АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело № А42 – 2670/2007
21 июня 2007 года
резолютивная часть решения вынесена и объявлена 14.06.07г., решение в полном объеме изготовлено 21.06.07г.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании делопо заявлению ООО «МТП»
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления № 8 от 20.04.07г. о назначении административного наказания.
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – не участвовал
административного органа – ФИО1, доверенность № 2 от 27.03.07г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «МТП» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее – административный орган, КТР МО) от 20.04.07г № 8, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ) в виде предупреждения.
В обоснование требований заявитель указал, что в лицензии Общества отсутствует указание на то, что лицензируемые перевозки являются перевозками транспортом общего пользования; Общество не было включено в перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования.
При рассмотрении проекта постановления Правительства Мурманской области от 13.09.06г. № 357-ПП информация о деятельности субъекта регулирования, анализ рынка и деятельности проводился лишь по двум предприятиям ОАО «Автоколонна 1118» и ОАО «Мурманскавтотранс». Данные предприятия являются предприятиями, осуществляющими перевозки транспортом общего пользования (включены в перечень).
Тарифы, утвержденные указанным постановлением, распространяются только на перевозки, выполняемые данными организациями, поскольку из названия постановления следует, что оно регулирует тарифы на перевозки автомобильным транспортом общего пользования. Ни в названии, ни в тексте постановления нет указания на предельные тарифы для перевозок пассажиров маршрутными такси, к которым относится ООО «МТП».
Полагает, что вышеуказанное Постановление не распространяется на перевозки, осуществляемые ООО «МТП», в связи с чем, отсутствует нарушение регулируемых тарифов.
Административный орган с доводами заявителя не согласился, в отзыве указав, что на момент проведения проверки перевозка пассажиров осуществлялась транспортным средством ГАЗ 3269-0000010-03, которое в соответствии с паспортом транспортного средства относится к категории Д (автобусы прочие). Зафиксированные данные соответствуют классификации услуг пассажирского автомобильного транспорта, установленной Государственным стандартом РФ (ГОСТ Р 51825-2001), утвержденным постановлением Госстандарта России от 14.11.01г. № 461-ст. Данным ГОСТом также установлена классификация по назначению услуги по перевозке: перевозки общего пользования и специальные перевозки. Это также подтверждается Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2. В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.10.1993г. № 1090, автобус является маршрутным транспортным средством общего пользования.
Так называемое «маршрутное такси» по сути является режимом перевозки пассажиров транспортом общего пользования, общеизвестными признаками которого являются повышенная комфортность и скорость. В соответствии с вышеуказанным ГОСТом подобные услуги по перевозке классифицируются по степени участия пассажира в установлении параметров перевозки, а именно: пассажир определяет места остановки, а маршрут и расписание движения установлены заранее.
Выдаваемая лицензия предоставляет право осуществлять данный вид деятельности, но не определяет назначение услуги по перевозке.
При установлении на территории предельно максимального уровня тарифа на перевозку пассажиров городским автотранспортом общего пользования рассматривались предложения обратившегося в КТР МО ОАО «Автоколонна 1118». Обращений (предложений) от заявителя и других организаций-перевозчиков об установлении тарифа в адрес КТР МО не поступало. В связи с отсутствием таких предложений предельно максимальный тариф был установлен в размере 12руб. за одну поездку.
Полагает, что в соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области № 483-01-ЗМО, Постановлением № 357-ПП, Положением о КТР МО в Мурманской области осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и установлен соответствующий порядок ценообразования, который распространяется, в том числе и на заявителя как перевозчика пассажиров транспортом общего пользования.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя административного органа, суд полагает возможным, на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотреть дело в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного арбитражным судом (уведомление о вручении 30.05.07г.).
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление; настаивал на законности и обоснованности вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя КТР МО от 20.03.07г. № 8, должностным лицом КТР МО были проведены мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка ценообразования, а именно за исполнением положений постановления Правительства Мурманской области от 13.09.06г. № 357-ПП «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским, пригородным и междугородным автомобильным транспортом общего пользования (далее – Постановление № 357-ПП) в части применения предельно максимальных тарифов на перевозки пассажиров в городском транспорте общего пользования.
В период проведения проверки (с 23.03.07г. по 12.04.07г.) выявлено, что пассажирам, следующим транспортом общего пользования по маршруту № 53, перевозчиком по которому являлось Общество, предъявлялся тариф в размере от 12 до 15руб. за одну поездку (в зависимости от мест посадки и высадки пассажиров), вместо предельно максимального тарифа 12руб. за одну поездку, установленного Постановлением № 357-ПП.
Как следует из акта проверки транспортного средства от 23.03.07г., на момент проверки в салоне транспортного средства (категория Д) ГАЗ 3269-0000010-03 регистр. № АВ 89051, принадлежащего ООО «МТП», не имелось информации, позволяющей определить по маршруту следования тариф на перевозку пассажиров. Конечными пунктами являются: Завод «Севморпуть» и ул. Крупская; маршруту присвоен № 53. В салоне находится информация о стоимости проезда по маршруту № 51, утвержденной директором ООО «МТП» Со слов водителя ФИО2 плата с пассажиров взимается в размере 12 и 15 рублей в зависимости от остановки.
По результатам проведенных контрольных мероприятий составлен акт от 12.04.07г., в котором отражено, что в соответствии с представленными документами, тариф на проезд пассажиров по маршруту № 53 установлен приказом директора ООО «МТП» от 16.10.06г. № 36/1 с 01.11.06г., в соответствии с которым стоимость проезда составляет от 12 до 15руб., в зависимости от места посадки высадки пассажиров.
Установив факт нарушения Обществом установленного порядка ценообразования, должностным лицом КТР МО в отношении ООО «МТП» 12.04.07г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 20.04.07г. вынесено постановление № 8, в котором ООО «МТП» признано виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, материалы административного производства, заслушав пояснения представителя административного органа, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, суд приходит к следующему.
В постановлении от 20.04.07г. административный орган пришел к выводу, что в нарушение требований Постановления № 357-ПП Общество завысило предельный тариф на перевозку пассажиров (допустило завышение регулируемых государством тарифов).
Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потреблении и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный перечень входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с названным Постановлением указанный вид услуг был включен в приложение № 1 к Закону Мурманской области от 28.05.04г. № 483-012-ЗМО «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» - перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, производимых и (или) реализуемых на территории Мурманской области, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство Мурманской области и иные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.06г. № 357-ПП «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским, пригородным и междугородным автомобильным транспортом общего пользования» с 01.10.06г. утвержден предельно максимальный тариф на перевозки пассажиров и багажа городским транспортом общего пользования в размере 12руб. за одну поездку.
Как следует из ответа Правительства Мурманской области от 08.06.07г. исх. № 01-38/1491 по запросу суда, действие Постановления № 357-ПП распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении и имеющих лицензию на деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) по всей территории Мурманской области.
Материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании лицензии № АСС-51-11500; срок действия до 06.05.09г.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административных орган, принявший оспариваемое решение, что в свою очередь не освобождает другую сторону по делу от доказывания обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
Факт перевозки пассажиров по маршруту № 53 (на основании договора на перевозку пассажиров транспортом общего пользования от 18.01.06г. № 5/06, заключенного между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска с ООО «МТШ), а также размер утвержденных Обществом тарифов за перевозку на указанном маршруте (от 12 до 15руб. за одну поездку) подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Таким образом, действия Общества по установлению тарифа на осуществление перевозок пассажиров по городскому маршруту № 53 в размере 15руб., превышающем утвержденный предельно максимальный тариф, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Ссылка Общества на необоснованное отнесение принадлежащего ему транспорта к категории «общественного транспорта» (транспорта общего пользования) судом отклоняется, поскольку установленный тариф на утвержденных городских маршрутах обязателен для применения, вне зависимости от формы собственности и характера организации обслуживания пассажиров каждым перевозчиком (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). Общество осуществляет перевозку по маршруту № 53 на основании и по условиям договора на перевозку пассажиров транспортом общего пользования № 5/06 от 18.01.06г., заключенного с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска.
Ссылка на коммерческую деятельность и право самостоятельно устанавливать провозную плату судом не принимается, поскольку осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 53 осуществляется на основании договора, заключенного в установленном порядке, по условиям которого установлены конкретные требования к перевозчику по качеству обслуживания, соблюдению правил дорожного движения, действующих нормативно-правовых актов. Установление сторонами свободных цен на перевозку по договору не предусмотрено.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ООО «МТП» не принимались меры по соблюдению правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении вмененного правонарушения. С заявлением об установлении для Общества индивидуального тарифа, с учетом хозяйственной деятельности и организации перевозочного процесса, Общество в регулирующий орган не обращалось.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «МТП» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене по иным основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф. Согласно части 1 статьи 3.3 КоАП РФ, предусматривающей основные и дополнительные административные наказания, предупреждение и административный штраф могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
Часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ «Общие правила назначения административного наказания» устанавливает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Нарушение порядка ценообразования (в рассматриваемом случае – завышение предельных тарифов), согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающих ответственность за данное административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Учитывая, что совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, влечет наложение только административного штрафа, другой вид наказания, в частности предупреждение, применяться не может.
При указанных обстоятельствах назначение Обществу административного наказания в виде предупреждения, не предусмотренного санкцией статьи 14.6 КоАП РФ, не соответствует статье 4.1 КоАП РФ, а следовательно, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 20.04.07г. № 8 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «МТП» к административной ответственности в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Беляева Л.Е.