АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20
E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-2662/2010
«07» июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2010 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриевской Л.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «АХТИАР-НСС»
к Мурманской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 07.04.2010 по делу об административном правонарушении № 10207000-98/2010,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.04.2010 реестр. № 3-366, ФИО2 по доверенности от 28.04.2010 реестр. № 3-367;
административного органа – ФИО3 по доверенности № 25-13/14151 от 04.08.2008, ФИО4 по доверенности № 25-21/10391 от 27.05.2010, ФИО5 по доверенности № 25-19/656 от 19.01.2009, ФИО6 по доверенности № 25-19/14092 от 20.07.2009;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АХТИАР-НСС» (далее –заявитель, ООО «АХТИАР-НСС», Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни (далее – таможенный орган) по делу об административном правонарушении № 10207000-98/2010 от 07.04.2010, в соответствии с которым заявитель на основании части 1 статьи 16.19 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 101 000 руб.
В обоснование требований заявитель, ссылаясь на отсутствие в его действиях вины и события вменяемого правонарушения, указал следующее:
- поскольку при таможенном оформлении замененного товара заявителем не был представлен документ, подтверждающий вывоз транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации, таможенный орган в соответствии со статьями 132, 149, 153, 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) обязан был отказать в принятии декларации и не осуществлять в установленном порядке выпуск товара, что не было сделано;
- таможенным органом признано неправомерным решение таможенного поста ДАПП Борисоглебск о выпуске товаров в режиме реимпорта по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) № 10207080/020909/П000157;
- заявленные в ГТД № 10207080/020909/П000157 товары были помещены под режим реимпорта с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 278 ТК РФ, с разрешения Мурманской таможни;
- заявление в графе 40 ГТД № 10207080/020909/П000157 декларации № 10207110/260809/0000943 не противоречит требованиям приказа Федеральной таможенной службы от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации», в связи с чем ГТД № 10207110/260809/0000943 не может рассматриваться в качестве недействительного документа;
- в силу пункта 3 статьи 278 ТК РФ указание в графе 40 номера ГТД не может служить основанием для решения вопроса о возможности помещения частей и оборудования, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации применительно к режиму реимпорта.
Мурманская таможня в отзыве и в дополнении к нему с заявленными требованиями не согласилась по следующим основаниям:
- судно М-0273 «Вест Фризер» не являлось временно вывезенным транспортным средством, в связи с чем замененные на нем товары при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации не могли быть помещены под таможенный режим реимпорта с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;
- поскольку ГТД № 10207110/260809/0000943 относилась к другим товарам, а не к товарам, заявленным в ГТД № 10207080/020909/П000157, она является недействительным документом, послужившим основанием для помещения ввезенных товаров под таможенный режим реимпорта;
- Мурманской таможней при производстве по делу об административном правонарушении не установлено объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом таможенных обязанностей, равно как и фактов реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, что свидетельствует о наличии у него правовой и реальной возможности по их выполнению и о наличии вины в совершении нарушения;
- статья 412 ТК РФ позволяет вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу таможенного органа отменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали по основаниям, изложенным выше, представители Мурманской таможни поддержали возражения, мотивируя доводами, приведенным в отзыве и в дополнении к нему.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 31.05.2010 по 04.06.2010.
По материалам дела установлено, что в ходе проведения проверки документов и сведений, заявленных в ГТД № 10207080/020909/П000157, Мурманской таможней выявлен факт несоблюдения Обществом условий помещения товаров под таможенный режим реимпорта.
Данный факт послужил основанием для возбуждения 25.02.2010 таможенным органом в отношении заявителя дела № 10207000-98/2010 об административном правонарушении и проведения по нему административного расследования.
В ходе административного расследования Мурманской таможней установлено, что между ООО «АХТИАР-НСС» (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная компания Персей» (далее – ООО «НПК Персей», заказчик) 28.11.2007 заключен договор № 41 на освидетельствование, ремонт и поставку судовых спасательных средств и средств пожаротушения. В силу пункта 1.1 данного договора его предметом является исполнение работ по освидетельствованию, ремонту, а также поставке судовых спасательных средств пожаротушения, судового снабжения, корректуре и замене картографических изданий, и доставке вышеуказанного оборудования до борта судна согласно заявкам заказчика, являющихся неотъемлемой частью договора, а также оказание услуг по таможенному оформлению.
В рамках указанного договора на основании заявки ООО «НПК Персей» от 24.08.2009 № 78 и в соответствии со спецификацией № 78 Обществом в целях осуществления проверки, освидетельствования, замены и доставки на судно М-0273 «Вест Фризер», находящееся в порту Киркинес (Норвегия), с таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом вывезено следующее судовое оборудование:
- плот спасательный ПСН-10МК (изготовитель ОАО «Узэмик») № 021, № 022 в количестве 2 штук;
- устройство разобщающее гидростатическое для ПСН-10МК (изготовитель ООО «Спецоснастка-МК») № 120, № 121 в количестве 2 штук;
- штормтрап (изготовитель ООО «Велес») № 431, № 432 в количестве 2 штук;
- гидрокостюмы (изготовитель ОПАО «Узэмик») №№ 601-619 в количестве 19 штук.
На таможенный пост Мурманский Мурманской таможни Обществом 26.08.2009 подана ГТД № 10207110/260809/0000943, в соответствии с которой указанное оборудование помещено под таможенный режим временного вывоза с выпуском товара Мурманской таможней 27.08.2009 и установлением срока его временного вывоза до 24.11.2009.
Фактически товар был вывезен 02.09.2009 через таможенный пост ДАПП Борисоглебск.
В рамках договора № 41 от 28.11.2007 на основании заявки ООО «НПК Персей» от 24.08.2009 № 79 и в соответствии со спецификацией № 79 Обществом с судна М-0273 «Вест Фризер», находящегося в порту Киркинес (Норвегия), на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом ввезено следующее судовое оборудование:
- плот спасательный ПСН-10МК (изготовитель ОАО «Узэмик») № 023, № 024 в количестве 2 штук;
- устройство разобщающее гидростатическое для ПСН-10МК (изготовитель ООО «Спецоснастка-МК») № 122, № 123 в количестве 2 штук;
- штормтрап (изготовитель ООО «Велес») № 433, № 434 в количестве 2 штук;
- гидрокостюмы (изготовитель ОАО «Узэмик») №№ 621-639 в количестве 19 штук.
На таможенный пост ДАПП Борисоглебск Мурманской таможни Обществом 02.09.2009 подана ГТД № 10207080/020909/П000157, в соответствии с которой названное оборудование помещено под таможенный режим реимпорта. Товар 03.09.2009 выпущен таможенным органом в обращение согласно заявленному режиму без уплаты таможенных платежей.
В графе 40 ГТД № 10207080/020909/П000157 произведена запись «грузовая таможенная декларация № 10207110/260809/0000943».
При этом в составе документов, необходимых для таможенного оформления ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ООО «АХТИАР-НСС» были представлены, в том числе копии ГТД № 10207110/260809/0000943, заявки № 78 от 24.08.2009, спецификации № 78.
В ходе проверки документов и сведений таможенным органом установлено, что по ГТД № 10207080/020909/П000157 фактически был осуществлен ввоз товаров, не временно вывезенных по ГТД № 10207110/260809/0000943, а замененных с судна М-0273 «Вест Фризер».
Поскольку при оформлении товаров по ГТД № 10207080/020909/П000157 ООО «АХТИАР-НСС» была представлена ГТД № 10207110/260809/0000943, по которой произведено таможенное оформление других товаров, Мурманская таможня пришла к выводу о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.
По результатам административного расследования в отношении Общества 25.03.2010 составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением заместителя начальника Мурманской таможни от 07.04.2010 по делу об административном правонарушении № 10207000-98/2010 Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 101 000 руб. штрафа.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ООО «АХТИАР-НСС» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Часть 1 статьи 16.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Способом его совершения является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представление недействительных документов.
Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 234 ТК РФ реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235 ТК РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Условия помещения товаров под таможенный режим реимпорта предусмотрены в статье 235 ТК РФ, согласно подпункту 1 пункта 1 которой помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если при вывозе с таможенной территории Российской Федерации товары имели статус товаров, находящихся в свободном обращении, либо были продуктами переработки иностранных товаров (параграф 1 главы 19).
При перемещении товаров через таможенную границу, изменении таможенного режима они подлежат декларированию таможенным органам (статья 123 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В силу пункта 3 статьи 124 ТК РФ в таможенной декларации указываются, в том числе заявляемый таможенный режим; сведения о товарах; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (пункт 1 статьи 131 ТК РФ).
Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия (пункт 3 статьи 131 ТК).
Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (далее – Инструкция) утверждена приказом Федеральной таможенной службы от 04.09.2007 № 1057.
Пунктом 10 Инструкции установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию все графы оформляемых при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации ГТД, кроме графы 43, а также граф ГТД, обозначенных заглавными буквами латинского алфавита, заполняются декларантом.
Согласно пункту 34 Инструкции в графе 40 ГТД необходимо указать наименование и регистрационный номер последнего таможенного документа, принятого таможенным органом при помещении товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру, в том числе может (могут) указываться регистрационный номер (регистрационные номера) предшествующей (предшествующих) таможенной декларации (таможенных деклараций) (в том числе временной и дополнительной временной таможенной декларации или иных таможенных документов, принятых таможенными органами в качестве таможенной декларации) или иного таможенного документа, по которому производился выпуск (условный выпуск) товаров, если декларирование товаров производится после их выпуска (условного выпуска), с добавлением через знак разделителя "/" порядкового номера товара (из графы 32 предшествующей таможенной декларации либо из списка, если в предшествующей таможенной декларации товары различных наименований декларировались с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России).
Если до подачи ГТД вышеназванные документы на декларируемые товары не составлялись, графа не заполняется.
Из ГТД № 10207080/020909/П000157, заполненной при ввозе товаров на таможенную территории Российской Федерации, видно, что в графе 40 Обществом сделана запись «грузовая таможенная декларация № 10207110/260809/0000943».
При этом в составе документов, необходимых для таможенного оформления ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ООО «АХТИАР-НСС» были представлены, в том числе копии ГТД № 10207110/260809/0000943, заявки № 78 от 24.08.2009, спецификации № 78.
Как следует из материалов дела и подтверждается заявителем, по ГТД № 10207080/020909/П000157 фактически был осуществлен ввоз товаров, не временно вывезенных по ГТД № 10207110/260809/0000943, а других товаров, которые были заменены на судне М-0273 «Вест Фризер».
Поскольку ГТД № 10207110/260809/0000943, представленная таможенному органу при таможенном оформлении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и указанная в графе 40 ГТД № 10207080/020909/П000157, не относится к данным товарам, Мурманская таможня на основании примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ пришла к обоснованному выводу о том, что названный документ в рассматриваемом случае является недействительным.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ввезенные Обществом товары ранее когда-либо вывозились с таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем оснований для помещения их под таможенный режим реимпорта не имелось.
При таких обстоятельствах, заполнив в нарушение пункта 34 Инструкции графу 40 ГТД № 10207080/020909/П000157 и представив таможенному органу недействительный документ, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.
Обосновывая законность своих действий, Общество ссылается на пункт 3 статьи 278 ТК РФ, согласно которой ввоз на таможенную территорию Российской Федерации замененных частей и оборудования при ремонте или техническом обслуживании временно вывезенного транспортного средства допускается с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов применительно к таможенному режиму реимпорта.
Из письма ООО «НПК Персей» от 08.02.2010 следует, что оно является собственником судна М-0273 «Вест Фризер» с 01.11.2007, данное судно на таможенную территорию Российской Федерации никогда не заходило и не является выпущенным на таможенную территорию Российской Федерации в каком-либо таможенном режиме.
По сообщению специализированного государственного учреждения «Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России» от 01.04.2010 № 27-08/3358, предоставленному по запросу таможенного органа, в ЦБД единой автоматизированной информационной системы таможенных органов сведения об осуществлении какой-либо организацией таможенного оформления в таможенном режиме выпуск для внутреннего потребления либо выпуск для свободного обращения судна М-0273 «Вест Фризер» по состоянию на 29.03.2010 отсутствует.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, а также доказательства, подтверждающие временный вывоз указанного транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации, не представлены.
В этой связи нормы пункта 3 статьи 278 ТК РФ к рассматриваемым отношениям не могут быть применены.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из письма Общества от 26.03.2010 № 316/02, представленного в Мурманскую таможню в ходе производства по делу об административном правонарушении, при заявлении режима реимпорта в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, оно руководствовалось положениями пункта 3 статьи 278 ТК РФ; при этом информацией о статусе транспортного средства оно не располагало.
ООО «НПК Персей» в адресованном таможенному органу письме от 11.03.2010, подтвердив факт непредоставления с его стороны Обществу сведений о нахождении судна М-0273 «Вест Фризер» под специальной таможенной процедурой «временный вывоз транспортных средств», указало, что руководством ООО «АХТИАР-НСС» данное обстоятельство у него не выяснялось.
В этом письме ООО «НПК Персей» также указало, что именно Общество занималось комплектованием спасательного оборудования, которое было предоставлено последнему во временное пользование.
С учетом полученных объяснений Мурманская таможня пришла к обоснованному выводу о том, что ООО «АХТИАР-НСС», являясь декларантом товаров, имел возможность выяснить у ООО «НПК Персей» вопрос о таможенном статусе судна М-0273 «Вест Фризер», а также получить в таможенном органе консультацию о декларировании товаров применительно к рассматриваемой ситуации.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество принимало разумные и адекватные меры в целях соблюдения требований таможенного законодательства при таможенном оформлении ввозимых товаров.
В данном случае следует признать, что Общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей декларанта, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения.
Невыполнение таможенным органом требований статей 132, 149, 153, 408 ТК РФ, которое, по мнение заявителя, имело место, а также принятие Мурманской таможней 03.03.2010 последующего решения об отмене решения таможенного поста ДАПП Борисоглебск о выпуске товаров в режиме реимпорта по ГТД № 10207080/020909/П000157, на что ссылается Общество, не освобождает ООО «АХТИАР-НСС» от выполнения обязанностей декларанта, возложенных на него таможенным законодательством, и от административной ответственности; не свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.
Размер штрафа определен Мурманской таможней с учетом обстоятельств дела, в том числе отягчающих и смягчающих административную ответственность, в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности соблюден.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могут служить основанием для признания незаконным и отмены постановления от 07.04.2010, судом не установлено.
Протокол от 25.03.2010 об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.
О совершении указанных процессуальных действий заявитель извещен таможенным органом соответственно телеграммами от 18.03.2010 и 26.03.2010, направленными по адресу <...>. Согласно телеграфным уведомлениям данные телеграммы получены Обществом соответственно 18.03.2010 и 26.03.2010.
Как видно из договора № 41 от 28.11.2007, бланка письма заявителя от 12.03.2010 № 305/01, указанный адрес Общества является почтовым, а согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по данному адресу располагается филиал Общества в г.Мурманске. По этому же адресу Мурманской таможней в ходе производства по делу об административном правонарушении велась переписка с Обществом, в том числе истребовались необходимые документы, впоследствии представлявшиеся ООО «АХТИАР-НСС».
В то же время телеграммы, неоднократно направлявшиеся таможенным органом по месту нахождения Общества (<...>, литер А, помещение 28Н), органом связи не доставлялись по причине отсутствия адресата по данному адресу, о чем в материалах дела имеются телеграфные уведомления.
При таких обстоятельствах суд считает принятые Мурманской таможней меры по извещению заявителя по его почтовому адресу о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении необходимыми, достаточными и обеспечивающими гарантии соблюдения прав Общества, которые предоставлены ему КоАП РФ.
С учетом изложенного оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «АХТИАР-НСС» о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни от 07 апреля 2010 года по делу об административном правонарушении № 10207000-98/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «АХТИАР-НСС», расположенного в <...>, литер А, помещение 28Н (почтовый адрес: <...>), зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу в Едином государственном реестре юридических лиц 25.09.2006 за основным государственным регистрационным номером 5067847375976, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в 10-дневный срок со дня принятия.
Судья Л.Е. Дмитриевская