ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1966/08 от 16.06.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул.Книповича, 20

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело №А42-1966/2008

16 июня 2008 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Романова А.А.

(при ведении протокола судебного заседания судьей),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Российские железные дороги»

к ИФНС России по г.Мурманску

о признании недействительным решения от 12 февраля 2008 года № 18204

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 06.12.2007 № 1/5-13), ФИО2 (доверенность от 06.12.2007 № 11/5-18),

ответчика – ФИО3 (доверенность от 11.01.2008 № 01-14-27/1982),

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Мурманской области к ИФНС России по г.Мурманску (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 12 февраля 2008 года № 18204.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующее.

Доначисление налога на имущество произведено налоговым органом незаконно.При применении льготы на объекты основных средств ОАО «РЖД» руководствовалось Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ льготируются определенные объекты налогообложения. При этом право на льготу законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с данными инвентарных карточек.

Льготируемое имущество функционально входит в Перечень имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, является неотъемлемой технологической частью объектов, входящих в льготируемый Перечень имущества. Данное обстоятельство является основанием для применения обществом льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 НКРФ.

Кроме того, при заявлении льготы по налогу на имущество, предусмотренной указанной нормой Кодекса, ОАО «РЖД» руководствовалось разъяснениями Министерства Финансов РФ, изложенных в письме № 03-06-01-04/111 от 01.06.2006.

Представители заявителя также пояснили, что решением УФНС России по Мурманской области от 14.05.2008 оспариваемое решение налогового органа в части, касающейся доначисления налога на имущества по объекту «Лестница к пешеходному мосту», отменено.

В судебном заседании представители заявителя на исковых требованиях настаивали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик с иском не согласен, в отзыве по иску (л.д.100-102) ссылается на следующее.

Льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 11 статьи 381 НК РФ не может быть принята как правомерно заявленная по объектам основных средств: лестница к пешеходному мосту, инв. № 24803, код ОКОФ 12 4526383; устройство заграждения переезда инв. № 46915, код ОКОФ 14 3520554; устройство заграждения переезда инв. № 49944, код ОКОФ 14 3520554.

В ходе проведения камеральной проверки заявителем представлены две инвентарные карточки на отдельные объекты основных средств: на лестницу и мост пешеходный. Таким образом, льготируются два самостоятельных объекта. Объект «Лестница к пешеходному мосту» не указана в Перечне.

Документов и пояснений в подтверждение того, что устройство заграждения переезда является механизмом сигнализации заявителем не представлено, УЗП является техническим средством повышения безопасности движения на железнодорожном переезде. Кроме того, коды имущества по ОКОФ, указанные в представленных налогоплательщиком перечнях имущества, не совпадают с кодами, указанными в инвентарных карточках учета.

В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве по иску.

Как видно из материалов дела, ИФНС России по г. Мурманску провела камеральную проверку уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество, представленных ОАО «Российские железные дороги», по месту нахождения Мурманского регионального центра связи – структурного подразделения Дорожной дирекции связи Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» за 1 квартал 2007 года и 1 полугодие 2007 года (л.д.61-72), по результатам которой составлен акт проверки от 12.11.2007 № 1152/26.1 (29-36).

По результатам рассмотрения камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 12.02.2008 № 18204, в соответствии с которым ОАО «Российские железные дороги» доначислен налог на имущество организаций в сумме 44 653 рубля, пени в сумме 2 126 рублей 52 копейки (л.д.41-49).

Основанием доначисления налога на имущества и пени в указанном размере послужил вывод налогового органа о том, что лестница к пешеходному мосту (инв. № 24803, код ОКОФ 12 4526383), устройство заграждения переезда (инв. № 46915, код ОКОФ 14 3520554) и устройство заграждения переезда (инв. № 49944, код ОКОФ 14 3520554) не могут быть отнесены к льготируемому имуществу, поскольку в закрытом Перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504, в наименовании и примечании к коду ОКОФ перечисленные объекты не указаны. Кроме того, коды имущества по ОКОФ (ОК 013-94), указанные в представленных налогоплательщиком перечнях имущества, не совпадают с кодами, указанными в инвентарных карточках учета.

Указанным решением обществу доначислен налог на имущество за 1 квартал 2007 года в сумме 22 377 рублей и за 1 полугодие 2007 года – 22 276 рублей, а также причитающиеся суммы пени.

Не согласившись с решением налогового органа от 12.02.2008 № 18204, ОАО «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, участвовавших в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество, установлен статьей 381 НК РФ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 30.09.2004 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее – Перечень).

Указанный Перечень содержит перечень наименований объектов основных средств и их коды по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее – Классификатор).

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, право на налоговую льготу имеют организации, учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета имущество, перечисленное в Перечне. При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).

Как следует из материалов дела лестница к пешеходному мосту и устройства заграждения переезда отражены в бухгалтерском учете и числятся на балансе общества, что подтверждается инвентарными карточками на указанные объекты и не оспаривается налоговым органом, а именно:

за инвентарным № 024803 (код по ОКОФ 12 4526383) - лестница к пешеходному мосту (л.д.58);

за инвентарным № 046915 (код по ОКОФ 14 3520554) - устройство заграждения переезда (л.д.59);

за инвентарным № 046944 (код по ОКОФ 14 3520554) - устройство заграждения переезда (л.д.60).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации 30.03.2001 № 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (пункт 6 ПБУ 6/01).

В материалы дела заявителем представлены схема опоры моста, карточки формы ПУ-15а, а также Книга большого и среднего моста (л.д.112-119) и справка Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области от 18.03.2008 № 4478. Как следует из указанной справки лестница к пешеходному мосту является неотъемлемой составляющей пешеходного моста, существовать как отдельный конструктивный элемент не может (л.д.57).

Согласно Классификатору объект основных средств «Мост пешеходный» имеет код - 12 4526383, и относится к классу 12 4526040 «Сооружения дорожного транспорта». Пешеходный мост содержится в Перечне и подлежит освобождению от налогообложения в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ. Таким образом, пешеходный мост и лестница к нему являются единым объектом.

Следовательно, общество правомерно включило указанный объект (лестница к пешеходному мосту) в состав льготируемого имущества в соответствии с положениями пункта 11 статьи 381 НК РФ.

Аналогичный вывод содержится и в решении УФНС России по Мурманской области от 14.05.2008 (л.д.103-108), в соответствии с которым оспариваемое решение ИФНС России по г.Мурманску изменено по рассмотренному объекту основных средств.

Суд также считает, что обществом правомерно заявлена льгота и по объектам «Устройства заграждения переезда» (далее –УЗП).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Пунктом 2.2.1. Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденной МПС России 26.06.1998 N ЦП-566, оборудование действующих переездов устройствами переездной сигнализации возложено на железную дорогу.

В пункте 7 названной Инструкции дано понятие «Устройство заграждения железнодорожного переезда», исходя из которого следует, что УЗП - это устройство, создающее механическое препятствие въезду транспортных средств на закрытый для движения переезд при приближении к нему поезда (подвижного состава). Дополняет автоматическую переездную сигнализацию на переездах, обслуживаемых дежурными».

Как следует из материалов дела, объекту «Устройство заграждения переезда» присвоен код ОКОФ 14 3520554 соответствующий объекту «Устройства и механизмы сигнализации, указатели. Приборы сигнальные и осветительные».

Присвоение указанного кода ОКОФ произведено налогоплательщиком на основании распоряжения ОАО «РЖД» от 13.03.2007 № 359 (л.д.109),в соответствии с которым утвержден Указатель инвентарных объектов основных средств ОАО «РЖД», в котором УЗП отнесены к коду 14 3520554 «Устройства и механизмы сигнализации, указатели. Приборы сигнальные и осветительные» (л.д.110-111).

Как следует из Стандарта отрасли ОСТ 32.200-2002 (пункт 4.1.4) необходимым условием для установки УЗП являются, в том числе, наличие автоматической переездной сигнализации (л.д.121).

Таким образом, в комплекс устройств сигнализации входит и устройство заграждения железнодорожного переезда, следовательно, автоматическая переездная сигнализация, оснащенная УЗП, является единым технологическим объектом.

«Устройства и механизмы сигнализации, указатели. Приборы сигнальные и осветительные» содержатся в Перечне и подлежат освобождению от налогообложения в соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ.

Следовательно, общество правомерно включило указанный объект (устройства заграждения переезда за инвентарными номерами 046915 и 046944) в льготируемое имущество за 1 квартал и 1 полугодие 2007 года.

Суд не может согласиться с позицией налогового органа, ссылающегося на то, коды имущества по ОКОФ (ОК 013-94), указанные в представленных налогоплательщиком перечнях имущества, не совпадают с кодами, указанными в инвентарных карточках учета. Из положения пункта 11 статьи 381 НК РФ следует, что право на предоставление рассматриваемой льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в инвентарных карточках на эти объекты.

Кроме того, суд при рассмотрении спора учитывает позицию Минфина Российской Федерации, изложенную в письме от 01.06.2006 № 03-06-01-04/111.Как следует из указанного письма сложным технологическим объектам может быть присвоен код ОКОФ по совокупности приспособлений и принадлежностей, являющихся неотъемлемой частью данного объекта. Приспособления и принадлежности могут учитываться в бухгалтерском учете отдельно от основного объекта как обособленные предметы, в связи с чем, таким объектам основных средств может быть присвоен код ОКОФ в соответствии с классификацией в пределах интервала данного кода ОКОФ. Имущество, которое является составной неотъемлемой частью основного сложного технологического объекта классификации, код ОКОФ которого указан в Перечне имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 504, а также объекты, поименованные в графе «Примечание» Перечня, подлежат льготированию (л.д.39-40).

Таким образом, доначисление 44 653 рублей налога на имущество (авансового платежа) за 1 квартал и 1 полугодие 2007 года, а также пеней в размере 2 126 рублей 52 копейки является неправомерным. Следовательно, оспариваемое решение от 12.02.2008 № 18204 вынесено необоснованно, противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно подлежит признанию недействительным.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования ОАО «Российские железные дороги» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170,198-201 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л :

исковые требования ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить.

Признать недействительным, противоречащим нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение ИФНС России по г. Мурманску от 12 февраля 2008 года № 18204.

Обязать ИФНС России по г.Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с ИФНС России по г.Мурманску в пользу ОАО «Российские железные дороги» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение, в части признания недействительным ненормативного акта налогового органа подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.

Судья А.А. Романова