ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-2468/09 от 21.04.2009 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

E-mail суда:arbsud.murmansk@polarnet.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-2468/2009

22 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Лариса Ефимовна,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриевской Л.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ЭРЗИ-НОРД»

к Государственной морской инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области

о  признании незаконным и отмене постановления № ГМИ М/48/09 от 31.03.2009,

заинтересованное лицо - Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Мурманской области,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.01.2009, ФИО2 по доверенности от 15.01.2009,

Государственной морской инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области – не явился;

Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области – ФИО3 по доверенности № 21/102/31/6 от 26.01.2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЭРЗИ-НОРД» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной морской инспекции Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области (далее – Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2009 по делу об административном правонарушении № ГМИ М/48/09, которым заявитель на основании части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) привлечен к ответственности в виде 100 000 рублей штрафа.

В обоснование требований Общество указало, что вменяемое ему нарушение неверно квалифицировано по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку нарушение допущено при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море.

Общество также указывает, что запретный район вылова таковым не являлся в связи с принятием новых Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 16.01.2009 № 13; судно находилось в запретном районе непродолжительное время; водные биоресурсы не были добыты (выловлены); государственным интересам не причинено никакого ущерба. В этой связи заявитель полагает, что допущенное им нарушение не повлекло нарушения государственных интересов.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Мурманской области (далее – Управление, административный орган) в отзыве и в письменном дополнении к нему с заявленными требованиями не согласилось. В обоснование возражений указало следующее.

При осуществлении траления в закрытом районе принадлежащим Обществу судном водные биоресурсы добыты не были, имело место формальное нарушение требований Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.04.2007 № 245 (далее – Правила рыболовства). Предмет правонарушения, который предусмотрен частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ и из объема которого производится исчисление санкции, в данном случае отсутствует. Поскольку в рассматриваемом случае имело место формальное нарушение Правил рыболовства, совершенное заявителем правонарушение, по мнению Управления, подлежит квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

Административный орган считает необоснованной ссылку заявителя на новые Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Росрыболовства от 16.01.2009 № 13, так как в соответствии с этими Правилами требования к пользователям водных биоресурсов в части запрета применения на промысле тралящих орудий лова с 01 января по 15 апреля в районе, ограниченном прямыми линиями, соединяющими точки с указанными в пункте 13.2 Правил координатами, изменений не претерпели.

В судебном заседании представители Общества на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении, представитель Управления поддержал возражения, приведенные в отзыве и в письменном дополнении к нему.

Инспекция, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на заявление не представила.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей заявителя и Управления, в соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Инспекции.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании с 20.04.2009 по 21.04.2009 объявлялся перерыв.

По материалам дела установлено, что в период с 11.02.2009 по 03.03.2009 принадлежащее Обществу рыбопромысловое судно М-0024 «Сергей Макаревич» под управлением капитана ФИО4 осуществляло вылов (добычу) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море.

Рыболовство осуществлялось заявителем как пользователем водных биологических ресурсов на основании разрешения № ПМ-090107 от 04.02.2009, выданного Баренцево-Беломорским территориальным управлением Росрыболовства.

По возвращении из рейса в порт Мурманск судно М-0024 «Сергей Макаревич» 03.03.2009 было осмотрено инспекторской группой Инспекции. В ходе осмотра проведена проверка промыслового журнала.

На основании анализа данных промыслового журнала и сведений, поступивших из Мурманского регионального центра мониторинга, 05.03.2009 по факту нарушения Правил рыболовства возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении административным органом установлено, что рыбопромысловое судно М-0024 «Сергей Макаревич» 24.02.2009 в 16 час. 14 мин. (здесь и далее - время московское) зашло в закрытый для промысла тралящими орудиями лова район исключительной экономической зоны Российской Федерации в Баренцевом море. В указанном районе в период с 18 час. 00 мин. 24.02.2009 и до 00 час. 30 мин. 25.02.2009 судно произвело промысловые операции тралом пелагическим (траления №№ 28, 29, 30), которые зафиксированы в промысловом и судовом журналах. При этом согласно записям в промысловом журнале № FR-070002-ФС водные биоресурсы выловлены (добыты) не были.

Усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 9.1, 13 Правил рыболовства, государственный инспектор Инспекции по данному факту в отношении Общества 27.03.2009 составил протокол об административном правонарушении № ГМИ М/48/09, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

Постановлением от 31.03.2009 по делу об административном правонарушении № ГМИ М/48/09 заявитель признан виновным в совершении нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Получив 31.03.2009 постановление, Общество не согласилось с ним и обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ) добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания, а деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а также по их переработке, транспортировке и хранению образует понятие рыболовства.

Под промыслом водных биологических ресурсов согласно пункту 10 статьи 1 Закона N 166-ФЗ понимается предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов.

Согласно пункту 4 статьи 43.1 этого же Закона для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность обязательны для исполнения Правила рыболовства.

Деятельность российских юридических лиц, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, к которому отнесено Баренцево море, регламентируется Правилами рыболовства.

Оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение пунктов 9.1, 13 Правил рыболовства, а также обязательных условий разрешения № ПМ-090107 от 04.02.2009 на промысел водных биоресурсов.

В соответствии с пунктом 9.1 Правил рыболовства пользователи водными биоресурсами в целях осуществления промышленного рыболовства, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для промысла районах (местах лова).

Пунктом 13 Правил рыболовства установлены запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов сроки (периоды), а также районы добычи (вылова) водных биоресурсов, являющиеся запретными в указанные сроки.

Пунктом 13.2 Правил рыболовства, в частности, запрещено применять тралящие орудия лова с 1 января по 15 апреля в районе, ограниченном прямыми линиями, соединяющими точки с координатами 71°30' с.ш. - 38°30' в.д.

Право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении промышленного рыболовства в силу статьи 34 Закона № 166-ФЗ удостоверяется разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов.

В период рейса с 11.02.2009 по 03.03.2009 судно М-0024 «Сергей Макаревич» под управлением капитана ФИО4 осуществляло добычу (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море, а также в период с 24.02.2009 по 25.02.2009 пелагическим тралом осуществило промысловые операции (траления) в районе, который ограничен прямыми линиями, соединяющими точки с координатами 71°30' с.ш. - 38°30' в.д., и расположен в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Указанные факты Обществом не оспариваются и подтверждаются материалами дела, в том числе данными спутникового мониторинга, записями промыслового и судового журналов, пояснениями капитана судна ФИО4 и его третьего помощника ФИО5, опрошенных при производстве по делу об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении.

В силу пункта 8 статьи 1 Закона № 166-ФЗ добыча (вылов) водных биоресурсов представляет собой изъятие водных биоресурсов из среды их обитания.

Как следует из материалов дела, при осуществлении в период с 24.02.2009 по 25.02.2009 промысловых операций (тралений) пелагическим тралом в районе, запретном в указанный период времени, водные биоресурсы выловлены (добыты) не были.

При таких обстоятельствах в действиях Общества отсутствует нарушение пункта 9.1 Правил рыболовства, запрещающего осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для промысла районах. В этой связи нарушение данного пункта Правил рыболовства необоснованно вменено административным органом.

Осуществление промысловых операций (траления) пелагическим тралом в период с 24.02.2009 по 25.02.2009 в районе, который ограничен прямыми линиями, соединяющими точки с координатами 71°30' с.ш. - 38°30' в.д., и расположен в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является нарушением пункта 13.2 Правил рыболовства. Следовательно, Управление обоснованно пришло к выводу о нарушении заявителем пункта 13 Правил рыболовства.

Действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических (живых) ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Часть 2 статьи 8.17 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 8.37 КоАП РФ и подлежит применению при нарушении правил рыболовства, осуществляемого во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Поскольку в период с 24.02.2009 по 25.02.2009 принадлежащим Обществу судном М-0024 «Сергей Макаревич» вменяемое нарушение пункта 13 Правил рыболовства допущено в исключительной экономической зоне в Баренцевом море, действия Общества не могли быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, диспозиция которой не предусматривает ответственность за нарушения правил рыболовства, допущенные в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Обосновывая правомерность квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ нарушения, допущенного в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Управление ссылается на формальное со стороны Общества нарушение Правил рыболовства, которое не привело к добыче (вылову) водных биоресурсов. Вместе с тем данный довод не может быть признан правильным, поскольку в силу диспозиции части 2 статьи 8.37 КоАП РФ приводимые административным органом в обоснование своей позиции обстоятельства не являются основанием для квалификации такого нарушения по указанной статье.

Нарушение обязательных условий разрешения № ПМ-090107 от 04.02.2009 на промысел водных биоресурсов, которое постановлением от 31.03.2009 также вменяется Обществу, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

С учетом изложенного оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Заявитель указывает, что в период рейса с 11.02.2009 по 03.03.2009 им велся специализированный промысел мойвы. Данный факт представителем Управления не оспаривается и подтверждается записями промыслового журнала № FR-070002/02-ФС, подлинник которого обозревался 21.04.2009 в судебном заседании, а также актом осмотра судна от 03.03.2009.

Приказом Росрыболовства от 16.01.2009 № 13 утверждены новые Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. В этой связи прежние Правила рыболовства, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.04.2007 № 245, 07.03.2009 утратили силу.

Из пункта 13 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 16.01.2009 № 13 (в редакции приказа Росрыболовства от 03.03.2009 № 162) и действующих в настоящее время, следует, что для пользователей водными биоресурсами, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море, при ведении ими специализированного промысла мойвы не установлены запретные сроки и закрытые для добычи (вылова) водных биоресурсов районы (места лова).

Данное правило действует, в том числе с 1 января по 15 апреля и в районе, ограниченном прямыми линиями, соединяющими точки с координатами 71°30' с.ш. - 38°30' в.д.

Следовательно, за административное правонарушение, совершенное Обществом, административная ответственность в настоящее время КоАП РФ устранена.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Устранение КоАП РФ с 19.04.2009 административной ответственности за административное правонарушение, совершенное Обществом, с учетом положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя события правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление, как не вступившее в силу, до настоящего времени не исполнено.

Указанные обстоятельства с учетом части 2 статьи 1.7 КоАП РФ являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены постановления от 31.03.2009 по делу об административном правонарушении № ГМИ М /48/09.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л :

признать незаконным и отменить вынесенное Государственной морской инспекцией Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Мурманской области постановление от 31 марта 2009 года по делу об административном правонарушении № ГМИ М/48/09 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общества с ограниченной ответственностью «ЭРЗИ-НОРД», расположенного в <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области в Едином государственном реестре юридических лиц 19.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025100835605.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в 10-дневный срок со дня его принятия.

Судья Л.Е.Дмитриевская