ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1999/09 от 30.04.2009 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

E-mail суда:  arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42- 1999/2009

“ 07 “ мая 2009 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 30 апреля 2009 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 07 мая 2009 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС»

к Инспекции ФНС России по г. Мурманску

о признании недействительным решения № 77 от 14.01.2009

при участии в заседании представителей:

заявителя – ФИО1 – доверенность от 11.01.2009 № 07/02

ответчика – Петличной Н.А. – доверенность от 08.04.2009 № 50-14-27-09/47870

установил:

Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие «ТЭКОС» (далее – заявитель, Предприятие, ГОУТП «ТЭКОС») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к Инспекции ФНС России по г. Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), о признании недействительным решения № 77 от 14.01.2009 (л.д. 52).

В обоснование заявленных требований заявитель со ссылкой на статью 78 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) указал, что налоговый орган неправомерно произвел зачет излишне взысканного на основании инкассового поручения от 13.08.2004 № 26855 налога на доходы физических лиц в сумме 150 000 руб. в счет погашения задолженности по пеням, которая образовалась в 2004 году в связи с неисполнением требования от 25.06.2004 №17469.

Положения Налогового кодекса РФ не дают налоговому органу полномочий самостоятельно провести зачет излишне взысканного налога в счет недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки (ст.ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ и п. 3 определения КС РФ № 381-О-П от 08.02.2007), в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения решения о проведении спорного зачета.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему (л.д. 3, 52).

Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему (л.д. 23, 54).

В обоснование своих возражений ответчик указал, что в связи с наличием в карточке расчетов с бюджетом на дату принятия решения о зачете переплаты, образовавшейся в результате ошибочного списания по инкассовому поручению № 26855 от 13.08.2004 налога в сумме 150 000 руб. вместо пеней Инспекцией на основании статьи 78 НК РФ обоснованно произведен зачет.

Проведение зачета по смыслу статьи 78 НК РФ не может считаться принудительным взысканием задолженности (фактически переплата по налогу на доходы у заявителя отсутствовала). Инспекцией проведен зачет в связи с ошибочным взысканием налога вместо пени.

Налоговым законодательством четко определен порядок возврата излишне уплаченной суммы при наличии недоимки (задолженности) и не установлено ограничения по срокам, за пределами которых налоговые органы не могут проводить зачеты в счет погашения задолженности.

Как следует из материалов дела, в период с 27.04.2004 по 28.05.2004 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Предприятия по вопросам правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.

По результатам проверки составлен Акт проверки № 08.3-12/439 от 04.06.2004, который был получен представителем заявителя 25.06.2004 (л.д. 25).

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией было вынесено решение от 25.06.2004 № 08.3-12/478 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым заявителю были доначислены, в том числе пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 2 197 567 руб. 65 коп. (л.д. 19).

На основании данного решения Инспекцией было вынесено требование от 25.06.2004 № 17469 об уплате пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 2 197 567 руб. 65 коп. в срок до 03.07.2004 (л.д. 13).

В связи с неисполнением Предприятием данного требования в установленный срок в порядке статьи 46 НК РФ налоговым органом было вынесено решение от 09.07.2004 № 7256 о взыскании пеней в сумме 2 197 567 руб. 65 коп. за счет денежных средств налогового агента в банках (л.д. 17).

На основании данного решения 09.07.2004 было выставлено инкассовое поручение № 24047 на бесспорное списание со счета заявителя пеней на сумму 150 000 руб., которое было возвращено в адрес Инспекции в связи с отсутствием денежных средств на валютном счете заявителя в Мурманском ОСБ № 8627 № 40602978141000100063 (л.д. 38, 56).

13.08.2004 налоговым органом было выставлено инкассовое поручение № 26855 на списание со счета заявителя в Мурманском ОСБ № 8627 № 406028101410001000163 налога на доходы физических лиц в сумме 150 000 руб. со ссылкой на требование № 17469 и решение № 7256 (л.д. 15).

В требовании 25.06.2004 № 17469 предложение об уплате налога отсутствует (л.д. 13). В лицевом счете налог в сумме 150 000 руб. отражен поступившим в бюджет 18.08.2004 (л.д. 59).

В отзыве на заявление ответчик указал, что поступление данной суммы в качестве налога было выявлено в декабре 2008 года при проведении анализа поступлений по выездным налоговым проверкам (л.д. 54).

В связи с ошибочным указанием в инкассовом поручении от 13.08.2004 № 26855 в поле назначение платежа «налог по акту проверки» вместо «пени по акту проверки» 14.01.2009 налоговый орган в порядке статьи 78 НК РФ вынес решение № 77 о зачете налога на доходы физических лиц в сумме 150 000 руб. в счет уплаты пеней по налогу на доходы физических лиц, о чем сообщил заявителю извещением от 14.01.2009 (л.д. 12, 40).

Не согласившись с решением налогового органа № 77 от 14.01.2009, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Из содержания данных положений Кодекса следует, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен добровольный (самостоятельно налогоплательщиком (налоговым агентом)) и принудительный (статьи 46, 47 НК РФ) порядок исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате налога (пеней).

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога также считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Как следует из инкассового поручения от 13.08.2004 № 26855, основанием для принудительного взыскания с заявителя налога на доходы физических лиц в сумме 150 000 руб. явилось решение от 9.07.2004 № 7256, вынесенное в порядке статьи 46 НК РФ в связи с неисполнением требования от 25.06.2004 № 17469 (л.д. 39, 37, 13).

В требовании от 25.06.2004 № 17469, а также в решении от 25.06.2004 № 08.3-12/478, на основании которого оно вынесено, данная сумма налога к уплате заявителю не предъявлялась (л.д. 13, 19). Обязанность по уплате данной суммы налога у заявителя отсутствовала.

Следовательно, налог на доходы физических лиц в сумме 150 000 руб., взысканный с заявителя в порядке статьи 46 НК РФ на основании инкассового поручения от 13.08.2004 № 26855, является излишне взысканным и подлежит возврату в соответствии с положениями статьи 79 НК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее – Закон № 137-ФЗ) суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку налог на доходы физических лиц в сумме 150 000 руб. был излишне взыскан с заявителя до 1.01.2007, в отношении него применяется порядок, установленный статьей 79 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Порядок зачета сумм излишне взысканных налогов статьей 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) установлен не был, в связи с чем подлежит применению порядок, установленный статьей 78 НК РФ для зачета излишне уплаченной суммы налога.

Об этом свидетельствуют и положения пункта 2 статьи 45 НК РФ ((в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ), в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Из содержания данных положений Кодекса следует, что статьей 78 НК РФ также предусмотрен добровольный (по заявлению налогоплательщика (налогового агента)) и принудительный (самостоятельно налоговым органом) порядок зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, который в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 45 НК РФ является одним из способов исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности по уплате налога.

Таким образом, самостоятельное проведение налоговым органом зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога является разновидностью принудительного взыскания задолженности.

При проведении самостоятельного зачета налоговым органом должны соблюдаться установленные Налоговым кодексом РФ сроки принудительного взыскания пеней, в счет уплаты которых производится зачет.

Как следует из материалов дела, зачет суммы излишне взысканного налога на доходы физических лиц в счет уплаты пеней по данному налогу произведен налоговым органом самостоятельно без заявления налогового агента (заявителя) и не зависел от его волеизъявления.

Следовательно, исполнение обязанности налогового агента по уплате пеней произведено не в добровольном, а в принудительном порядке.

Поскольку спорный зачет носит характер принудительного взыскания задолженности по пеням, он должен быть произведен с соблюдением предусмотренных Налоговым кодексом РФ сроков принудительного взыскания пеней.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ (далее – Закон № 137-ФЗ) положения частей первой и второй Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 статьи 7 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что в случае если течение предусмотренного законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Оспариваемым решением налоговый орган произвел зачет излишне взысканного налога в счет погашения задолженности по пеням, предъявленным заявителю к уплате требованием от 25.06.2004 № 17469 со сроком исполнения до 03.07.2004 (л.д. 13).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 27.12.2005 № 503-О, и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.03.2005 № 13592/04, требование является мерой государственного принуждения и начальной стадией принудительного взыскания налогов (пеней).

Таким образом, правоотношения по принудительному взысканию задолженности по пеням на основании требования от 25.06.2004 № 17469 возникли в 2004 году, установленные Налоговым кодексом РФ сроки принудительного взыскания с заявителя пеней на основании данного требования истекли в 2004, 2005 году, в связи с чем их исчисление производится в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ (в ред. Федерального Закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 47 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24.01.2006 № 10353/05, статья 47 Кодекса не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Между тем следует иметь в виду, что в статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.

Поэтому 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.

Изложенное свидетельствует о том, что принудительное взыскание налога и пеней в бесспорном порядке в порядке статьи 47 НК РФ производится в предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ – не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, требование № 17469 об уплате задолженности по пеням было вынесено 25.06.2004. Срок исполнения данного требования истек 03.07.2004 (л.д. 13).

Решение № 7256 в порядке статьи 46 НК РФ о взыскании пеней в сумме 2 197 567 руб. 65 коп. было вынесено 09.07.2004 - в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок (л.д. 17).

Инкассовое поручение от 9.07.2004 № 24047 на списание пеней, направленное в банк на основании данного решения, было возвращено в адрес инспекции в связи с отсутствием денежных средств на валютном счете заявителя в Мурманском ОСБ № 8627 № 40602978141000100063 (л.д. 38, 56).

Принудительное взыскание с заявителя пеней в порядке в порядке статьи 47 НК РФ налоговым органом не производилось.

Предусмотренный пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневный срок вынесения в порядке статьи 47 НК РФ решения о принудительном взыскании пеней во внесудебном порядке за счет имущества заявителя истек 3.09.2004.

Таким образом, на день проведения зачета излишне взысканной суммы налога в счет погашения задолженности по пеням (14.01.2009) налоговый орган утратил право на принудительное взыскание пеней во внесудебном порядке.

В нарушение положений пункта 3 статьи 46 и статьи 47 НК РФ оспариваемое решение о зачете вынесено 14.01.2009 – через 4,5 года после истечения срока исполнения требования и срока принудительного взыскания пеней во внесудебном порядке.

Оспариваемое решение о зачете вынесено налоговым органом также и за пределами срока на обращение в суд с заявлением о взыскании пеней в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 10 статьи 48 НК РФ).

В пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

При этом срок обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок взыскания с заявителя в судебном порядке задолженности по пеням, исчисляемый с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, истек 4.03.2005 (3.09.2004 + 6 месяцев).

Установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ срок обращения налогового органа в суд является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Таким образом, принудительное взыскание с заявителя путем зачета задолженности по пеням произведено налоговым органом по истечении сроков как бесспорного взыскания пеней, так и взыскания пеней в судебном порядке, в связи с чем не соответствует положениям статей 46, 47, 48 НК РФ.

Положения данных статей Кодекса ограничивают срок принудительного взыскания недоимок (задолженности по пеням). Нарушение предусмотренных данными статьями сроков приводит к взысканию налога и пеней с налогоплательщика (налогового агента) без ограничения срока, что является недопустимым и противоречит положениям статей 46, 47, 48 НК РФ.

По смыслу пунктов 3, 9 статьи 46 НК РФ в случае пропуска налоговым органом срока бесспорного взыскания налога и пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщиков (налоговых агентов) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность, в том числе путем удержания (зачета) с этой целью излишне уплаченного налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 5274/06).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, ст. ст. 46, 113, 115 Кодекса).

Указанная позиция подтверждается в Определении ВАС РФ от 02.10.2008 № 12563/08, согласно которому выводы судов о неправомерности действий налогового органа, выраженных в проведении зачета излишне уплаченного налога в счет недоимок, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, установленных ст. ст. 45, 46, 69, 70 Кодекса, являются правильными и соответствуют Определению Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

Таким образом, при утрате права на принудительное взыскание задолженности по пеням налоговый орган утрачивает возможность удержания (зачета) с этой целью сумм излишне взысканного налога.

Ошибочное указание налоговым органом в инкассовом поручении от 13.08.2004 № 26855 «налог по акту проверки» вместо «пени по акту проверки», повлекшее излишнее взыскание налога на доходы физических лиц, не является основанием для принудительного взыскания путем зачета излишне взысканного налога в счет погашения задолженности по пеням, срок принудительного взыскания которых на момент проведения зачета истек.

В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением.

Несвоевременное, за пределами сроков принудительного взыскания задолженности по пеням выявление налоговым органом допущенной в инкассовом поручении ошибки, а также отсутствие в статьях 78, 79 НК РФ сроков, в течение которых налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне взысканного налога, не дает налоговому органу право на взыскание задолженности по пеням путем зачета без ограничения сроков, предусмотренных статьями 46, 47, 48 НК РФ.

Срок подачи налогоплательщиками (налоговыми агентами) заявления о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов ограничен тремя годами со дня излишней уплаты налога (со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога) (пункт 7 статьи 78, пункт 3 статьи 79 НК РФ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 8 статьи 78, пункте 2 статьи 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Налоговый орган произвел зачет излишне взысканного налога по истечении 4,5 лет со дня излишнего взыскания налога.

Отсутствие в статьях 78, 79 НК РФ ограничения по срокам, за пределами которых налоговый орган не может произвести зачет в счет погашения задолженности, не свидетельствует о возможности проведения налоговым органом зачета в счет погашения задолженности по пеням, срок взыскания которых установлен статьями 46, 47, 48 НК РФ и налоговым органом пропущен.

Кроме того, пунктом 5 статьи 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) право самостоятельного проведения зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения задолженности по пеням налоговому органу не предоставлено.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Из данных положений Кодекса следует, что налогоплательщик (налоговый агент) вправе самостоятельно определять, на погашение какой недоимки (задолженности) по налогу (пеням) направлять сумму излишне взысканного налога.

Таким образом, сумма излишне взысканного налога может быть направлена на уплату задолженности по пеням только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика (налогового агента).

Самостоятельно налоговые органы вправе производить зачет только при наличии недоимки по другим налогам, на что прямо указано в пункте 5 статьи 78 НК РФ.

Предусмотренное пунктом 5 статьи 78 НК РФ (в редакции Закона № 137-ФЗ) право налогового органа самостоятельно произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам), о чем прямо указано в данном пункте.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, пунктом 3 статьи 78, пунктом 3 статьи 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) право налогоплательщика (налогового агента) на самостоятельное определение, в счет погашения какой недоимки (задолженности) направить сумму излишне уплаченного (взысканного) налога, обеспечивается обязанностью налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты (взыскания) налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Пунктом 3 статьи 78, пунктом 4 статьи 79 НК РФ (в редакции Закона № 137-ФЗ) данный срок установлен в количестве 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В нарушение пункта 3 статьи 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, не сообщил об этом заявителю.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 79 НК РФ зачет излишне взысканного налога в счет погашения недоимки по налогам (задолженности по пеням) является условием для возврата излишне взысканного налога, основанием для которого является заявление налогоплательщика о возврате.

В порядке пункта 2 статьи 79, пункта 5 статьи 78 НК РФ с заявлением о возврате (зачете) излишне взысканного налога заявитель в налоговый орган не обращался, в связи с чем основания для зачета данной суммы налога в счет погашения задолженности по пеням у налогового органа отсутствовали. Право на самостоятельное проведение зачета у налогового органа также отсутствовало.

Следовательно, решение налогового органа о зачете излишне взысканного налога в счет погашения задолженности по пеням также не соответствует положениям статей 78, 79 НК РФ и нарушает права налогоплательщика на самостоятельное определение, в счет уплаты какой недоимки (задолженности) направить сумму излишне взысканного налога.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение о зачете излишне взысканного налога в счет погашения задолженности по пеням не соответствует положениям статей 46, 47, 48, 78, 79 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным и не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ решение Инспекции ФНС по г. Мурманску от 14.01.2009 № 77 о проведении зачета на сумму 150 000 руб.

Обязать Инспекцию ФНС по г. Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Инспекции ФНС по г. Мурманску в пользу ГОУТП «Тэкос» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной по платежному поручению от 4.03.2009 № 00026.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья Е. В. Галко