ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-2765/08 от 05.06.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

E-mailсуда:arbsud.murmansk@polarnet.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 – 2765/2008

“05” июня 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2008 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Лариса Ефимовна,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Торбек»

к государственному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 48»

о признании незаконным и отмене постановления № 50 от 29.04.2008

при участии представителей

от заявителя   – ФИО1 по доверенности № 2 от 01.01.2008, ФИО2 по доверенности № 4 от 01.01.2008, ФИО3 по доверенности № 3 от 01.01.2008,

от административного органа   – ФИО4 по доверенности № 8-18/48-1-21 от 17.03.2008, ФИО5 по доверенности № 20 от 02.06.2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торбек» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к государственному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы» (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 50 от 29.04.2008, которым заявитель на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) привлечен к ответственности в виде 10 000 рублей штрафа за нарушение требований пожарной безопасности.

В заявлении Общество часть выявленных фактов нарушений требований пожарной безопасности оспаривает. В отношении остальных нарушений, выразившихся в наличии на окнах принадлежащего ему салона сотовой связи глухих металлических решеток и в совмещении помещений, занимаемых данным салоном, с лестничной клеткой жилого дома, Общество в заявлении указало, что в кратчайшее время данные нарушения не представляется возможным устранить из-за необходимости проведения переговоров

- с отделом вневедомственной охраны при отделе внутренних дел ЗАТО г.Заозерска, осуществляющего охрану находящегося в помещениях салона сотовой связи имущества;

- с администрацией г.Заозерска, являющейся арендодателем помещений салона сотовой связи и не предупредившей Общество о несоответствии сдаваемых в аренду помещений требованиям пожарной безопасности.

С учетом приведенных обстоятельств заявитель считает, что названные нарушения являются малозначительными.

Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления административный орган неправомерно, по мнению заявителя, не принял во внимание смягчающие ответственность обстоятельства:

- однократность совершенного правонарушения,

- явную несоразмерность характера совершенного деяния назначенному наказанию.

Общество также указывает, что административным органом назначенное рассмотрение дела было отменено без объяснения причин, в результате чего не были приняты представленные Обществом письменные объяснения причин возникновения нарушений и мер по их устранению.

В представленном суду отзыве Управление указало, что с вменяемыми Обществу нарушениями его представитель согласился. Данные нарушения, по мнению административного органа, не являются малозначительными, поскольку могут привести к возникновению пожара, гибели людей, крупному материальному ущербу; указанные заявителем смягчающие обстоятельства приняты во внимание, в связи с чем ему назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Общества на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении, представители Управления возражали против их удовлетворения, поддержав доводы, приведенные в отзыве.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.06.2008 по 05.06.2008.

По материалам дела установлено, что Общество в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о нем Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области 08.08.2002 внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

На основании заключенного с Комитетом муниципального имущества Администрации ЗАТО г.Заозерска Мурманской области договора № 74 от 01.01.2004 Общество арендует для использования под офис нежилые помещения общей площадью 35,7 кв.м, расположенные на 1 этаже жилого дома № 4 по ул.Флотской в г.Заозерске.

В соответствии с распоряжением № 220 от 09.04.2008 сотрудником Управления 21.04.2008 проведена проверка соблюдения Обществом требований пожарной безопасности в салоне связи, расположенном по указанному адресу в арендуемых нежилых помещениях.

В ходе проверки выявлены нарушения пунктов 3, 13, 15, 40, 51, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03), которые выразились в следующем:

- на окнах установлены глухие металлические решетки;

- в помещениях не установлен противопожарный режим (не определено, не оборудовано место для курения; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действий работников при обнаружении пожара);

- осуществляется эксплуатация светильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;

- помещения, пути эвакуации не укомплектованы знаками пожарной безопасности;

- помещения совмещены с лестничной клеткой жилого дома;

- не вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Данные нарушения зафиксированы государственным инспектором ЗАТО Мурманской области по пожарному надзору ФИО5 в протоколе об административном правонарушении от 21.04.2008 № 56, в акте проверки № 142 от 21.04.2008.

Рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и имеющиеся материалы дела об административном правонарушении, главный государственный инспектор ЗАТО Мурманской области по пожарному надзору Управления ФИО6 29.04.2008 вынес постановление № 50, которым Общество на основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа на юридическое лицо в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение пунктов 3, 13, 15, 40, 51, 60 ППБ 01-03.

Пунктом 15 ППБ 01-03 предусмотрено, что в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара.

Заявитель оспаривает нарушение им данного пункта ППБ 01-03. В подтверждение его представителем в судебном заседании представлена Инструкция по мерам пожарной безопасности объектов ООО «Торбек», утвержденная 03.09.2007 директором Общества.

В данной Инструкции, в частности, установлены

- запрет на курение в салоне и порядок обесточивания электрооборудования (пункт 3);

- регламентированы порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара (пункты 4, 6, 7).

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Представитель Управления указал, что данная Инструкция не была представлена заявителем при проверке, присутствовавшая при проведении плановой проверки и составлении протокола об административном правонарушении представитель Общества ФИО2 с актом проверки была согласна, о чем ею сделана запись в протоколе об административном правонарушении.

ФИО2 в судебном заседании пояснила, что 21.04.2008, в момент проверки салона сотовой связи, являющегося обособленным подразделением Общества и расположенном вне месте нахождения юридического лица, она не обладала всей необходимой информацией в полном объеме, в том числе и сведениями о наличии утвержденной 03.09.2007 Инструкции по мерам пожарной безопасности. О наличии такой Инструкции, как следует из пояснений ФИО2, ей стало известно позднее.

Из представленной заявителем Инструкции видно, что она утверждена директором общества 03.09.2007, данный факт подтверждается представителями заявителя; доказательств, его опровергающих Управлением не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности административными органом факта нарушения Обществом пункта 15 ППБ 01-03.

Пунктами 13, 40, 51, 60 ППБ 01-03 соответственно предусмотрено, что

- во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- в зданиях, сооружениях организаций запрещается, в том числе, устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.

- при эксплуатации действующих электроустановок запрещается, в частности, эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 7.1.12 СНиП 31-03-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятых постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 109, предусмотрена необходимость отделения помещений общественного назначения от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа.

Нарушения пунктов 3, 13, 40, 51, 60 ППБ 01-03, выразившиеся в

- наличии на окнах глухих металлических решеток;

- эксплуатация светильников со снятыми колпаками рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;

- в отсутствии в помещении, на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, а также таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- в совмещении помещения с лестничной клеткой жилого дома,

зафиксированы в акте проверки № 142 от 21.04.2008, протоколе № 56 от 21.04.2008 об административном правонарушении, подтверждены представителями Общества как в момент проведения проверки и составления протокола, так и в судебном заседании.

Как следует из пункта 5.2.8 договора аренды от 01.01.2004 № 74 Общество как арендатор помещений, расположенных в доме 4 по ул.Флотской в г.Заозерске обязано соблюдать правила пожарной безопасности в отношении арендуемого им объекта.

Статьей 38 Закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе: собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Общество оспариваемым постановлением привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, у заявителя имелась, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств обратного, а также доказательств, подтверждающих принятие таких мер, Обществом не представлено.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем он обоснованно привлечен к ответственности.

На основании статей 23.34, 28.2 КоАП РФ, приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 06.02.2006 № 68 протокол № 56 от 21.04.2008 об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, Управлением соблюден.

Протокол № 56 от 21.04.2008 об административном правонарушении составлен в присутствии представителя Общества ФИО2, действовавшей на основании доверенности от 03.09.2007.

Информацией о месте и времени, когда будет составляться указанный протокол, законный представитель Общества располагал, что подтверждено в судебном заседании представителями заявителя.

О времени и месте рассмотрения дела Общество надлежащим образом уведомлено, что его представителями не оспаривается.

Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании представитель Общества ФИО3, она 29.04.2008 из города Мурманска приехала в г.Заозреск и около 09 часов утра позвонила государственному инспектору ЗАТО Мурманской области по пожарному надзору ФИО5, которая сообщила, что постановление о привлечении Общества к административной ответственности за допущенные нарушения требования пожарной безопасности вынесено 28.04.2008 и назначено наказание в виде 10 000 рублей штрафа, в связи с чем необходимость прибытия представителя Общества для рассмотрения дела об административном правонарушении в установленное время отсутствует.

Представитель Управления факт вынесения оспариваемого постановления 28.04.2008 в судебном заседании оспаривал и указал, что представитель Общества на смотрение дела в установленное время не явился, в связи с чем дело 29.04.2008 в 11 часов 00 минут рассматривалось в его отсутствие, по результатам рассмотрения вынесено постановление № 50.

Как следует из определения от 21.04.2008, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Общества было назначено на 29.04.2008 в 11 часов 00 минут. Оспариваемое постановление датировано 29.04.2008. Доказательства, подтверждающие, что дело об административном правонарушении фактически было рассмотрено в другой день и другое время, в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.

Представленные Обществом объяснения по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в момент рассмотрения дела административный органом не могли быть приняты во внимание, поскольку были направлены почтовой связью и поступили в Управление только 04.05.2008, что подтверждается почтовым уведомлением и не оспаривается представителем заявителя.

При таких обстоятельствах административный орган при производстве по делу об административном правонарушении обеспечил заявителю гарантии его прав, предоставленных КоАП РФ, и их реализацию.

Нарушений процессуальных требований, которые могут служить основанием для признания незаконным и отмены постановления № 50 от 29.04.2008 судом не установлено.

Утверждение Общества о том, что при вынесении оспариваемого постановления Управление не учло смягчающие ответственность обстоятельства, не имеет правового значения, поскольку административный орган, исходя из обстоятельств административного дела и соблюдая ограничение, предусмотренное пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ, назначил минимальный размер штрафа, установленный санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Заявитель считает, что совершенные им нарушения требований пожарной безопасности являются малозначительными.

Малозначительность правонарушения, как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Обществом допущено несколько нарушений требований пожарной безопасности, они могут привести к возникновению пожара, значительному материальному ущербу, гибели людей. Данное административное правонарушение посягает на общественную безопасность, поэтому оно не может быть признано малозначительным.

С учетом изложенного оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Как следует из материалов дела, заявителем за подачу заявления в суд была ошибочно уплачена государственная пошлина по платежному поручению № 85 от 13.05.2008 в размере 2 000 рублей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Торбек» о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора ЗАТО Мурманской области по пожарному надзору государственного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 48» от 29 апреля 2008 года № 50 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «Торбек», расположенного в <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области в Едином государственном реестре юридических лиц 08.08.2002 за № 1025100834406, отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Торбек» из соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 85 от 13.05.2008.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня принятия.

Судья Л.Е. Дмитриевская