ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 049
e-mail: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мурманск Дело № А42-2581/2012
13.07.2012
Резолютивная часть решения вынесена 06.07.2012
Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2012
Судья Арбитражного суда Мурманской области К.А.Востряков,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Догужаевым М.В., с применением средств аудиозаписи,
рассмотрев исковое заявление Автогаражного кооператива № 172/1 (ОГРН <***>; г. Мурманск, район эл. подстанции № 302)
к Комитету имущественных отношений г. Мурманска (ОГРН <***>; Мурманск, ул. Комсомольская, 10)
Третьи лица - Муниципальное образование город Мурманск в лице Управления финансов Администрации города Мурманска (ОГРН <***>; <...>)
ООО «СельХозПродОпт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 184358, <...>).
о взыскании 52 551 руб.
при участии представителей:
истца– Малковой Т.Н. по доверенности
ответчика- ФИО1 по доверенности;
остальные лица не явились, извещены;
установил:
Автогаражный кооператив № 172/1 (далее истец, Кооператив) обратился с иском к Комитету имущественных отношений г. Мурманска (далее Комитет, ответчик) о взыскании убытков в сумме 52 551 руб.
В обоснование иска Кооператив указал, что ответчик необоснованно затягивает рассмотрение документов для оформления прав не земельный участок, уклоняется от диалога для решения спора в досудебном порядке, непрофессионально подходит к нему, как клиенту, вменяет Кооперативу в обязанности производство кадастровых работ по соседнему земельному участку.
В качестве убытков Кооператив считает уплаченные им в 2009 году 52 551 руб. по договору с ООО «Риэлт» (ИНН <***>) за выполнение проектно-изыскательских работ, составление межевого плана.
В дополнении к исковому заявлению Кооператив, указал, что его заявление в нарушение статьи 12 Закона № 59-ФЗ от 20.05.2006, рассматривалось в течение полутора лет.
На момент получения Кооперативом письма о результатах рассмотрения заявления, межевой план уже не мог быть принят филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» для постановки на кадастровый учет земельного участка, т.к. не соответствовал форме, установленной статьей 27 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007.
В перечне документов, уставленных приказом Минэкономразвития России № 370 от 30.10.2007, отсутствует межевой план, схема расположения земельного участка, акт согласования местоположения границ земельного участка.
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, указанные в исковом заявлении и дополнении к исковому заявлению, дополнительно пояснила, что Комитет незаконно в устной форме обязал их изготавливать межевой план. Они не были извещены о необходимости изготовления схемы формирования земельного участка до изготовления межевого плана, Комитет требует от них нового межевого плана.
Ответчик в отзыве и уточенном отзыве с иском не согласился, указал, что межевой план, представленный Кооперативом, изготовлен с нарушением земельного законодательства и не мог быть принят при подаче заявления о предоставлении земельного участка.
Несвоевременное рассмотрение Комитетом заявления Кооператива о предоставлении земельного участка в аренду не является основанием для удовлетворения иска. Полагает, что предоставление копии межевого плана необходимо в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка. Указанное требование предусмотрено пунктом 6.2. Положения о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Мурманского городского Совета от 03.06.2005 № 9-115 (далее Порядок предоставления земельных участков).
Ответчик считает, что право истца на оформление правоустанавливающих документов на земельный участок нарушено не был, действия Комитета были направлены на разъяснения Кооперативу необходимость приведения документов, прилагаемых к заявлению на предоставление земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал указанные доводы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на иск не представили.
С учетом обстоятельств дела, в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие третьих лиц.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.07.2012 до 06.07.12.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
В силу статей 15, 16, 1069 и 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс) убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 16 Гражданского кодекса предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По смыслу приведенных норм, а также статьи 1064 Гражданского кодекса и статьи 65 АПК РФ лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных органами государственной власти, должно доказать совершение органом или его должностным лицом противоправного действия (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков и их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями. Истец также должен доказать, что предпринял все возможные меры для предотвращения возникновения убытков и уменьшения их размера. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
Судом установлено, что 02.02.2009 между Кооперативом и ООО «Риэлт», сменившим наименование на «СельХозПродОпт», был заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству , земельному кадастру и мониторингу земель.
Согласно пункту 1.1. договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение топографической съемки ГСК № 377 на пл.3.1га. Выпуск межевого плана по результатам установления границ в натуре объекта землеустройства и выпуск пакета документов для постановки на кадастровый учет по 2-м земельным участкам.
Цена договора составила 52 551 руб.
Кооператив заплатил ООО «Риэлт» по указанному договору 52 551 руб., в том числе: по квитанции к приходному кассовому ордеру № 32 от 27.04.2009 - 26 300 руб., по приходному ордеру № 218 от 23.05.2009 - 11 160 руб., по приходному ордеру № 252 от 11.08.2009 - 15 091 руб.
09.04.2009 Кооператив обратился с заявлением в Комитет об оформлении документов на пользование земельным участком под капитальными гаражами на ул. Домостроительная в районе ПС 3302 (АГК № 172/1), расположенном по адресу: Ленинский административный округ города Мурманска, район ПС №302. В заявлении указан перечень прилагаемых документов.
06.08.2009 Кооперативом был получен межевой план, изготовленный ООО «Риэлт» по договору от 08.02.2009. При этом в межевом плане указано, что границы земельного участка с кадастровым номером 51:20:0031:0087 установлены декларативно, новые границы земельного участка уточнены при проведении кадастровых работ, с учетом смежного земельного участка с кадастровым номером 51:20:003186:0088.
Кооператив письмом от 20.08.2009 в дополнение направил Комитету указанную копию межевого плана.
Комитет в письме от 10.02.2011 №15/05-1371 сообщил Кооперативу, что его документы, направленные для оформления прав на земельный участок с кадастровым номером 51:20:0031:0087 рассмотрены. Установив, что истребуемый земельный участок образован путем перераспределения смежных земельных участков, Комитет указал, что до выполнения межевого плана должна быть выполнена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В письме Комитет разъяснил Кооперативу применение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс), Порядка предоставления земельных участков и указал, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка необходимо представление схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и межевого плана.
Полагая, что бездействием Комитета, связанным с затягиванием рассмотрения документов для оформления земли, причинены убытки в сумме 52 551 руб. Кооператив обратился в суд.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» тот факт, что решение или действия (бездействие) государственного органа не были признаны в судебном порядке незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким решением или действиями (бездействием).
В названном случае суд оценивает законность соответствующего решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса (в редакции, действующей на 09.04.2009) для приобретения прав на земельный участок юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
Необходимый перечень документов был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 № 370.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка предоставления земельных участков Комитет, как уполномоченный орган Администрации г. Мурманска, готовит проекты постановлений Администрации г. Мурманска о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Согласно п.6.2. Порядка предоставления земельных участков для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо обращается в специально уполномоченный орган местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города, (в данном случае Комитет), с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- опись представленных документов;
- доверенность, оформленная надлежащим образом (в случае подачи заявления представителем заявителя) и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
- копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- прошитые копии Устава предприятия либо Положения об учреждении;
- копия информационного письма Госкомстата;
- копия договора купли-продажи имущества с актом приемки-передачи либо договора хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования имуществом;
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на здания, строения, сооружения, их части или иного документа, подтверждающего право на здания, строения, сооружения, их части;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- копия технического паспорта на объект недвижимости;
- кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости):
- четыре оригинала в случае приобретения права аренды или ограниченного пользования земельным участком;
В случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) представляется копия технического отчета по установлению на местности границ земельного участка или копия утвержденного проекта территориального землеустройства.
- справка организации технического учета и технической инвентаризации об общей площади здания с указанием площади собственных помещений (при наличии других правообладателей помещений в здании);
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 6.3. Порядка предоставления земельных участков Комитет в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок готовит проект постановления администрации города Мурманска о предоставлении земельного участка на праве аренды
В данном случае Комитетом не представлено доказательств исполнения обязанности, установленной Порядком предоставления земельных участков, статьей 36 Земельного кодекса. Не представлено Комитетом также и отказа в предоставлении земельного участка Кооперативу Комитетом также не было.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия Комитета по рассмотрению заявления Кооператива о предоставлении земельного участка.
Довод Кооператива о том, что Комитет в письме от 10.02.2011 № 15/05-1371 незаконно требует представления межевого плана, схемы расположения земельного участка, акта согласования местоположения границ земельного участка, как нарушающих перечень документов, уставленных приказом Минэкономразвития России № 370 от 30.10.2007, судом не принимаются, поскольку в письме фактически содержится разъяснение норм земельного законодательства, которое само по себе нельзя признать незаконным.
Доводы истца об обязании их Комитетом изготовить межевой план, а также о том, что они не были извещены о необходимости изготовления схемы формирования земельного участка до изготовления межевого плана и Комитет требует от них новый межевой план судом не принимаются, как не нашедшие подтверждения в судебном заседании.
По мнению суда установленное незаконное бездействие Комитета, а также иные доводы Кооператива, не находятся в причинно-следственной связи с понесенными Кооперативом расходами по оплате услуг, полученных по договору от 02.02.2009 ООО «Риэлт».
Оплата за оказанные услуги не является расходами, которые Кооператив произвел или должен будет произвести для восстановления своего права на приобретение в аренду земельного участка, нарушенного бездействием Комитета.
Указанные платежи являются исполнением обязательства, принятого Кооперативом по договору, заключенному до обращения с заявлением о предоставлении земельного участка. Итогом исполнения обязательства по оплате явилось получение Кооперативом межевого плана.
Статьей 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) предусмотрено, что в результате кадастровых работ юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
Согласно статье 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2008) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии со статьей 22 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2008) межевой план является одним из документов, которые необходимы для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, данные расходы Кооператива находятся в причинно-следственной связи не с бездействием Комитета, а с иным юридическим фактом и их нельзя признать убытками.
Довод Кооператива о том, что старый межевой план уже не мог быть принят филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» для постановки на кадастровый учет земельного участка, т.к. не соответствовал форме, установленной статьей 27 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 судом не принимается, поскольку он основан на предположении. Отказ Кооперативу в постановке на кадастровый учет земельного участка в новых границах суду не представлен.
Если Кооператив полагает, что межевой план, изготовленный по договору 02.02.2009, является недостоверным, то он не лишен права заявить соответствующие требования к исполнителю по договору.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Судья Востряков К. А.