АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело № А42 – 2392/2008
03 июля 2008 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Спичак Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норд Вектор»
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области
об обязании налогового органа произвести возврат ошибочно уплаченной суммы в размере 54 980 руб.
при участии:
от заявителя: - ФИО1, директор, распоряжение №1 от 18.01.2007г., паспорт <...>, выдан 03.04.2003 ОВД г. Апатиты Мурманской области
от ответчика: - не явился, извещен, ходатайство
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Норд-Вектор» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция) произвести возврат ошибочно уплаченной суммы минимального налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, в размере 54 980 руб.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что уплатило налог по упрощенной системе налогообложения в минимальном размере за 2007г. по ошибочным реквизитам, вследствие чего сумма налога была зачислена в уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На требования Общества о зачете/возврате излишне уплаченной суммы налога получен отказ.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Представил отзыв на заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Указал, что налоговым органам предоставлено право производить зачет (возврат) излишне уплаченного налога. Право на проведение зачета (возврата) иных видов обязательных платежей налоговым органам не предоставлено. Считает, что поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, на отношения по возврату (зачету) страховых взносов не распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса РФ. Действующим законодательством не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов и порядок его проведения.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствии представителей ответчика.
По материалам дела установлено.
Платежными поручениями №147 от 26.03.2008., №159 от 31.03.2008., №168 от 02.04.2008., №169 от 02.04.2008. Общество уплатило 54 980 руб. минимального налога по упрощенной системе налогообложения за 2007г., указав в платежных поручениях КБК 18210202010061000160. (л.д. 33-36) Данный КБК соответствует КБК, предназначенному для учета поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть).
Выпиской из лицевого счета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) подтверждается, что платежи были зачислены в уплату страховых взносов.
Общество 07.04.2008г. обратилась в Инспекцию с заявлением о зачете переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую в счет уплаты задолженности по минимальному налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения.
Письмом от 09.04.2008 г. №50-10-35/4448 Инспекция сообщила, что налог в сумме 54 980 руб., зачислен в карточку расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, указав, что право на проведение зачета (возврата) иных видов обязательных платежей (кроме налогов) налоговым органом действующим законодательством не предоставлено.
28.04.2008г. Инспекция вынесла решение №1329 о взыскании минимального налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, в сумме 54 980 руб. и пеней в сумме 112,71 руб., за счет денежных средств Общества (л.д.40)
Платежными ордерами №130 от 30.04.2008г., №673 от 08.05.2008г. налог был взыскан в бюджет.
07.06.2008г. Общество направило в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного минимального налога по упрощенной системе налогообложения.
Письмом от 10.06.2008г. №01-10-35/8481 Инспекция отказала в возврате налога, по основаниям аналогичным основаниям отказа в проведении зачета.
Считая, что налог уплачен излишне, Общество 04.05.2008г. обратилась в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишен уплаченную сумму налога в размере 54 980 руб.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 78 НК РФ установлено, чтоналоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно данным лицевого счета Общества по учету уплаты страховых взносов (страховая часть) ошибочно перечисленная сумма минимального налога по упрощенной системе налогообложения числится по лицевому счету как переплата. Недоимка по страховым взносам отсутствует (л.д.50-52).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Закон №167-ФЗ), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку Закон №167-ФЗ не устанавливает порядок возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» НК РФ.
Предусмотренный статьей 78 НК РФ порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ), отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетным правоотношениям.
В соответствии со статьей 2 БК РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
В силу пункта 18 Порядка «Учета Федеральным Казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации №116н от 16.12.04г. (далее- Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. В случае недостаточности поступлений в какой-либо бюджет для осуществления возврата поступлений в указанный срок, возврат осуществляется в последующие дни, в пределах сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
В соответствии с пунктами 17 и 44 Порядка возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется также органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений.
Согласно статье 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, действующей на момент рассмотрения спора), перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета, утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
В соответствии с первой частью раздела I Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 г. №74н (далее – Указания), вступивших в силу с 01.01.2008 г., главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.
При этом, закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за главными администраторами доходов бюджета осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти Российской Федерации, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и приложением 8 к настоящим Указаниям.
В соответствии с приложением 8 к Указаниям, администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Согласно приложению 1 к Федеральному закону «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» №182-ФЗ от 21.07.2007 главным администратором доходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также по страховым взносам в виде фиксированного платежа, также установлена Федеральная налоговая служба.
При указанных обстоятельствах, проведение возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисленного на счет учета платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, отнесено законодательством к полномочиям налоговых органов. Доводы Инспекции, содержащиеся в отзыве на заявленные требования, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона (данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ №4240/06 и №2776/06 от 05.09.06г.)
Согласно правой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 21.06.2001 г. №173-О, гражданин вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
При этом по своему экономическому содержанию между возвратом и зачетом существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налогов (сборов) является разновидностью возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения плательщика.
На момент обращения с заявлением в суд Обществу было отказано в проведении зачета излишне уплаченного налога на том основании, что у налогового органа отсутствует право на проведение такого зачета.
В период судебного разбирательство Общество вновь обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога и получило отказ по аналогичным основаниям.
Таким образом, на момент вынесения судом решения Обществу было отказано как в зачете так и в возврате излишне уплаченного налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Поскольку в данном случае Обществом заявлено требование о возврате из бюджета переплаченной суммы налога, суд признает, что досудебный порядок обращения в суд Обществом соблюден.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области в пользу Общества подлежит взысканию 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной заявителем за подачу заявления в суд.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
заявление общества с ограниченной ответственностью «Норд-Вектор» удовлетворить.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Норд-Вектор» из бюджета 54 980 руб. налога, ошибочно уплаченного на КБК 18210202010061000160.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Норд-Вектор» расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Т.Н. Спичак