ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-2180/10 от 14.10.2010 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

Е-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http:murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А 42-2180/2010

25 октября 2010 года

резолютивная часть решения вынесена и объявлена 14.10.2010, решение в полном объеме изготовлено 25.10.2010.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Лариса Евгеньевна

  при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области

о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 130 от 30.12.2009 в части незаконного (неправомерного) использования средств от приносящей доход деятельности, не являющееся нецелевым использованием, за 2008 год (раздел 2)

при участии в заседании представителей:

заявителя  – Иванова С.В., доверенность от 30.08.2010 № 62; Мазановой М.В., доверенность от 15.04.2010 № 32

ответчика –  Доля А.В., доверенность от 14.05.2010 № 1552; Камоликовой М.В., доверенность от 13.10.2010 № 2987

установил:

Федеральное государственное учреждение «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – заявитель, ФГУ «Мурманрыбвод», учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – Управление) о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 130 от 30.12.2009 в части незаконного (неправомерного) использования средств от приносящей доход деятельности, не являющееся нецелевым использованием, за 2008 год (раздел 2).

В обоснование требования ФГУ «Мурманрыбвод» в заявлении и дополнении (пояснении) к нему указало следующее:

1. В ФГУ «Мурманрыбвод» принят и действует по настоящее время Коллективный договор, заключенный между профсоюзной организацией Управления «Мурманрыбвод» и администрацией ФГУ «Мурманрыбвод». На основании статьи 43 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации. В коллективном договоре работодатель может устанавливать льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативно-правовыми актами. В пункте 4 Коллективного договора установлены обязательства администрации управления «Мурманрыбвод» в области социальной сферы, льгот и компенсаций (пункты 4.3.8).

Учитывая, что трудовое законодательство в части выдачи материальной помощи работникам (в том числе руководителю) из собственных средств учреждения ограничений не устанавливает (разъяснения Государственной инспекции по труду Мурманской области от 27.02.2010 № 6-247-10-ПВ-1), приказы о выплате материальной помощи начальнику управления издавались с соблюдением всех требований коллективного договора на основании личных заявлений начальника управления; размер материальной помощи согласован с председателем Профсоюзного комитета ФГУ «Мурманрыбвод».

2. В соответствии со статьей 145 ТК РФ размер оплаты труда руководителя организации определяется по соглашению сторон трудового договора. Соглашением сторон срочного трудового договора между руководителем ФГУ «Мурманрыбвод» и Федеральным агентством по рыболовству (срочный трудовой договор № 118-н от 24.12.2007 на период с 25.12.2007 по 24.12.2008) предусмотрен пункт 4 «Оплата и социальные гарантии руководителя», в котором в п.п. 4.13 на руководителя распространяются положения коллективного договора учреждения в части предоставления социальных и иных льгот, что является разрешением Росрыболовства.

3. Исходя из норм трудового права в тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяются действия нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений (статья 48 ТК РФ).

Соответствующее разрешение на установление стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС», дано Госкомитетом по рыболовству письмом от 21.11.2003 № 02-52/2974.

В соответствии с пунктом 9.1 Примерного положения по оплате труда работников бюджетных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, подведомственных ФАР, утвержденному приказом ФАР от 02.10.2008 № 218 «…из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании личного заявления работника».

Письмом от 15.07.2010 № 4208-ВР/У07 Федеральное агентство по рыболовству сообщило, что до 01.12.2008 отношения в части выплаты материальной помощи и премии руководителям учреждений из внебюджетных средств нормативными правовыми актами Росрыболовства не были урегулированы. Трудовое законодательство в части выплаты материальной помощи работникам, в том числе руководителю, из внебюджетных средств учреждения ограничений не устанавливает.

5. Заявитель считает, что спорные выплаты произведены в соответствии с нормами действующего законодательства (статей 3, 8, 9, 43, 57, 135, 145, 251, 274, 275 ТК РФ), локальных правовых актов и с согласия Федерального агентства по рыболовству. Оспариваемая часть предписания нарушает право учреждения, как работодателя, устанавливать и применять социальные льготы и гарантии, устанавливать другие преимущества для работников учреждения, в целом и общем создавать условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями.

Управление представило отзыв, в котором с требованием не согласилось, указав следующее:

1.Исходя из положений статей 21, 22 ТК РФ не следует, что работник, одновременно являющийся руководителем организации, самостоятельно может устанавливать себе какие-либо выплаты.

Приказом ФГУ «Мурманрыбвод» от 14.02.2008 № 22-Н, в связи с необходимостью приведения Положений об оплате труда и материального стимулирования работников ФГУ «Мурманрыбвод» в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, введено в действие Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод», которым в пунктах 1.5 и 5.1 предусмотрено, что установление надбавок, выплата премий и оказание материальной помощи начальнику ФГУ «Мурманрыбвод» производится только с разрешения вышестоящей организации, то есть работодателя. Данное положение утверждено начальником ФГУ «Мурманрыбвод» и согласовано с председателем профкома.

Спорные выплаты руководителю ФГУ «Мурманрыбвод», осуществленные в отсутствие разрешения вышестоящей организации, являются неправомерными.

Представители заявителя в судебном заседании требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему.

Представитель Управления в судебном заседании против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление

Из материалов дела установлено.

В соответствии с обращением Прокуратуры Мурманской области от 27.11.2009 № 86-1-2009, на основании приказа руководителя Управления от 27.11.2009 № 315, в период с 30.11.2009 по 25.12.2009 сотрудниками Управления была проведена проверка законности и обоснованности выплаты премий и материальной помощи отдельным работникам ФГУ «Мурманрыбвод» за 2008-2009 годы.

Проверкой установлено, что в нарушение пунктов 1.5, 5.1 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод», утвержденного 07.02.2008 начальником ФГУ «Мурманрыбвод», за счет средств от приносящей доход деятельности допущены выплаты материальной помощи в сумме 463 826,88руб. и единовременной премии в сумме 50 000руб. начальнику ФГУ «Мурманрыбвод» без разрешения Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству (приказы от 30.04.2008 № 5э (35 000руб.), от 30.06.2008 № 41э (50 000руб.), от 15.09.2008 № 79э (42 857,10руб.), от 17.11.2008 № 119э (56 500руб.), от 28.11.2008 № 139/1э (329 469,78руб.).

Результаты проверки оформлены актом от 25.12.2009; акт подписан руководителем учреждения; разногласий по акту проверки заявлено не было.

На основании акта проверки, в соответствии с компетенцией Управления (пункт 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 89н), Управлением в адрес ФГУ «Мурманрыбвод» направлено представление № 130 от 30.12.2009 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (раздел 2 «Незаконное (неправомерное) использование средств от приносящей доход деятельности, не являющееся нецелевым использованием, за 2008 год»).

Считая недействительным вышеуказанное представление Управления в части раздела 2, ФГУ «Мурманрыбвод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Руководителем ФГУ «Мурманрыбвод» является Ваганов С.Ф., с которым Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству заключен срочный трудовой договор № 118н от 24.12.2007, сроком на одни год.

Пунктом 4.13 указанного договора предусмотрено, что на руководителя распространяются положения коллективного договора учреждения в части предоставления социальных и иных льгот.

В ФГУ «Мурманрыбвод» действует коллективный договор управления «Мурманрыбвод», регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и администрацией управления «Мурманрыбвод».

Пунктом 4.3.5 коллективного договора предусмотрена возможность, в целях компенсации и поддержания покупательной способности заработной платы при повышенном уровне инфляции, росте потребительских цен, удорожании основных продуктов питания, повышении оплаты коммунальных услуг и жилья, выплачивать работникам управления «Мурманрыбвод» материальную помощь в пределах фонда заработной платы, в соответствии с Положением (приложение 8).

В соответствии с пунктом 4.3.8 коллективного договора предусмотрена возможность при наличии на то особых обстоятельств, оказывать единовременную материальную помощь работникам из внебюджетных средств, в соответствии с Положением (приложение 9).

В соответствии с приказом начальника ФГУ «Мурманрыбвод» от 14.02.2008 № 22-П с 01.02.2008 введено в действие Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод» (далее – Положение), утвержденное 07.02.2008 начальником учреждения и согласованное председателем профсоюзного комитета.

Пунктом 2 данного приказа предусмотрено считать утратившими силу Положения по оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод».

Представитель Управления Камоликова М.В., проводившая проверку ФГУ «Мурманрыбвод» в судебном заседании пояснила, что при проверке были запрошены все действующие положения и локальные нормативные акты организации. Проверяющим было сказано, что с введением в действие с 01.02.2008 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников, приказом № 22-П от 14.02.2008 были отменены соответствующие приложения, регулирующие данные отношения, являющиеся приложениями к коллективному договору учреждения.

При данных обстоятельствах следует признать, что с момента введения в действие Положения, положения коллективного договора (соответствующие приложения), регулирующие вопросы труда и материального стимулирования работников (в том числе выплаты материальной помощи), не действовали.

Указанное подтверждается также указанием в приказах о спорных выплатах в качестве основания, помимо личного заявления, также Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод».

Приказ № 139/1э от 28.11.2008 о выплате начальнику управления ФГУ «Мурманрыбвод» материальной помощи из собственных средств учреждения в размере 329 469,78руб. не содержит в основании выплаты ссылки на Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод».

Ссылка заявителя на то, что при издании данного приказа учреждение руководствовалось коллективным договором, материалами дела не подтверждается (учитывая, что в спорный период правоотношения по выплате материальной помощи были урегулированы Положением (иным локальным правовым актом учреждения)).

Как следует из раздела 1 «Общие положения» вышеуказанное Положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 785 от 14.10.1992 «О дифференцировании в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и устанавливает условия, нормативы и параметры оплаты труда работников ФГУ «Мурманрыбвод».

В выплаты стимулирующего характера включаются надбавки, премии, вознаграждения по итогам работы за год (пункт 1.3 Положения). Материальное стимулирование работников (включая материальную помощь) осуществляется в пределах фонда оплаты труда, установленного сметой расходов федерального бюджета на содержание ФГУ «Мурманрыбвод», доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 1.4 Положения).

Источниками формирования фонда оплаты труда являются, в том числе внебюджетные средства в пределах сметы доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству на календарный год (пункт 2.2 Положения).

В пункте 1.5 Положения закреплено, что установление надбавок, выплата премий и оказание материальной помощи начальнику ФГУ «Мурманрыбвод» производится с разрешения Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

Данное положение локального правового акта учреждения (регулирующего вопросы труда и материального стимулирования в спорный период времени), не содержит указания (ссылки) на конкретный источник соответствующих выплат (надбавок, премий, материальной помощи), применительно к которым данное положение не применяется (и выплаты производятся начальнику учреждения в отсутствие разрешения Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству).

То обстоятельство, что по условиям заключенного с руководителем срочного трудового договора, на руководителя распространяются положения коллективного договора учреждения в части предоставления социальных и иных льгот, не свидетельствует о том, что Положение на руководителя не распространяется (учитывая, что в спорный период времени соответствующие положения коллективного договора уже не действовали).

Из материалов дела также не следует, что Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод» утвержденное 07.02.2008, является приложением к действующему в организации коллективному договору.

Согласно представленному заявителем письму Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 21.11.2003 № Ф2-52/2974, последний, со ссылкой на пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки», последний указал на отсутствие возражений в части выплат надбавок к заработной плате руководителям федеральных государственных учреждений за счет внебюджетных средств в порядке, определенном действующим в федеральном государственном учреждении коллективным договором.

В рассматриваемый период правоотношения, связанные с материальным стимулированием работников, в учреждении были урегулированы не коллективным договором (соответствующие приложения), а Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод».

Указание заявителя на разъяснения заместителя руководителя Росрыболовства (от 15.07.2010 № 4208-ВР/У07) , в том числе вышеуказанного письма Госкомрыболовства России от 21.11.203, не могут быть приняты, поскольку данный документ правовым актом не является, а равно содержание документа не позволяет установить должностное положение лица, его подписавшего.

Довод учреждения о соблюдении положений ТК РФ не может быть принят. На несоответствие рассматриваемого Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Мурманрыбвод» соответствующим положениям ТК РФ заявитель не ссылается.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд находит обоснованным вывод Управления о нарушении заявителем при осуществлении спорных выплат пунктов 1.5, 5.1 Положения, неправомерном использовании средств от приносящей доход деятельности (не являющееся нецелевым использованием) за 2008 год.

Оснований для признания недействительным в части оспариваемого ненормативного правового акта не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Федерального государственного учреждения «Мурманское бассейновой управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области № 130 от 30.12.2009 в части незаконного (неправомерного) использования средств от приносящей доход деятельности, не являющееся нецелевым использованием, за 2008 год (раздел 2), отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Беляева Л.Е.