АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
E-mailсуда: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск
Дело № А42-2250/2011
«08» июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июня 2011 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчаренко О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная рыбопромышленная компания - Мурманск»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
об отмене постановления № 38-НН от 29.03.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2011,
административного органа – ФИО2 по доверенности № 3506 от 29.11.2010,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная рыбопромышленная компания - Мурманск» (далее – ООО «СЗРК - Мурманск», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - Управление, административный орган) от 29.03.2011 № 38-НН, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных (далее – КоАП РФ).
В обоснование требования заявитель в заявлении и в письменном дополнении указал, что оформление паспорта сделки в рассматриваемом случае не требовалось, так как контракт от 10.03.2010 применительно к Федеральному закону от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и пункту 3.1 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И не является внешнеторговой сделкой в силу следующего:
- рыбопродукция, являющая предметом указанного контракта, была добыта и произведена за пределами таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем при исполнении сделки ее экспорт не осуществлялся;
- при перемещении по территории Российской Федерации названная рыбопродукция была помещена под таможенный режим международного таможенного транзита.
Управление в отзыве с заявленным требованием не согласилось, считая, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. При этом оно указало, что условия контракта от 10.03.2010 и последующее его исполнение заявителем подтверждают факт осуществления внешнеторговой деятельности между Обществом, являющимся резидентом, и нерезидентом, а сам контракт относится к внешнеторговой сделке.
По мнению административного органа, перемещение товара в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита не изменяет предусмотренных контрактом положений о поставке рыбопродукции и условий перехода к нерезиденту права собственности на него.
В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, приведенным выше; представитель административного органа поддержал изложенные в отзыве возражения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв со 02.06.2011 по 06.06.2011.
Как видно из материалов дела, между Обществом (поставщик) и компанией «Saratoga Overseas Ltd.» (Британские Виргинские острова, покупатель) 10.03.2010 заключен контракт № NWFCM-2010-003-fish, в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательства в период с 20.03.2010 по 30.06.2010 поставить покупателю рыбопродукцию в количестве 148,266 тонн, выловленную и произведенную судном М-0144 «Миргород» за пределами территории Российской Федерации. Сторонами сделки определена примерная сумма контракта, которая составила 305 009,55 долларов США.
Согласно пункту 3 контракта № NWFCM-2010-003-fish рыбопродукция поставляется на условиях ЕХW морозильный склад, порт Европы не позднее 30.06.2010; право собственности на рыбопродукцию переходит к покупателю в момент подписания акта, оформляемого при передаче продукции.
В целях доставки рыбопродукции покупателю ООО «СЗРК-Мурманск» с обществом с ограниченной ответственностью «Северо-Западная судоходная компания» (Республика Карелия) 10.03.2010 заключен контракт № СЗСК-03/2010.11.СЗРК-М (всеобщий универсальный чартер), предусматривающий перегрузку добытой Обществом рыбопродукции в количестве 148,266 тонн в Баренцевом море с борта судна М-0144 «Миргород» на судно «Орион» и ее доставку в порт Велсен (Голландия) транзитом через порт Мурманск.
16.03.2010 в исключительной экономической зоне в Баренцевом море (за пределами 12-мильной зоны) с судна М-0144 «Миргород» на судно «Орион» по коносаменту № 10/10 произведена перегрузка рыбопродукции в количестве 148,266 тонн для ее дальнейшей доставки в порт Велсен (Голландия) транзитом через порт Мурманск.
Судно «Орион» с грузом на борту 18.03.2010 осуществило заход в порт Мурманск, откуда 21.03.2010 отправилось в порт назначения.
В порту Велсен (Голландия) по акту № NWFCM-2010-003-fish от 20.04.2010 произведена приемка рыбопродукции покупателем – компанией «Saratoga Overseas Ltd.».
Выставленный Обществом иностранному партнеру счет-фактура от 23.04.2010 № NWFCM-2010-002 на сумму 305 009,55 долларов США оплачен 21.06.2010, что подтверждается банковской выпиской о движении средств по счету, копией документа о произведенном электронном платеже, уведомлением № 859 от 21.06.2010 и соответствует условиям заключенного между сторонами контракта.
Установив, что паспорт сделки в уполномоченном банке не оформлен, Мурманской таможней составлен в отношении Общества протокол от 14.03.2011 № 10207000-95/2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Бездействие Общества квалифицировано Мурманской таможней как нарушение положений Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) и Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция № 117-И).
Составленный в отношении Общества протокол с административными материалами Мурманской таможней был передан для рассмотрения в Управление.
По результатам рассмотрения полученных материалов Управлением 29.03.2011 вынесено постановление № 38-НН по делу № 47-11/40, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Общество, считая, что у него отсутствовала обязанность по оформлению паспорта сделки, а, следовательно, отсутствуют событие и состав административного правонарушения, обжаловало постановление № 38-НН от 29.03.2011 в арбитражный суд.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ валютная операция определена как использование на законных основаниях валютных ценностей (в том числе иностранной валюты) между резидентом и нерезидентом в качестве средства платежа.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 этого Закона.
В соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 20 Закона № 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Такие правила содержатся в разделе II Инструкции № 117-И, в пункте 3.1.1 которой указано, что действие установленного разделом II порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, в соответствии с условиями контракта № NWFCM-2010-003-fish от 10.03.2010 Обществом произведена поставка рыбопродукции в количестве 148,266 тонн нерезиденту - иностранной компании «Saratoga Overseas Ltd.». Оплата данной рыбопродукции осуществлена нерезидентом 21.06.2010 путем перечисления на валютный счет заявителя денежных средств в сумме 305 009,55 долларов США, что свидетельствует о совершении валютной операции, подлежащей валютному контролю в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Поскольку предусмотренная статьей 23 Закона № 174-ФЗ и пунктом 3.1.1 Инструкции № 117-И обязанность по оформлению в установленные сроки паспорта сделки в уполномоченном банке ООО «СЗРК - Мурманск» не была исполнена, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в его деянии объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательства, подтверждающие принятие мер в целях своевременного исполнения требований валютного законодательства, а также наличие объективной невозможности исполнить данные требования, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах следует признать, что деяние Общества образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по оформлению паспорта сделки в связи с тем, что спорная рыбопродукция находилась под таможенным режимом международного таможенного транзита, судом отклоняются.
Данное обстоятельство не освобождает Общество от оформления паспорта сделки, так как в силу действовавшей в период возникновения спорных отношений статьи 158 Таможенного кодекса Российской Федерации требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, подлежали соблюдению вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Кроме того, ни Закон № 173-ФЗ, ни Инструкция № 117-И не содержат исключений по оформлению паспорта сделки в зависимости от избранного таможенного режима.
Не содержит таких положений и Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», на который ссылается заявитель.
При этом следует отметить, названный Закон согласно пункту 2 статьи 1, применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, тогда как правоотношения в области валютного регулирования и контроля подчинены требованиям Закона № 173-ФЗ, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В обоснование своей позиции Общество также ссылается на письмо Северо-Западного банка открытого акционерного общества «Сбербанк России» от 24.03.2011 № исх-13/203, в котором содержится разъяснение об отсутствии у ООО «СЗРК - Мурманск» обязанности по оформлению паспорта сделки.
Данное письмо не может быть принято во внимание, поскольку изложенное в нем мнение работника банка противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Процессуальных нарушений, допущенных административным органом при привлечении Общества к административной ответственности, судом не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности соблюден, гарантии защиты предоставленных заявителю прав при производстве по делу об административном правонарушении, обеспечены.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами уполномоченных органов.
Размер штрафа определен с учетом обстоятельств дела в минимальном размере, установленном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Общества от ответственности судом не установлено.
С учетом изложенного заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная рыбопромышленная компания-Мурманск» об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 29.03.2011 № 38-НН по делу № 47-11/40 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная рыбопромышленная компания-Мурманск», расположенного в <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области в Едином государственном реестре юридических лиц 22.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025100847815 (ИНН <***>), отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня принятия.
Судья Л.Е. Дмитриевская