ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1833/2011 от 23.05.2011 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

телефон 8(815-2) 44-49-16, факс 44-26-51

E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-1833/2011

24 мая 2011 года

Резолютивная часть решения вынесена 23 мая 2011 года, решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2011 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Алексиной Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фокиной О.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ Росстандарта)

к обществу с ограниченной ответственностью «Севмороптторг»

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – до перерыва - представителя по доверенности ФИО1, после перерыва – не участвовал, извещен,

от лица, привлекаемого к административной ответственности, - не участвовал, ходатайство,

установил:

Отдел государственного контроля и надзора в Мурманской области Северо-Западного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ Росстандарта) (далее – заявитель, СЗМТУ Росстандарта, Управление) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Севмороптторг» (далее – ООО «Севмороптторг», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель указал, что Общество нарушило обязательные требования стандартов при реализации (поставке) и хранении продукции, указанной в акте проверки № 80/09 от 23.03.2011, а также реализовывало сертифицированную продукцию, не отвечающую требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована (декларирована), с предоставлением неполных сведений о сертификации и нормативных документах в сопроводительной технической документации, и без знака соответствия.

В порядке положений статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.05.2011 объявлялся перерыв до 23.05.2011.

Представителем заявителя в судебном заседании до перерыва поддержаны требование и доводы, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности. После объявленного перерыва представитель заявителя в судебное заседание не явился.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило, отзыв на заявление не представило, ходатайствовало о переносе судебного заседания в связи с нахождением директора Общества ФИО2 в период с 15.05.2011 по 30.06.2011 в очередном отпуске за пределами Мурманской области. После перерыва Общество представителя в заседание не направило, ходатайств не заявило, письменный отзыв по предложению суда не представило.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, существующих сроков рассмотрения дела, суд с учетом положений части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным провести судебное заседание в отсутствие сторон.

Из материалов дела установлено.

ООО «Севмороптторг» зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица; основной государственный регистрационный номер 1035100194250.

На основании распоряжения от 15.02.2011 № 77 должностным лицом Управления проведена плановая выездная проверка ООО «Севмороптторг» (<...>) по соблюдению требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования.

В результате проверки выявлено, что Общество нарушило:

1.Обязательные требования стандартов при реализации (поставке) и хранении продукции, указанной в акте проверки № 80/09 от 23.03.2011, а именно:

1.1.осуществляло реализацию (поставку) и хранение пива «Симбирское» светлого пастеризованного (розлито в стеклянные бутылки, объем 1/0,5л; дата розлива 22.10.10 1222; годен до 3 2 19.04.11; изготовитель ООО «САБМиллер РУС», г. Калуга, ТУ 9184-064-00334600-2009; РСТ; объемная доля этилового спирта не менее 4,0% об; хранить при температуре от +10 до +20 грС; количество 15 бутылок) с нарушением обязательных требований государственных стандартов, а именно:

1).к качеству продукции:

-по органолептическим показателям: ГОСТ Р 51174-2009 «Пиво. Общие технические условия», п.5.1.2. Фактически обнаружены посторонние включения в виде ворсинок и хлопьев, не свойственных пиву;

-по физико-химическим показателям: ГОСТ Р 51174-2009, п.5.1.3 по показателю: экстрактивность начального сусла: по норме она должна составлять не менее 10,7%, фактически составила 10,5%.

2).к информации для потребителя: ГОСТ Р 51074-2003, раздел 3, п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5.1, 3.5.1.4, 3.5.5, 3.5.13, раздел 4, п.4.18.4. Фактически установлено, что заявленное на этикетке наименование «пиво» и обозначение ТУ 9184-064-00334600-2009, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, недостоверны и вводят потребителя в заблуждение, так как по результатам проведенной экспертизы установлено, что проверенная продукция не соответствует требованиям ГОСТ Р 51174-2009, ТУ 9184-064-00334600-2009, по показателю качества «прозрачность» - имеет посторонние включения в виде ворсинок и хлопьев, не свойственные пиву и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51174-2009 по показателю «экстрактность начального сусла».

1.2.осуществляло реализацию (поставку) и хранение пива специального пастеризованного «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER») вкус джин-тоника (розлито в полимерные бутылки; маркировка на бутылках: пиво специальное пастеризованное «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER»); объем 0,5л; алк. не менее 8%об; ТУ 9184-023-93049335-07;РСТ; изготовитель ЗАО «ОСТ-Аква», дата розлива см на бутылке: ОСТ L 06.08.10 А1; хранить при температуре от +10 до +20 грС; состав: пиво специальное «Бирмикс» (вода подготовленная, солодовый экстракт, хмель), сахар, регулятор кислотности Е330, двуокись углерода Е290; ароматизатор натуральный «Тоник», ароматизатор, идентичный натуральному «Джин», консервант бензоат натрия, подсластители Е951, Е950; количество бутылок 48) с нарушением обязательных требований государственных стандартов, а именно:

а) требований к органолептическим показателям ГОСТ Р 53459-2009 «Пиво специальное. Общие технические условия», п.5.1.2:

-по показателю «внешний вид». Фактически проверенная продукция имеет вид непенящейся бесцветной жидкости с наличием посторонних включений в виде ворсинок и мелких хлопьев;

-по показателю «вкус и аромат». Фактически аромат и вкус сброженного солодового напитка с хмелевыми горечью и ароматом отсутствуют;

-по показателю «цвет». Фактически жидкость бесцветная.

б) требований к физико-химическим показателям ГОСТ Р 53459-2009, п.5.1.3.:

-по показателю «массовая доля двуокиси углерода», которая должна составлять не менее 0,40%, фактически составила 0,33%;

-по показателю «пенообразование». Фактически пенообразование отсутствует.

в) требований к сырью и материалам: ГОСТ Р 53459-2009, п.3.1., п.5.2. Фактически, согласно маркировке и представленным ТУ 9184-023-93049335-07, при производстве проверенной продукции используется консервант бензоат натрия, применение которого для пива, содержащего алкоголь, не предусмотрено ГОСТ Р 53459-2009 и СанПиН 2.3.2.1293-2003.

г) требований к информации для потребителя: ГОСТ Р 51074-2003, раздел 3, п.п.3.1-3.5., раздел 4, п.4.18.4 по предоставлению неполной и недостоверной информации для потребителя, а именно:

-на маркировке бутылок предоставлена недостоверная информация для потребителя о наименовании продукта «пиво специальное», вводящая потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности пищевого продукта, так как по результатам экспертизы установлено, что данный продукт не может быть идентифицирован с пивом специальным, поскольку не отвечает общетехническим требованиям ГОСТ Р 53459-2009 «Пиво специальное. Общие технические условия» по наличию консерванта, по органолептическим, физико-химическим показателям (вкус и аромат, цвет, прозрачность, внешний вид, массовая доля двуокиси углерода, пенообразование).

-на этикетке представлена информация, вводящая в заблуждение потребителя о допустимости наличия осадка и взвесей, не предусмотренных общетехническими требованиями к пиву фильтрованному ГОСТ Р 53459-2009.

-на маркировке бутылок предоставлена недостоверная информация для потребителя о ТУ 9184-023-93049335-07, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, так как данная продукция не соответствует требованиям данного документа по показателю «внешний вид» - наличию посторонних включений в виде ворсинок и мелких хлопьев.

-после указания состава пищевого продукта не приведена следующая информация: «Содержит источник фенилаланина», которая должна быть приведена, так как в составе продукта указана пищевая добавка подсластитель Е951, имеющая наименование «Аспартам».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ.

2.Нарушило правила обязательной сертификации, то есть реализовывало сертифицированную продукцию, указанную в акте проверки № 80-09 от 23.03.2011, не отвечающую требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована (декларирована), с предоставлением неполных сведений о сертификации и нормативных документах в сопроводительной технической документации, и без знака соответствия, а именно:

2.1.осуществляло реализацию продукции – пива «Симбирское» светлого пастеризованного (розлито в стеклянные бутылки, объем 1/0,5л; дата розлива 22.10.10 1222; годен до 3 2 19.04.11; изготовитель ООО «САБМиллер РУС», г. Калуга, ТУ 9184-064-00334600-2009; РСТ; объемная доля этилового спирта не менее 4,0% об; хранить при температуре от +10 до +20грС; количество 15 бутылок), с нарушением Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 № 26, п.3.8, п.4.6., а именно: реализовывало сертифицированную (декларированную) продукцию:

-не отвечающую требованиям нормативного документа ГОСТ Р 51074-2003, раздел 3, п.3.1, 3.4, 3.5, указанного в декларации о соответствии РОСС RU.АЕ56.Д06124, на соответствие которому сертифицирована (декларирована) данная продукция, по достоверности информации для потребителя, представленной на этикетках потребительской тары о наименовании продукта и о ТУ 9184-064-00334600-2009, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, так как по результатам экспертизы установлено, что проверенная продукция не соответствует требованиям ГОСТ Р 51174-2009, ТУ 9184-064-00334600-2009, по показателю качества «прозрачность» - имеет посторонние включения в виде ворсинок и хлопьев, не свойственные пиву и не соответствует требованиям ГОСТ Р 51174-2009 по показателю «экстрактивность начального сусла».

-без указания в сопроводительной технической документации – удостоверении качества от 22.10.2010 № 37 сведений о нормативных документах, на соответствие которым декларирована продукция (ГОСТ Р 51174-2009, СанПиН 2.3.2.1078-01; ГОСТ Р 51074-2003) и сведений об организации, выдавшей декларацию о соответствии; с недоведением данных сведений до потребителя.

Согласно справке о реализации по состоянию на 04.03.2011 данная продукция была реализована в количестве 1 085 бутылок.

2.2.осуществляло реализацию продукции – пива специального пастеризованного «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER») вкус джин-тоника (розлито в полимерные бутылки; маркировка на бутылках: пиво специальное пастеризованное «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER»); объем 0,5л; алк. не менее 8%об; ТУ 9184-023-93049335-07;РСТ; изготовитель ЗАО «ОСТ-Аква», дата розлива см на бутылке: ОСТ L 06.08.10 А1; хранить при температуре от +10 до +20 грС; состав: пиво специальное «Бирмикс» (вода подготовленная, солодовый экстракт, хмель), сахар, регулятор кислотности Е330, двуокись углерода Е290; ароматизатор натуральный «Тоник», ароматизатор, идентичный натуральному «Джин», консервант бензоат натрия, подсластители Е951, Е950; количество бутылок 48) с нарушением Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 № 26, п.3.8, п. 4.6:

1)не отвечающую требованиям нормативного документа ГОСТ Р 51074-2003, раздел 3, п.3.1, 3.4, 3.5, указанного в декларации о соответствии РОСС RU.АИ28.Д00079, на соответствие которому сертифицирована (декларирована) данная продукция, а именно:

-представленная на маркировке бутылок информация для потребителя о наименовании продукта «пиво специальное», установленном ГОСТ Р 53459-2009 «Пиво специальное. Общие технические условия», ГОСТ Р 53358-2009 «Продукты пивоварения. Термины и определения», недостоверна и вводит потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности данного пищевого продукта, так как по результатам экспертизы установлено, что данный продукт не может быть идентифицирован с пивом специальным, поскольку не отвечает общетехническим требованиям ГОСТ Р 53459-2009 «Пиво специальное. Общие технические условия» по наличию консерванта, по органолептическим, физико-химическим показателям (вкус и аромат, цвет, внешний вид, прозрачность, массовая доля двуокиси углерода, пенообразование) и не отвечает требованиям ГОСТ Р 53358-2009 «Продукты пивоварения. Термина и определения», раздел 2, п.3, введенному в действие с 01.07.2010.

-на маркировке бутылок предоставлена недостоверна информация для потребителя о документе, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт – ТУ 9184-023-93049335-07 (распространяются на пиво специальное под товарным знаком «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER») фильтрованное пастеризованное и фильтрованное обеспложенное), так как данная продукция не соответствует требованиям данного документа по показателю «внешний вид» - наличию посторонних включений в виде ворсинок и мелких хлопьев.

-на этикетке представлена информация, вводящая в заблуждение потребителя о недопустимости наличия осадка и взвесей, не предусмотренных общетехническими требованиями к пиву фильтрованному ГОСТ Р 53459-2009.

-после указания состава пищевого продукта не приведена следующая информация: «Содержит источник фенилаланина», которая должна быть приведена, так как в составе продукта указана пищевая добавка подсластитель Е951, имеющая наименование «Аспартам».

2) без указания в сопроводительной технической документации – удостоверении качества от 06.08.2010 № 1407/1 сведений о нормативном документе, на соответствие которому декларирована продукция ГОСТ Р 51074-2003 и сведений об организации, выдавшей декларацию о соответствии; с недоведением данных сведений до потребителя.

Согласно справке о реализации по состоянию на 04.03.2011 данная продукция была реализована в количестве 3 840 бутылок.

2.3.осуществляло реализацию продукции водки особой «Хлебное подворье премиум кедровая» (розлита в стеклянные бутылки объемом 1/0,5л; маркировка на бутылках: 40% об; произведено и розлито: ООО «Компания КапиталСити»; ГОСТ Р 51355-99; РСТ ПР48; РСТ ПР73; маркировка на колпачке: 26.03.10 К 3.2.; количество 40 бутылок) с нарушением Правил по проведению сертификации в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 № 26, п.3.8, п.4.6., а именно:

-не отвечающую требованиям ГОСТ Р 51355-99, п.4.4, ГОСТ Р 51074-2003, раздел 3, п.п.3.1-3.5, раздел 4, п.4.19, указанных в сертификате соответствия № РОСС RU.ПР73.В35913, к полноте и достоверности информации для потребителя, так как указанное на этикетках потребительской тары наименование продукта «водка», соответствующее наименованию данной продукции, установленному ГОСТ Р 51355-99, и заявленное на этикетках обозначение документа «ГОСТ Р 51355-99», в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, недостоверны и вводят потребителя в заблуждение относительно идентичности продукции заявленным наименованию, ГОСТ Р 51355-99 и ее органолептических показателей, информации, указанной в удостоверении качества № 179 от 17.04.2010, поскольку по результатам экспертизы продукции установлено, что она не отвечает требованиям данного стандарта по органолептическому показателю «Внешний вид» из-за присутствия в ней посторонних включений, что недопустимо для продукции с наименованием «водка», в результате чего данная продукция не может быть идентифицирована в соответствии с ГОСТ Р 51355-99; на колпачке бутылки перед обозначением «26.03.10 К 3.2» отсутствует информация «изготовлен(о), или «дата розлива», также на этикетках или контрэтикетках отсутствует ссылка, где указана дата изготовления (розлива);

-без указания в сопроводительной технической документации, удостоверении качества № 179 от 17.04.2010 маркировки знаком соответствия, сведений о нормативном документе, на соответствие которому декларирована продукция ГОСТ Р 51074-2003 и сведений об организации, выдавшей сертификат соответствия; с недоведением данных сведений до потребителя.

Согласно справке о реализации по состоянию на 04.03.2011 данная продукция была реализована в количестве 1 960 бутылок.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 19.19. КоАП РФ.

По результатам проверки составлен акт от 23.03.2011 № 80/09.

Предметы правонарушения:

-пиво специальное пастеризованное «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER») вкус джин-тоника (розлито в полимерные бутылки; объем 1/0,5л, алкоголь 8%об, ТУ 9184-023-93049335-07, хранить при температуре от +10°С до + 20°С и относительной влажности не более 85%, изготовитель ЗАО «ОСТ-Аква», маркировка на бутылке ОСТ L06.08.10 А1, дата розлива см на бутылке, РСТ) в количестве 24 бутылок;

-водка особая «Хлебное подворье премиум кедровая» (розлита в стеклянные бутылки объемом 1/0,5л; 40% об; произведено и розлито: ООО «Компания КапиталСити»; ГОСТ Р 51355-99;РСТ ПР48; РСТ ПР73; маркировка на колпачке: 26.03.10 К 3.2.) в количестве 28 бутылок,

арестованы и переданы на ответственное хранение директору Общества ФИО2 в оптовом складе по адресу: <...>, секция 50, согласно протоколу осмотра, взятия проб (образцов), ареста от 04.03.2011.

По факту выявленных нарушений Обществом пункта 2 статьи 3, статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ), пункта 2 статьи 28, пункта 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) 04.03.2011 государственным инспектором ФИО1 вынесено определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ и проведении административного расследования.

Должностными лицами Испытательного центра продукции, сырья и материалов ФГУ «Мурманский центр стандартизации, метрологии и сертификации» составлены протоколы испытаний продукции от 16.03.2011 № 1029/1, № 1029/2, № 1030/1, № 1030/2, № 1031 и от 22.03.2011 № 1031К.

По результатам административного расследования 23.03.2011 в отношении Общества составлен протокол № 1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ; в протоколе об административном правонарушении представитель Общества указал, что нарушения совершены по неосторожности и в дальнейшем будет усилено проведение производственного контроля.

В порядке, предусмотренном частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, СЗМТУ Росстандарта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Севмороптторг» к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14,8.23,9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4,статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4,статьей 20.4 КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Согласно части 2 статьи 19.19 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6,частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16,статьями 20.4,20.14 КоАП РФ, то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

Правонарушения, названные в диспозиции частей 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ и регулируемые главой 19 КоАП РФ, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления. Исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 КоАП РФ, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.

Судом установлено, что Общество осуществляет оптовые поставки спорного товара, имеет оптовый склад. Из протокола об административном правонарушении от 23.03.2011 видно, что была проведена проверка оптового склада Общества, которое не является производителем спорной продукции.

Пунктом 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

-не соответствуют требованиям нормативных документов;

-имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

-не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

-не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

-не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

-не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.

Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота (часть 2 статьи 22 Закона № 29-ФЗ).

В силу частей 1, 2 статьи 32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 объектами, выполнение лабораторно-инструментальных исследований на которых в рамках производственного контроля, обязательно, являются в том числе, организации оптовой и розничной продовольственной торговли.

Поскольку Общество осуществляет оптовую продажу спорной продукции, оно обязано было исполнить требования Закона по организации и проведению производственного контроля в отношении данной продукции. Факт хранения и поставки, что подпадает под определение оборота пищевой продукции, данное в статье 1 Закона № 29-ФЗ, подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнуто. Однако Общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм и допустило оптовую реализацию названной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов и правил обязательной сертификации.

Каких-либо доказательств отсутствия реальной возможности для осуществления отбора образцов реализуемого товара с целью проведения его испытания до реализации потребителю на предмет соответствия требованиям ГОСТов в материалах дела не имеется и Общество в суд не представило.

В ходе проведенной проверки установлено и зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, что фактически программа производственного контроля Обществом не выполнялась, проверка поступающей от изготовителей продукции по внешнему виду, маркировке, состоянию Обществом не осуществлялась.

Данные критерии свидетельствуют о том, что Управление правильно квалифицировало действия Общества по частям 1, 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Факты нарушений вышеуказанных требований обязательных государственных стандартов при реализации (поставке) и хранении продукции, а также нарушение правил обязательной сертификации, путем реализации сертифицированной продукции не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована (декларирована), с предоставлением неполных сведений о сертификации и нормативных документах в сопроводительной технической документации, и без знака соответствия, подтверждены материалам дела (актом проверки № 80/09 от 23.03.2011; протоколом осмотра, взятия проб, образцов, ареста от 04.03.2011; протоколами испытаний продукции от 16.03.2011 № 1029/1, № 1029/2, № 1030/1, № 1030/2, № 1031 и от 22.03.2011 № 1031К; протоколом № 1 об административном правонарушении от 23.03.2011), установлены судом.

Протокол об административном правонарушении составлен правомочным должностным лицом в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с требованиями КоАП РФ. Права законному представителю ООО «Севмороптторг» ФИО2 разъяснялись, о чем имеется отметка в протоколе. Законный представитель давал письменные объяснения по существу правонарушения, о чем в протоколе имеется соответствующая запись.

В соответствии с частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке) и хранении продукции влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ, нарушение правил обязательной сертификации, то есть реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При этом пунктом 1 части 3 статьи 4.4. КоАП РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения.

Решая вопрос о привлечении ООО «Севмороптторг» к административной ответственности, суд учитывает отсутствие последствий совершенных нарушений, сведений об отягчающих ответственность обстоятельств, что позволяет суду определить Обществу наказание в виде административного штрафа по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ в минимальном размере 20 000 руб.

Наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения назначено быть не может, поскольку арестованная по делу продукция не имеет подтверждения соответствия ее требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности продукции, и подлежит изъятию из оборота и уничтожению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Севмороптторг» (основной государственный регистрационный номер 1035100194250, ИНН <***>), находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 20 000 руб.

Арестованную по протоколу осмотра, взятия проб (образцов), ареста от 04.03.2011 продукцию:

- пиво специальное пастеризованное «Коктейль Блейзер» («COCTAILBLAZER») вкус джин-тоника (розлито в полимерные бутылки; объем 1/0,5л, алкоголь 8%об, ТУ 9184-023-93049335-07, хранить при температуре от +10°С до + 20°С и относительной влажности не более 85%, изготовитель ЗАО «ОСТ-Аква», маркировка на бутылке ОСТ L06.08.10 А1, дата розлива см на бутылке, РСТ) в количестве 24 бутылок;

- водка особая «Хлебное подворье премиум кедровая» (розлита в стеклянные бутылки объемом 1/0,5л; 40% об; произведено и розлито: ООО «Компания КапиталСити»; ГОСТ Р 51355-99;РСТ ПР48; РСТ ПР73; маркировка на колпачке: 26.03.10 К 3.2.) в количестве 28 бутылок, находящуюся на хранение в оптовом складе общества с ограниченной ответственностью «Севмороптторг» по адресу <...>, уничтожить.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель - УФК Минфина России по г. Санкт - Петербургу
 (СЗМТУ Росстандарта Л/С <***>);

код ОКАТО 40262566000;

расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт- Петербургу, г. Санкт – Петербург;

ИНН получателя 7839304330;

КПП получателя 783901001;

БИК 044030001;

КБК 172 1 16 01000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за
 нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил
 обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов
 по обеспечению единства измерений»;

Назначение платежа – Административный штраф, решение суда (номер, дата).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Н.Ю. Алексина