ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1988/2021 от 05.05.2021 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                            Дело № А42-1988/2021

«06» мая 2021 года

Резолютивная часть решения вынесена 05.05.2021.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (просп. Ленина, д. 64, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Астек» (ул. Карла Маркса, д. 35, <...>;                            ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, ФИО2, от лица, привлекаемого к административной ответственности – не участвовал,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Астек» (далее – Общество, ООО «Астек») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требования Управление указало, что Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции (пиво) с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закона № 171-ФЗ).

Общество, будучи извещенным надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв, в котором, возражая против удовлетворения заявленных требований, указало на допущенные в ходе административного производства процессуальные нарушения, выразившиеся в наличии расхождений в протоколе об административном правонарушении, представленном в материалы дела и в направленном Обществу в части указания номера протокола, даты его составления, лица, в отношении которого он составлен, а также в отсутствии записи об отказе законного представителя ООО «Астек» от подписания протокола. Полагает, что указанный протокол подлежит исключению из числа доказательств по делу. Указало, что торговый объект используется как закусочная, а не кафетерий. Считает, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения. Кроме того, указало, что вменяемое административное правонарушение совершено ООО «Астек» впервые. Сослался на возможность применения положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения, либо применение положений части 3.2 статьи 4.1КоАП РФ и назначения административного штрафа ниже низшего размера, установленного санкцией вменяемой статьи.

С учетом обстоятельств дела, в отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции вотсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании заявитель поддержал требование о привлечении Общества к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что ООО «Астек» имеет выданную Министерством инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – МИРП по МО) лицензию серии М 0001941                                № 51РПО0000459 от 30.12.2011 на право осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в торговом объекте, расположенном по адресу: уд ФИО3, д. 44, г.Мурманск сроком действия с 13.04.2018 по 29.12.2021.

По факту поступившего в Управление для рассмотрения по подведомственности обращения гражданина Н. (зарегистрировано в КУСП 13.01.2021 за № 215), содержащего сведения о нарушении требований законодательства об алкогольном регулировании при реализации алкогольных напитков в торговом объекте - магазин «Дежневка», расположенном по адресу: ул.ФИО3, д. 44, г. Мурманск, деятельность в котором осуществляет ООО «Астек», 03.02.2021 должностными лицами Управления в период времени с 22 час. 55 мин. по 23 час. 45 мин. в присутствии сотрудника магазина (продавец), при участии двух понятых, с применением средств фотофиксации, произведен осмотр названного объекта, которым установлено, что помещение торгового объекта «Дежневка» расположено на 1-ом этаже жилого многоквартирного дома по адресу: <...>. Имеется отдельный вход с противоположной от подъездов стороны. Деятельность осуществляет ООО «Астек». Имеется лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при осуществлении услуг общественного питания № 51РПО0000459 от 30.12.2011 (до 29.12.2021). В торговом объекте осуществляется продажа алкогольной продукции, пива и напитков на его основе, сигарет, колбасных, молочных продуктов. В торговом объекте имеется зал для обслуживания посетителей, в котором находятся слева от входа вдоль стены стеллаж с крепким алкоголем, справа автомат для приема платежей. Помещение разграничено холодильными витринами, витринами, стойкой с оборудованием для розлива пива на зал для обслуживания посетителей и зону работы продавца. В торговом объекте отсутствует зона для приготовления пищи, вешалка для одежды, посуда, столовые приборы, мерная тара. Имеется оборудование для розлива пива не предусматривающее розлив в иную тару, кроме как в пластиковые бутылки на вынос. Отсутствует алкогольная продукция в открытой таре, а также пустые бутылки, что указывает на розничную продажу за единицу товара, а не в розлив при оказании услуг общественного питания. Приготовление пищи не осуществляется (ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков и содействующих товаров отсутствует). В помещении торгового объекта расположены витрины с алкогольной продукцией с выкладкой, характерной для магазина розничной продажи алкогольной продукции. Отсутствует прейскурант цен, на всю алкогольную продукцию оформлены ценники с указанием цены за единицу товара (без указания стоимости за 50 либо 100 мл). В торговом помещении, характерны для розничной продажи: оборудование для выкладки товара, обслуживание и расчет с покупателями, ассортимент реализуемых товаров (колбасы, сосиски, молоко, сметана, хлеб). Таким образом, в реализации продукты не порционно, а штучно, то есть для торговли на вынос. Установлен факт реализации 1 бутылки пива светлого «Хайникен», ем. 0,47 л, креп. 4,8 % алк. по цене 95 руб. за бутылку 03.02.2021 в 22:49 без вскрытия бутылки продавцом. В помещении торгового объекта отсутствуют столы и стулья для посетителей.         

Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.02.2021 с приложенной к нему фототаблицей.

Протокол осмотра подписан понятыми без возражений, продавец от подписания и получения протокола отказалась, что также зафиксировано подписями понятых.

Согласно протоколу изъятия, должностными лицами Управления в присутствии понятых и продавца произведено изъятие алкогольной продукции: пиво светлого «Хайникен», стеклянная бутылка, ем. 0,47 л, креп. 4,8 % ал, дата розлива 23.12.2020 10:09 - 1 шт.; кассовый чек – 1 шт.; ценник– 1 шт.

Указанная алкогольная продукция, передана на ответственное хранение в комнату хранения предметов административного правонарушения здания УМВД по адресу: <...>.

 Из объяснений гражданки С., данных сотруднику Управления 03.02.2021, следует, что в этот день она в 22:49 зашла со своей знакомой в кафетерии по адресу: <...>, «Дежневка» с целью купить пива; подошла к продавцу подала деньги и попросила продать одну бутылку пива «Хайникен» об. 0,47 л, креп. 4,8 % об, стоимостью 95 руб. за бутылку. Указала, что продавец продала ей требуемое пиво. Пояснила, что взяла пиво и сдачу и отошла от прилавка. Бутылку пива продавец не вскрыла, после чего в магазин зашел мужчина, который представился сотрудником полиции.

Согласно справке должностного лица Управления, составленной 03.02.2021, гражданка М. от письменных объяснений отказалась, в тоже время устно пояснила, что работает продавцом по адресу: <...>, магазин «Дежневка» с сентября 2020 года. В данной торговой точке реализуются продукты питания, в том числе алкогольная продукция в ассортименте с указанием цены за единицу товара. Вся продукция в торговой точке расположена на витринах, стеллажах, в доступном для ознакомления потребителя месте. Режим работы с 07:00 до 11:00 и с 21:00 до 23:00. Деятельность осуществляет ООО «Астек».

Установив, что ООО «Астек» 03.02.2021 в 22 час. 49 мин. в принадлежащем Обществу объекте торговли, расположенном по адресу: <...>, в нарушение лицензионных требований установленных законодательством об алкогольном регулировании осуществляло реализацию алкогольной продукции (пиво) при оказании услуг общественного питания без вскрытия потребительской тары, а также учитывая, что указанный торговый объект не соответствует требованиям ГОСТ 30389-2013 и, фактически, является магазином с круглосуточным режимом работы, должностным лицом Управления в отношении ООО «Астек» вынесено определение № 1897 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования.

По данным обстоятельствам, инспектором по ООПАЗ УОООПиВОИВ УМВД России по Мурманской области, в отношении ООО «Астек» составлен протокол № АА077713 от 17.02.2021 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным обстоятельствам.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.

Пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.3 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, кафе это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

 Указанным ГОСТ также установлены минимальные требования к предприятиям общественного питания, в том числе ассортиментный перечень, вывеска и прочее.

Факт реализации (розничной продажи) 1 бутылки пива светлого «Хайникен» (стеклянная бутылка емк. 0,47 л, креп. 4,8% об. алк. по 95 руб. за бутылку)  03.02.2021 в 22 час. 49 мин. (кассовый чек) без вскрытия потребительской тары (бутылки) в принадлежащем Обществу торговом объекте, кроме того, не соответствующего, в нарушение вышеприведенных положений ГОСТ, объекту торговли по оказанию услуг общественного питания (отсутствовал зал обслуживания посетителей; отсутствуют пустые бутылки, что указывает на розничную продажу за единицу товара, а не в розлив; приготовление каких-либо блюд не осуществляется; отсутствует кухня; отсутствует меню; нет вскрытой тары; нет цены за 50,100 мл, нет столов и стульев), что свидетельствует об отнесении такого объекта к магазину с круглосуточным режимом работы, подтверждается полученными в ходе осмотра материалами.

Доводы Общества о наличии расхождений в протоколе об административном правонарушении документально не подтверждены. Представленный в материалы дела оригинал протокола об административном правонарушении № АА077713 составлен 17.02.2021 в отношении ООО «Астек» в отсутствие законного представителя Общества, при наличии сведений о надлежащем извещении о дате и времени составления протокола (почтовое уведомление о получении корреспонденции 13.02.2021). Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ. Оснований для исключения указанного протокола из числа доказательств, не имеется. 

Таким образом, материалами дела подтверждается (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.02.2021 с приложенной к нему фототаблицей; протокол изъятия от 03.02.2021 с приложенными к нему кассовым чеком и ценником; объяснениями гражданки С. (покупатель); лицензия М 0001941 № 51РПО0000459 от 30.12.2011; выписка из ЕГРН) и установлено судом, что в нарушение лицензионных требований, а также требований пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ ООО «Астек» осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (пиво) без вскрытия потребительской тары (упаковки) лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, в помещении торгового объекта, не обладающего признаками объекта организации общественного питания, что образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 14.17 КоАП РФ

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.

Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, Обществу обеспечены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

В данном случае суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований для применения санкции в виде предупреждения в соответствии с пунктом 1  статьи  4.1.1 КоАП РФ суд не находит ввиду особого характера охраняемых правоотношений, отсутствия  смягчающих обстоятельств.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в данном случае является нецелесообразным и не соответствующим требованиям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами особый порядок общественных отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание принятие Обществом мер по приведению объекта торговли в соответствие с требованиями, установленными для объекта общественного питания (что подтверждается представленными фотографиями), учитывая характер допущенного нарушения, объем реализованной продукции, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считая, что назначение наказание в виде административного штрафа в минимальном размере не отвечает целям административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, суд полагает возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием за совершение правонарушения и применяется по усмотрению суда.

Исходя из конкретных обстоятельств, суд считает, что поскольку алкогольная продукция реализована  при осуществлении  розничной продажи  с нарушением условий лицензии, она подлежит конфискации как предмет административного правонарушения.

Пунктом 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

Одновременно с этим, на основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Учитывая, что изъятая согласно протоколу изъятия от 03.02.2021 алкогольная продукция,является товаром,находящимся в незаконном обороте, то она, в силу абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, подлежит уничтожению.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Астек» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000руб.  с конфискацией изъятой протоколом от 03.02.2021 алкогольной продукции: пива «Хайникен», емкостью 0,47л., крепостью 4,8%, дата розлива 23.12.2020 в количестве одной штуки, подлежащей дальнейшему уничтожению.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Наименование получателя: УФК по Мурманской области (УМВД России по г. Мурманску л/с <***>), ИНН <***>, КПП 519001001, расчетный счет <***>, банк получателя: Отделение Мурманск банка России//УФК по Мурманской области г. Мурманск, КБК 18811601141010017140, БИК 014705901, кор.счет 40102810745370000041, ОКТМО 47701000, УИН 18880451210000777130.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                 Карачева А.Е.