Управлению предоставлены полномочия по выдаче лицензий (разрешений) на пользование водными биологическими ресурсами юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.
Таким образом, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования водных биологических ресурсов. Указанный орган в лице территориальных органов представляет не позднее 5-го числа каждого месяца в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 26.02.2006г. № САЭ-3-21/111@.
Учитывая, что Управление не сообщило в установленный пунктом 1 статьи 333.6 НК РФ срок сведения о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года, суд находит правомерным привлечение его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ. Факт несвоевременного представления указанных сведений подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. Органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления являются организациями, обладающими статусом юридического лица. Следовательно, Управление Россельхознадзора по Мурманской области является тем органом, которое может быть привлечение к налоговой ответственности при наличии в его действиях (бездействии) признаков статьи 129.1 НК РФ.
Таким образом, решение Инспекции принято в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований территориального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску № 7476481 от 28.12.2006г. в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодека Российской Федерации за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов за август 2006 года отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Е.Б. Белявская