Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-2945/2018
29.05.2018
Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2018.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифуллиной А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (пр-т Ленина, д. 75, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Стрелец» (юридический адрес: ул. Слюдяная, дом 2, корп. 2, офис 78, г. Ковдор, Мурманская обл., 184142; ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности
при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, от лица, привлекаемого к административной ответственности – по доверенности ФИО2
установил:
Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стрелец» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований Министерство указало, что Обществом осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований и условий, установленных пунктом 9 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), пункт 1 статьи 5.1 Закона Мурманской области от 10.11.2011 № 1415-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Мурманской области".
Общество представило отзыв на заявление, в котором указало, что осуществляя реализацию алкогольной продукции с использованием кассового аппарата, закрепленного за закусочной, но фактически из соседнего помещения -магазина, добросовестно заблуждалось в правомерности своих действий; просило приметь положения статьи 4.1.1. КоАП РФ заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, в отсутствие возражений относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции.
В судебном заседании стороны поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве. Заявитель дополнительно указал, что выданное Обществу предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий, не было исполнено в установленный срок.
Как следует из материалов дела, ООО «Стрелец» имеет лицензию серии М 0001334 регистрационный номер 51РПА0000449 от 10.06.2012 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, в том числе по месту торговли - магазин "Копеечка 3", <...>.
Кроме того, Общество имеет лицензию серии М 0001335 регистрационный номер 51РПО0000514 от 24.06.2017 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в закусочной, также расположенной по вышеуказанному адресу.
С целью проверки сведений о нарушении лицензионных требований и условий в части соблюдения ограничений розничной продажи алкогольной продукции в ночное время (обращение депутата муниципального образования Ковдорский район вх. № 16/10 от 09.01.2018), на основании приказа зам.министра от 16.01.208 № 24-п о проведении внеплановой проверки, согласованной с органами прокуратуры решением от 17.01.2018, сотрудниками Министерства проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Стрелец", в ходе которой 24.01.2018 в период с 08 час. 50 мин. до 10 час. 50 мин. произведен осмотр торгового объекта, расположенного по адресу: <...> магазин "Копеечка 3", в котором ООО "Стрелец" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
В ходе осмотра, проведенного с применением видеосъемки, установлено, что торговый объект имеет один торговый зал для обслуживания покупателей, в котором оборудована и организована реализация алкоголя. В торговом зале имеются витрины, в которых размещена замороженная продукция, полуфабрикаты, бытовая химия, корм для животных и иные продукты питания. На продукцию оформлены ценники. Алкогольная продукция выставлена в пристенных витринах, её реализация осуществляется через прилавок. Объект общественного питания с залом обслуживания не обнаружен.
В ходе проведения выездных мероприятий установлено, что в магазине "Копеечка 3" осуществляется розничная продажа алкогольной продукции в период действия запрета на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Так, в 08 час. 51 мин. осуществлена розничная продажа одной бутылки "Российского шампанского" объемом 0,75л, производитель ЗАО "Игристые вина", дата розлива 20.11.2017, ФСТ 100 541850464 по цене 258 руб. (кассовый чек № 164 от 24.01.2018).
Реализация алкоголя осуществляется в одном торговом зале (магазин "Копеечка 3"), отдельный торговый зал предприятия общественного питания не функционирует и не оборудован для реализации алкоголя.
Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 24.01.2018, подписанном зам.директором Общества без возражений, а также в приложенных к акту фототаблице и видеозаписи.
24.01.2018 Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий.
Определением от 29.01.2018 № 1 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и составлении протокола по делу №16-07/009-208.
09.02.2018 должностным лицом Министерства в отношении Общества составлен протокол № 14 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, которым установлено осуществление ООО «Стрелец» розничной продажи алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (пункт 1 статьи 6 Закона № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 4, пункты 1, 3 статьи 5 Закона Мурманской области от 10.11.2011 № 1415-01-ЗМО «О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» к полномочиям Правительства Мурманской области относят определение исполнительного органа государственной власти Мурманской области, уполномоченного в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – уполномоченный орган).
Таким уполномоченным органом на территории Мурманской области является Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области на основании Постановления Правительства Мурманской области от 02.04.2015 № 123-ПП.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно статье 26 Закона № 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Пунктом 1 статьи 5.1 Закона Мурманской области от 10.11.2011 № 1415-01-ЗМО "О полномочиях органов государственной власти Мурманской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Мурманской области" определено, установить на территории Мурманской области дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, ежедневно с 8 часов до 11 часов и с 21 часа до 23 часов.
В рассматриваемом случае ООО "Стрелец" осуществлена реализация алкогольной продукции - одна бутылка "Российского шампанского" в 08 час. 51 мин., что подтверждается кассовым чеком, и Обществом не оспаривается.
На территории Мурманской области, действующим законодательством предусмотрена возможность розничной продажи алкогольной продукции в период времени после 21 часа до 11 часов при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
На основании договоров аренды ООО "Стрелец" занимает два помещения, расположенные по адресу г. Ковдор, л. Ленина, д. 22/1. В одном из помещений расположен магазин "Копеечка 3", во втором - закусочная.
Представленными в материалы дела доказательствами (акт проверки, фототаблица, видеоматериал) подтверждается, что реализация алкогольной продукции осуществлена непосредственно в помещении магазина, приобретенная продукция не была вскрыта.
Реализация в магазине алкогольной продукции во временной период запрета розничной продажи алкогольной продукции путем применения кассового аппарата, зарегистрированного за закусочной, не свидетельствует о том, что алкоголь был продан непосредственно в закусочной, которая на момент проверки фактически не функционировала.
Таким образом, в действиях Общества по реализации алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Стрелец" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен правомочным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ с участием представителя Общества.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Оснований для освобождения от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Согласно статье 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.
В пункте 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве отягчающего обстоятельства указано на продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его.
Из представленных в судебном заседании на обозрение суда документов следует, что выданное Министерством по результатам выявленных нарушений предписание об их устранении, Обществом в установленный срок не было исполнено. В ходе проверки исполнения предписания сотрудниками Министерства повторно зафиксирована продажа в магазине "Копеечка 3" алкогольной продукции в неустановленное время, что Обществом не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу, что назначением наказания Обществу в виде предупреждения не будет обеспечено достижение цели административного наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что ранее ООО "Стрелец" к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось, а также характер допущенного нарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считая, что назначение наказание в виде административного штрафа в минимальном размере не отвечает целям административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, суд полагает возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью "Стрелец" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Наименование организации: Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, 183006, <...>
ИНН <***>, КПП 519001001, ОГРН <***>
УФК по Мурманской области (Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, л/с <***>)
р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области г. Мурманск
БИК 044705001
ОКТМО 47701000
КБК 833 1 16 08010 01 0000 140
УИН 0355685268149121220320186
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Карачева А. Е.