ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-2056/16 от 31.05.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                                Дело № А42-2056/2016 «31» мая 2016 года

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина,                Гатчинский р-н, Ленинградская обл., 188304; ОГРН <***>,                          ИНН <***>; адрес филиала: ул. Кирова, д. 2, п. Мурмаши, Мурманская обл., 184355) к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области                 (просп. Ленина, д. 75, <...>; ОГРН <***>,                                ИНН <***>) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее – заявитель, Общество, ПАО «МРСК Северо-Запада») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее -  административный орган, Комитет) от 11.03.2016 о привлечении к административной ответственности по делу № 41, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель, указал, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения. Считает, что Комитетом в адрес Общества не направлялся запрос с требованием о представлении отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 4 квартал 2015 года. Со ссылкой на пункт 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цент (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 543), указал, что форма отчета, в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам утверждается Федеральной антимонопольной службой, в то время как Обществу вменяется не направление формы отчета, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.02.2014 № 202-э "Об утверждении формы отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения" (далее – форма № 202-Э). Кроме того, считает, что сроком предоставления отчета за 4 квартал 2015 года, с учетом особенностей законодательства в сфере бухгалтерской отчетности является 01.04.2016.

Определение суда от 06.04.2016 о принятии заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства 07.04.2016 опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено сторонам по почте. 

Согласно почтовым уведомлениям о вручении вышеуказанное определение, направленное по юридическому адресу получено Обществом – 13.04.2016, по почтовому адресу получено – 08.04.2016, Комитетом – 11.04.2016.

20.05.2016 заявителем представлено ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, со ссылкой что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в связи со сложностью спора и необходимостью исследования большого объема представленных в материалы документов (отзыв Комитета с приложенными документами на 156 листах).

Частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлен перечень обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" в случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Названное определение может быть вынесено, в том числе, по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227          АПК РФ, в случае его удовлетворения.

В определении о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства должно содержаться обоснование вывода арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

Обществом не указаны обстоятельства, препятствующие в силу пунктов 1-4 части 5 статьи 227 АПК РФ рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства. Необходимость исследовании представленных Комитетом с отзывом копий материалов административного производства в отношении заявителя (приложение на 156 листах из которых большую часть составляют учредительные документы заявителя), не может являться основанием для рассмотрения заявления по общим правилам административного судопроизводства. При этом суд  учитывает, что Общество должно было ознакомиться с материалами проверки еще до обращения в суд с заявлением. Поступившие в суд документы своевременно размещены на официальном сайте суда.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства.

В установленный судом срок, административный орган представил отзыв на заявление, в котором указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.

Как следует из материалов дела, в связи осуществлением регионального государственного контроля (надзора) в отношении регулирования тарифов в сфере электроэнергетики Комитетом в адрес территориальных сетевых организаций Мурманской области, осуществляющих регулируемую деятельность направлен запрос № 06-03/828-ВГ от 07.04.2015 с требованием о предоставлении в срок до 20.04.2015 отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 2014 год (далее – ежеквартально, ежегодно).

По итогам проведенного административным органом мониторинга, с целью контроля исполнения субъектами электроэнергетики вышеуказанного запроса установлено, что Общество, в нарушение требований пункта 17 Постановления            № 543, не представило в Комитет в срок до 01.02.2016 отчет об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 4 квартал 2015 года.

По факту выявления правонарушения Комитетом 19.02.2016, в связи с необходимостью истребования документов, в соответствии с частью 2                      статьи 28.7 КоАП РФ, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ и проведении административного расследования по делу № 41.

20.02.2016 начальником административно-правового отдела Комитета вынесено определение об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу № 41 об административном правонарушении.

По результатам административного расследования 04.03.2016 Комитетом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

11.03.2016 председателем Комитета вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания по делу № 41 об административном правонарушении  по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с пунктом 1.1 Постановления Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265-ПП «Об утверждении положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области» (далее – Положение № 265-ПП) Комитет по тарифному регулированию Мурманской области является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере.

В соответствии с пунктом 2.2.2.1 Положения № 265-ПП Комитет в установленной сфере деятельности принимает нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики устанавливает цены (тарифы):

1) - на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);

- на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов);

- на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами;

2) устанавливает сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;

3) участвует в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности на территории Мурманской области;

4) устанавливает цены (тарифы) или предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях;

5) устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы;

6) принимает участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;

7) осуществляет мониторинг уровня регулируемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ цен (тарифов) и влияющих на их изменение факторов, а также уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) осуществляет урегулирование споров, связанных с применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

9) представляет в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ, определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с перечнем и условиями предоставления такой информации, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Правила) разработаны во исполнение статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Основы ценообразования) (пункт 1).

Пунктом 7 Основ ценообразования установлено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.Установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в том числе при выявлении нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 6б Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 контроль за реализацией инвестиционных программ осуществляется в форме анализа отчетов о реализации инвестиционных программ, в том числе об использовании средств, предусмотренных в качестве источников финансирования инвестиционных программ.

На основании пункта 4 Постановления № 543, Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.02.2014 № 202-Э утверждена форма отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Приказа № 543для целей осуществления государственного контроля (надзора) в отношении использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения, субъекты электроэнергетики и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по запросу органа государственного контроля (надзора) представляют отчеты об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике или сфере теплоснабжения, по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, в том числе о выполнении графиков их реализации, - за квартал (в течение 30 дней со дня окончания отчетного квартала) и за предыдущий год (ежегодно до 1 апреля).

Как следует из материалов дела, запрос № 06-03/828-ВГ от 07.04.2015, направленный административным органом в адрес территориальных сетевых организаций Мурманской области, содержал в себе разъяснения относительно предоставляемой формы отчета (Приказ Федеральной службы по тарифам  от 20.02.2014 № 202-э) а также срокам ее предоставления. Комитет указал на необходимость предоставления отчета об использовании инвестиционных ресурсов за 2014 год в срок до 20.04.2015, а также на дальнейшую необходимость предоставления указанного отчета ежеквартально, ежегодно, в соответствии с требованиями пункта 17 Постановления № 543.

При этом сетевыми организациями, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики отчет по форме № 202-э предоставляется с целью осуществления уполномоченными государственными органами контроля (надзора) установления и применения цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе в части использования инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), в части применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики, данные правоотношения регулируются Постановлением № 543, пунктом 17 которого прямо установлены сроки (в течение 30 дней со дня окончания отчетного квартала) и за предыдущий год (ежегодно до 1 апреля) для предоставления необходимой информации.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя ссылкой на положения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» об определении срока предоставления отчета об использовании инвестиционных ресурсов за 4 квартал 2015 года суд считает несостоятельными.

Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» (далее – Указ Президента № 373) функции упраздненной Федеральной службы по тарифам переданы Федеральной антимонопольной службе.

Пунктом 3 Указа Президента № 373 установлено, что Федеральная антимонопольная служба является правопреемником упраздняемой Федеральной службы по тарифам.

В соответствии с Указом Президента № 373 Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 № 941 «О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций» в Постановление № 543 внесены изменения в части замены Федеральной службы по тарифам на Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации.

Таким образом, упразднение Федеральной службы по тарифам не влечет отмену Приказа от 20.02.2014 № 202-э «Об утверждении формы отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения». Вопросы по регулированию правоотношений в сфере установления (регулирования) тарифов в сфере электроэнергетики на основании Указа Президента № 373 переданы Федеральной антимонопольной службе, что не является основанием для не предоставления запрашиваемых Комитетом сведений. Кроме того, заявитель не лишен возможности обращения в административный орган в целях получения разъяснений по указанному вопросу.

Материалами дела подтверждается, судом установлен факт не представления в срок до 01.02.2016 отчета об использовании инвестиционных ресурсов за 4 квартал 2015 года, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд находит правомерным вывод Комитета о наличии в действиях (бездействии) Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ

Исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.      

При назначении наказания Обществу учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и применена ответственность, предусмотренная санкцией части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, отвечающая целям и принципам административной ответственности.

Суд находит правомерным привлечение ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1   КоАП РФ и обоснованным назначение наказания; оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд    

решил:

в удовлетворении требования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской от 11.03.2016 о привлечении к административной ответственности по делу № 41, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                   Карачева А.Е.