ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-2145/2018 от 21.05.2018 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183038

тел. 8 (815-2) 44-49-16 / факс 44-26-51

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-2145/2018

«22» мая 2018 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена «21» мая 2018 года.

Решение суда в полном объеме изготовлено «22» мая 2018 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Муратшаев Денис Вадимович,

при ведении протокола помощником судьи Новиковой О.О.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Мурманскавтотранс» (ОГРН 1025100850037, ИНН 5190400194) ул. Транспортная, д.12, г. Мурманск

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (ОГРН 1045100220505, ИНН 5199000017) ул. Комсомольская, д.2, г. Мурманск

о признании незаконными действий налогового органа по постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и бездействия налогового органа по своевременному снятию с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика

При участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Иванов С.В., доверенность от 09.01.2018 б/н;

ответчика – Кузьмин К.С., доверенность от 15.01.2018 № 02-04/0002; Кондренко К.В., доверенность от 15.01.2018 № 02-04/0003; Хохлов С.А., доверенность от 18.12.2017 № Дов-0035;

установил:

публичное акционерное общество «Мурманскавтотранс» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области по своевременному снятию с учета Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил требования и просил также признать незаконными действия налогового органа по постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В порядке статьи 49 АПК РФ уточнение заявленных требований принято судом.

В обоснование заявления Общество указало следующее.

За три предшествующих года (2014-2016 гг.) налогоплательщик не достиг в своей деятельности приведенных в Приказе ФНС РФ от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@ финансово-экономических показателей, не является Общество и взаимозависимым лицом по отношению к крупнейшим налогоплательщикам. Учитывая изложенное. Общество было постановлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика безосновательно.

Как следует из объяснений представителя Инспекции, Инспекцией не позднее 01.12.2017 был получен утвержденный список крупнейших налогоплательщиков, в который ПАО «Мурманскавтотранс» не было включено.

Таким образом, в нарушение Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденными Приказом ФНС России от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ Инспекция в установленный срок не осуществила снятие ПАО «Мурманскавтотранс» с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и не направило соответствующее уведомление в адрес Общества. Снятие с учета и уведомление были осуществлены лишь 01.02.2018.

Незаконная постановка на учет и несвоевременное снятие ПАО «Мурманскавтотранс» с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика привели к тому, что Решением Инспекции от 25.12.2017 № 92 назначена выездная налоговая проверка ПАО «Мурманскавтотранс» и входящих в его состав обособленных подразделений и филиалов по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов, за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

В настоящее время ПАО «Мурманскавтотранс» не относится к категории крупнейших налогоплательщиков и не состоит на учете в Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, однако вынуждено в рамках ведущейся свыше 2-х месяцев выездной налоговой проверки, предоставлять большое количество документов и пояснений.

Работники Общества в ущерб основной деятельности вынуждены отвлекать свои трудовые ресурсы на обеспечение реализации многочисленных мероприятий налогового контроля, указанных выше.

Одновременно с этим, ПАО «Мурманскавтотранс» вынуждено готовить и подавать налоговую отчетность в общем порядке (без учета особенностей, установленных для крупнейших налогоплательщиков), тем самым подчиняясь параллельным контрольным процедурам и, как следствие, неся дополнительные обременения, связанные с выполнением требований сразу нескольких налоговых органов.

Оспариваемыми действиями и бездействием нарушаются предусмотренное пунктом 1 статьи 83 НК РФ право Общества в лице его филиалов на налоговый учет по месту нахождения, а также их законные интересы реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика с минимальными издержками в условиях территориальной близости налогового органа. При этом затрудняется реализация прав Общества, предусмотренных статьей 21 НК РФ, и исполнение обязанностей, установленных статьей 23 НК РФ.

Кроме того, например, вопреки требованиям пункта 9 статьи 89 НК РФ, правовой позиции, отраженной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки не приостанавливались действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, не возвращались все подлинники, истребованные при проведении проверки.

Также, ПАО «Мурманскавтотранс» в лице своих сотрудников вынуждено предоставлять документы и информацию в 10-тидневный срок, включая праздничные и выходные дни, в соответствии с, например, - требованиями от 25.12.2017 № 92/1, № 92/2 и № 92/3, несмотря на то, что решением от 29.12.2017 № 97 проведение выездной налоговой проверки было приостановлено.

Таким образом, на момент вынесения уведомления от 07.06.2017 № 379809285 и решения от 25.12.2017 № 92 Инспекция располагала информацией о несоответствии ПАО «Мурманскавтотранс» критериям крупнейшего налогоплательщика, в связи с чем, у нее отсутствовали правовые основания для вынесения решения о проведении проверки.

Инспекция представила ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением Обществом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку ПАО «Мурманскавтотранс» с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган на действия по постановке на учет и бездействия Инспекции, выразившегося в несвоевременном снятии с учета Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика, не обращалось.

По существу заявленных требований Инспекцией представлен отзыв на заявление, в котором просила суд отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование своей позиции налоговый орган указал следующее.

Постановка на учет ПАО «Мурманскавтотранс» была осуществлена на основании распоряжения Федеральной налоговой службы, выразившегося в утверждении списка организаций - крупнейших налогоплательщиков, в который было включено ПАО «Мурманскавтотранс».

Аналогичным образом была осуществлена процедура снятия с учета налогоплательщика.

Довод Общества о том, что Инспекцией не позднее 01.12.2017 был получен утвержденный список крупнейших налогоплательщиков, в который ПАО «Мурманскавтотранс» не было включено, является надуманным, неподтверждённым документально

Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов.

В качестве доказательств таких нарушений заявитель ссылается исключительно на последствия, связанные с назначением Инспекцией выездной налоговой проверки ненадлежащим налоговым органом.

Факт того, что выездная налоговая проверки назначена и проводится Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, а не Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Мурманску не может нарушать права и законные интересы Общества.

В отношении доводов налогоплательщика о том, что на период приостановления проведения выездной налоговой проверки не приостанавливались действия Инспекции по истребованию документов, Инспекция указала, что запрет на истребование документов в период приостановления выездной налоговой проверки не относится к тем требованиям о представлении документов, которые были направлены в адрес налогоплательщика до приостановления выездной налоговой проверки.

Доводы о том, что Обществу не возвращались подлинники всех документов, истребованных при проведении проверки не находят своего документального подтверждения, поскольку истребованные Инспекцией оригиналы документов не передавались проверяющим по акту - приема передачи и остались на территории налогоплательщика.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, пунктом 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Данная норма регулирует порядок реализации права на обращение в арбитражный суд, закрепленный в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и предусматривает в качестве условия обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения обязательность первоначального обжалования данного решения в вышестоящий налоговый орган.

Из материалов дела следует, что при подаче апелляционной жалобы налогоплательщик обжаловал уведомление Инспекции от 07.06.2017 № 379809285 о постановке на учет ПАО «Мурманскавтотранс» в качестве крупнейшего налогоплательщика, то есть фактически оспаривал лишь действия налогового органа по постановке Общества на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В связи с несоблюдением ПАО «Мурманскавтотранс» досудебного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 2 статьи 138 НК РФ, заявление в части признания незаконны бездействия налогового органа по своевременному снятию с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика следует оставить без рассмотрения применительно к пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.

Пунктом 3.17 Положения о Контрольном управлении Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России от 01.06.2016 № ММВ-7-2/354@ «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Федеральной налоговой службы» установлено, что Контрольное управление ФНС России осуществляет работу по формированию в установленном порядке Списка организаций - крупнейших налогоплательщиков и формирует Графики постановки на учёт организаций - крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные (межрайонные) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, представляет эти графики на утверждение руководству ФНС России и осуществляет контроль за их исполнением.

В соответствии с п. 6.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", ФНС России имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы и подведомственных организаций.

Исходя из условий пункта 1 Типового положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Минфина России от 17.07.2014 № 61н, Инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна.

Федеральная налоговая служба письмом от 01.03.2017 № ЕД-5-2/313дсп@ утвердила список организаций - крупнейших налогоплательщиков, в который было включено ПАО «Мурманскавтотранс».

Письмом от 24.03.2017 № ЕД-5-2/570дсп@ ФНС России направила в УФНС России по Мурманской области график постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в 2017 году для использования в работе. График постановки доведён до Инспекции письмом от 29.03.2017 № 02-21/0791 дсп@ (вх. № 528дсп от 29.03.2017).

В соответствии с п.2 методических указаний для налоговых органов по вопросам учёта крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утверждённых приказом ФНС России от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ (далее - Методические указания), и на основании Графика постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в 2017 году организаций - крупнейших налогоплательщиков регионального уровня администрирования, Инспекцией обеспечена постановка 06 июня 2017 года - ПАО «Мурманскавтотранс».

Уведомление о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика от 07.06.2017 № 379809285 по форме № 9-КНУ вручено налогоплательщику 07.06.2017.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области не производит оценку уровня финансово-экономической деятельности Общества путём анализа взаимосвязанных показателей, которые характеризуют предприятие для отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, а осуществляет административные процедуры по постановке или снятию организаций на основании распорядительных документов вышестоящих государственных органов.

ФНС России письмом от 22.01.2018 № ЕД-5-2/63дсп@, доведённым УФНС России по Мурманской области от 24.01.2018 № 02-21/0221дсп@ (вх. от 25.01.2018 № 00083дсп@), были внесены изменения в Список организаций - крупнейших налогоплательщиков от 01.03.2017 № ЕД-5-2/313дсп@, согласно которому ПАО «Мурманскавтотранс» ИНН 5190400194 исключено из данного списка.

Согласно п. 3.1 Методических указаний Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в течение месяца с даты получения утвержденного Списка крупнейших налогоплательщиков с отсутствующим в нем крупнейшим налогоплательщиком осуществляет снятие с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и выдает (направляет по почте) организации Уведомление о снятии с учета по форме, установленной ФНС России.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области 01.02.2018 осуществила процедуру снятия с налогового учета ПАО «Мурманскавтотранс» согласно п.3.1 Методических указаний.

Таким образом, постановка на учет ПАО «Мурманскавтотранс» была осуществлена Инспекцией правомерно, на основании распоряжения Федеральной налоговой службы, выразившегося в утверждении списка организаций - крупнейших налогоплательщиков, в который было включено ПАО «Мурманскавтотранс».

Доводы ПАО «Мурманскавтотранс» о том, что Инспекцией не позднее 01.12.2017 был получен утвержденный список крупнейших налогоплательщиков, в который Общество не было включено судом не принимаются, как не подтверждённые документально.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно их несоответствие как закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

По мнению заявителя, незаконная постановка на учет ПАО «Мурманскавтотранс» в качестве крупнейшего налогоплательщика привела к тому, что Решением Инспекции от 25.12.2017 № 92 назначена выездная налоговая проверка ПАО «Мурманскавтотранс» и входящих в его состав обособленных подразделений и филиалов по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов, за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

Действиями Инспекции нарушаются предусмотренное пунктом 1 статьи 83 НК РФ право Общества в лице его филиалов на налоговый учет по месту нахождения, а также их законные интересы реализовывать свои права и выполнять обязанности налогоплательщика с минимальными издержками в условиях территориальной близости налогового органа.

При этом затрудняется реализация прав Общества, предусмотренных статьей 21 НК РФ, и исполнение обязанностей, установленных статьей 23 НК РФ.

Таким образом, в качестве нарушения его прав и законных интересов ПАО «Мурманскавтотранс» приводятся доводы о несогласии с последствиями, связанным с назначением Инспекцией выездной налоговой проверки ненадлежащим налоговым органом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 ПК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 ПК РФ).

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 89 ПК РФ решение о проведении выездной
налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей ПК РФ, к
категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший
постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка ПАО «Мурманскавтотранс» за 2014-2016 годы начата ответчиком 25.12.2017, то есть в период, когда налогоплательщик состоял на учете в Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области.

Законодательством не предусмотрено прекращение выездной налоговой проверки при снятии налогоплательщика с налогового учета во время проведения проверки.

Акт и решение по результатам налоговой проверки выносятся налоговым органом, которым принято решение о проведении проверки и который фактически начал проведение мероприятий налогового контроля. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, позволяющих принимать решения по материалам налоговой проверки инспекцией, ее не проводившей.

Поскольку решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ПАО «Мурманскавтотранс» было вынесено Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области и фактически проверка начата данной инспекцией, то результаты проверки должны оформляться именно этим налоговым органом.

Кроме того, согласно статье 1 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Выездные налоговые проверки проводятся на основании единых нормативных документов, следовательно, не имеет правового значения, каким именно налоговым органом проводится выездная налоговая проверка.

Факт того, что выездная налоговая проверки назначена и проводится Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, а не Инспекцией Федеральной налоговой службой по городу Мурманску не возлагает дополнительных трудозатрат по представлению документов в налоговый орган, расположенный в территориальной удаленности от Инспекции, в которой он состоял на учете ранее, так как эти налоговые органы находятся по одному адресу: г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 2.

Факт нахождения на учете в Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, а не в налоговом органе по месту нахождения заявителя не изменяет объема обязанностей Общества как налогоплательщика.

Доводы Общества об истребовании Инспекцией документов в период приостановления проведения выездной налоговой проверки судом не принимаются, как не относящиеся к рассматриваемому делу.

Подготовка и подача ПАО «Мурманскавтотранс» налоговой отчетности, а также предоставление в рамках выездной налоговой проверки документов и пояснений является исполнение обязанностей Общества в качестве налогоплательщика в независимости от отнесения к категории крупнейших.

Таким образом, нарушений прав и законных интересов ПАО «Мурманскавтотранс» действиями налогового органа по постановке Общества на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика не усматривается.

Требования Общества в указанной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л:

1. Оставить без рассмотрения заявление публичного акционерного общества «Мурманскавтотранс» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области о признании незаконным бездействия по своевременному снятию с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

2. Отказать в удовлетворении заявленных требований публичного акционерного общества «Мурманскавтотранс».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Муратшаев Д.В.