ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-213/2018 от 02.04.2018 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                              Дело № А42-213/2018

13.04.2018

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 02.04.2018

Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2018

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения Администрация Терского района (ул. Дзержинского, д. 42, пгт. Умба, Терский р-н, Мурманская обл.; ОГРН 1025100536317,                        ИНН 5111000809) к индивидуальному предпринимателю Подольскому Данилу Николаевичу (пгт. Умба, ОГРНИП 315519000022894, ИНН 511100484967) о взыскании,

при участии:

от заявителя: представителя по доверенности Бычковой М.Г., 

от ответчика: представителя по доверенности Литвиненко Л.Л.,

установил:

муниципальное учреждение Администрация Терского района (далее – заявитель, администрация) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Подольского Данилы Николаевича (далее – ответчик, предприниматель) в бюджет муниципального образования Терский район 500 000 руб. средств муниципального гранта.

Требования обоснованы не достижением предпринимателем целевых показателей деятельности за 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года, предусмотренных бизнес-планом, наличием задолженности по НДФЛ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, в опровержение доводов администрации представил ходатайство от 13.10.2017, договор безвозмездного пользования от 01.07.2017, отчеты Грантополучателя о достижении целевых показателей на 01.10.2017, 01.01.2018, справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 21.03.2018. Также ответчиком представлен фотоматериал в подтверждение фактического осуществления деятельности, трудовой договор – в подтверждение создания рабочих мест.

В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения требований возражал. Относительно не достижения уровня показателей, отраженных в бизнес-плане, пояснил, что производство газобетонных блоков в запланированные сроки не было начато ввиду отсутствия подходящего помещения, параметры существовавшего места производства блоков не позволили установить необходимое оборудование и наладить производство.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории Терского района Мурманской области и реализации положений ведомственной целевой программы муниципального образования Терский район «О развитии малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в муниципальном образовании Терский район на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением администрации Терского района от 13.10.2014 № 515, в соответствии с Порядком предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением администрации Терского района от 28.07.2015              № 296, постановлением администрации Терского района от 28.12.2015 № 487 «О предоставлении муниципального гранта по итогам проведения Конкурса бизнес-планов на предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса» между администрацией и предпринимателем заключен договор № 02 от 28.12.2015 на передачу и целевое использование денежных средств (договор о предоставлении муниципального гранта).

В соответствии с данным договором ответчику был предоставлен грант в сумме 500 000 руб. в целях реализации бизнес-плана «Производство газобетонных блоков» (платежные поручения от 29.12.2015 № 678207, № 678203).

26.06.2017 состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов проектов, представленных на конкурс, по вопросу возврата средств муниципального гранта ИП Подольским Д.Н. в связи с нарушением последним условий предоставления гранта, по итогам которого принято решение об уведомлении предпринимателя о расторжении договора и необходимости предпринимателю осуществить возврат фактически полученного гранта, в связи с тем, что предприниматель не достиг целевых показателей за 4 квартал 2016 года и 1 квартал 2017 года, указанных в бизнес-плане (по показателю «выручка» - по бизнес-плану 1599,74 тыс. руб., фактически – 30,0 тыс. руб., по показателю «заработная плата» - по бизнес-плану 57,0 тыс. руб., фактически – 19,0 тыс. руб. (в 4 квартале 2016 года), 0 тыс. руб. (в 1 квартале 2017 года), по показателю «рабочее место» - в 4 квартале 2016 года по бизнес-плану 1 единица, фактически - 0 единиц), а кроме того установлено наличие по состоянию на 01.04.2017 задолженности по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 228 НК РФ (том 1, л.д. 136-140).

Уведомлением от 29.06.2017 № 1619 администрация известила предпринимателя о принятом решении и необходимости возврата гранта в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о расторжении договора, предупредив о том, что в случае невозврата средств гранта в указанный срок, администрация примет меры к их возврату в судебном порядке (том 1, л.д. 141-142).

07.08.2017 предприниматель обратился в администрацию с ходатайством о пересмотре решения комиссии от 26.06.2017, решением конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов проектов, представленных на конкурс, оформленным протоколом № 9 от 05.09.2017, в удовлетворении ходатайства отказано (том 2, л.д. 1-2).

Уведомлением от 05.09.2017 № 2178 администрация известила предпринимателя о принятом решении и необходимости возврата гранта.

26.09.2017 ответчику направлена претензия от 22.09.2017 № 2297 о необходимости возврата средств муниципального гранта.

В связи с неисполнением ответчиком требования о возврате гранта, администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Постановлением администрации Терского района от 28.07.2015 № 296 утвержден Порядок предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса (действовавший в спорный период, далее – Порядок).

В соответствии с условиями указанного Порядка начинающим предпринимателям средства областного бюджета и бюджета Терского района предоставляются на конкурсной основе. Организатором конкурса является администрация Терского района.

Для получения гранта субъекты малого и среднего предпринимательства или физическое лицо, соответствующее критериям конкурса и подавшее заявку на участие в конкурсе, представляют организатору конкурса заверенные печатью и подписью руководителя или главного бухгалтера (в случае если заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства - личной подписью) документы, перечисленные в пункте 3.9 Порядка.

Разделом 4 Порядка установлены требования к порядку предоставления гранта.

Так, пунктом 4.15 Порядка установлено, что организатор конкурса в течение 5 рабочих дней со дня принятия постановления о победителях конкурса и выполнения получателем гранта условий, предусмотренных пунктом 6.2 настоящего Порядка, готовит и направляет получателю гранта проект договора о предоставлении гранта с внесенными в него сведениями о получателе гранта.

Договор должен содержать следующие условия:

1) согласие получателя гранта на осуществление проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления гранта, проводимых организатором конкурса;

2) обязательства получателя гранта по осуществлению расчетов за счет средств гранта в безналичной форме;

3) обязательства получателя гранта по достижению по истечении 12 календарных месяцев с момента предоставления гранта заявленных в бизнес-плане показателей среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы работающих (без внешних совместителей) и объема выручки СМСП;

4) обязательства получателя гранта по предоставлению организатору конкурса ежеквартального отчета о деятельности в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

5) обязательства получателя гранта по предоставлению организатору конкурса ежеквартального отчета (нарастающим итогом) о расходовании средств гранта в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Отчет предоставляется с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы в соответствии со сметой расходов по каждой сделке: договор или счет, платежное поручение, товарная накладная или акт выполнения работ, оказания услуг, акт переработки материальных ценностей;

6) условие предоставления отчетности организатору конкурса за период начиная с момента получения гранта и заканчивая истечением двух календарных лет, следующих за годом предоставления гранта.

Отчетность может предоставляться в электронном виде, в том числе и на электронную почту куратора, в формате Word или Excel с обязательным дублированием подписанной скан-копии документа.

В случае если получатель гранта не представил отчетные документы в установленные Порядком сроки, организатор конкурса в течение 10 рабочих дней направляет ему уведомление о нарушении сроков отчетности. Получатель гранта обязан в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления представить отчетные документы организатору конкурса или в течение 30 рабочих дней с даты отправки уведомления вернуть средства гранта на лицевой счет организатора конкурса;

7) обязательства получателя гранта по информированию организатора конкурса о смене места ведения предпринимательской деятельности и (или) планируемой ликвидации;

8) обязательства и ответственность получателя гранта в соответствии с законодательством Российской Федерации за целевое использование бюджетных средств.

Все документы, подтверждающие целевое расходование гранта, а также документы, подтверждающие право на получение гранта, хранятся получателем гранта в течение 3 (трех) лет;

9) обязательства получателя гранта вернуть грант организатору конкурса в случаях ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Порядка и заключенного договора о предоставлении гранта, в том числе требований по предоставлению отчетности.

В силу пункта 5.2 Порядка получатель гранта обязан вернуть бюджетные средства в случае нарушения условий предоставления гранта, требований настоящего Порядка и заключенного договора о предоставлении гранта, в том числе требований по предоставлению отчетности.

Пунктом 7.1 Порядка предусмотрено, что в случае ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Порядка и заключенного договора о предоставлении гранта, в том числе требований по предоставлению отчетности, а также в случаях, установленных пунктом 6.7 настоящего Порядка, средства гранта подлежат возврату.

Получатель гранта осуществляет возврат фактически полученного гранта на счет организатора конкурса в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о расторжении договора (пункт 7.4 Порядка).

Согласно пункту 7.5 Порядка, в случае если получатель гранта по истечении указанного срока не осуществил возврат бюджетных средств, организатор конкурса в течение 30 календарных дней готовит исковое заявление в Арбитражный суд Мурманской области о возврате средств гранта.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с бизнес-планом проекта «Производство газобетонных блоков» муниципальный грант должен быть потрачен на приобретение оборудования для производства газобетона.

В ходе проведения инвентаризации затрат, произведенных грантополучателями 2015 года, в том числе ответчиком, заявитель установил, что муниципальный грант потрачен предпринимателем в полном объеме на приобретение оборудования для производства газобетонных блоков, расходы произведены предпринимателем в соответствии со сметой расходов и документально подтверждены (акт от 23.06.2017, том 2, л.д. 8).

Из протокола заседания комиссии от 26.06.2017 № 8 следует, что оборудование находится в фабричной упаковке, без следов его производственного использования.

Участвуя в заседаниях комиссии, предприниматель в своих объяснениях пояснял, что смещение реализации бизнес-плана вызвано подбором отвечающего требованиям помещения в целях обустройства цеха для производства газобетонных блоков, поскольку имеющееся в распоряжение помещение в пгт. Умба недостаточно по площади для организации запланированного объема производства продукции, отсутствует водоснабжение.

В итоге помещение было найдено в г. Кандалакша и с 01.07.2017 предпринимателем организован производственный процесс изготовления газобетонных блоков и хранения готовой продукции, заключены договора поставки с покупателями газобетонных блоков; с начала года произведено и реализовано газобетонных блоков на сумму 304000 руб. В подтверждение осуществления деятельности по производству газобетонных блоков предприниматель 13.10.2017 представил в администрацию фототаблицу, платежные документы об уплате налогов и сборов, справку ИФНС о состоянии расчетов по налогам и сборам, отчетность 4-ФСС по работнику, договоры поставки, а также документы об уплате задолженности.

В ходе рассмотрения дела судом представитель ответчика также подтвердил фактическое осуществление предпринимателем деятельности по производству газобетонных блоков, отсутствие задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, представил подтверждающие документы.

Выводов администрации о нецелевом использовании предпринимателем средств субсидий представленные суду материалы не содержат, при рассмотрении дела заявитель на данное обстоятельство не ссылался. Деятельность предпринимателем ведется, иного суду не доказано.

В протоколе от 26.06.2017 № 8 указано на не достижение целевых показателей за 4 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года.

Указывая, что предпринимателем не достигнуты целевые показатели деятельности, администрация полагает, что данный факт является основанием для возврата субсидий в полном объеме.

Доводы заявителя о наличии оснований для возврата всей суммы субсидий ввиду недостижения предпринимателем целевых показателей в рассматриваемом случае суд считает несостоятельными и не отвечающими целям предоставления субсидии.

Как указывалось судом выше разделами 4, 7 Порядка предусмотрены основания и порядок возврата грантов, в соответствии с которыми возврат гранта предусмотрен в случае нарушения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Порядка и заключенного договора о предоставлении гранта, в том числе требований по предоставлению отчетности (пункт 5.2).

Пунктом 5.12 договора от 28.12.2015 № 02 предусмотрена обязанность Грантополучателя вернуть средства муниципального гранта в случае обнаружения факта отклонения одновременно двух и более показателей: по среднесписочной численности занятых – более чем на 50%, по среднемесячной заработной плате – более чем на 25%, по объему выручки – более чем на 25%.

В Бюджетном кодексе РФ (статьи 28, 38) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Администрацией выявлено отклонение целевых показателей, указанных в бизнес-плане: за 4 квартал 2016 года (показатели по среднесписочной численности занятых, среднемесячной заработной плате, объему выручки) и за 1 квартал 2017 года (показатели по среднемесячной заработной плате, объему выручки).

Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.

Целью предоставления грантов является поддержка начинающих предпринимателей Терского района.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не оспорено, что все затраты, произведенные предпринимателем свидетельствуют о направлении средств гранта на установленные договором от 28.12.2015 № 02 цели.

Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем обязательств по достижению целевых показателей предусмотренных бизнес-планом, установленное договором, по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.

Следовательно, ответственность в виде возврата гранта, установленная договором, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.

В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован (например, в связи с обращением взыскания на приобретенное оборудование).

Поскольку субсидии, в том числе в виде грантов, предоставляются получателям на безвозмездной основе, при наличии факта целевого использования средств применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.

Также суд учитывает, что на момент спора ответчиком созданы рабочие места, что подтверждается представленным в материалы дела трудовым договором. Производство налажено и функционирует.

В данном случае, суд, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных к взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в ведомственной целевой программе, достигнуты, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований администрации.

Руководствуясь статьями 168-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований муниципального учреждения Администрации Терского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                   Фокина О. С.