АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20
тел. 8(815-2) 44-49-16 / Факс 44-26-51
E-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-2995/2012
“25“ сентября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе: судьи Янковой Г.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Афанасьевым А.Ю,
рассмотрев судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «82 судоремонтный завод»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
о признании недействительным решения от 22.02.2012 года № 4 и требования от 20.04.2012 года № 152
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1, доверенность от 01.08.2012 года, ФИО2, доверенность от 04.09.2012 г.,
ответчика – ФИО3, доверенность от 28.05.2012 года № 14-09/02527, ФИО4, доверенность от 17.05.2012 года № 14-09/02298, ФИО5, доверенность от 07.06.2012 года № 14-09/02751
установил:
Открытое акционерное общество «82 судоремонтный завод», ОГРН <***>, юридический адрес: Мурманская область, город Североморск, поселок городского типа Росляково (далее – заявитель, Общество, Завод) обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, ОГРН <***>, юридический адрес: <...> (далее – ответчик, Инспекция, Налоговый орган) с заявлением о признании недействительными решения от 22.02.2012 года № 4 и требования от 20.04.2012 года № 152.
Требования Завода сводятся к признанию недействительным решения от 22.02.2012 года № 4 Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в части:
- доначисления Налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2009 год налога на прибыль за 2009 год в сумме 54 684 088 рублей, соответствующих ему пени в сумме 10 129 753 рублей 37 копеек,
- предложения уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в размере 22 874 306 рублей,
- предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
А также признания недействительным требования 20.04.2012 года № 152 Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области об уплате доначисленных налога на прибыль за 2009 год в сумме 54 684 088 рублей, соответствующих ему пени в сумме 10 129 753 рублей 37 копеек.
В обоснование заявленных требований Общество указывает (л.д.3-13 том 1, л.д.33-41, 63-66 том 5):
- со ссылками на положения пункта 1 статьи 247, статье 248, пункта 18 статьи 250, подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) полагает, что представленная на основании решения Правительства Российской Федерации Федеральному государственному унитарному предприятию «82 СРЗ» (далее ФГУП «82 СРЗ») субсидия не подлежит отнесению в состав доходов в целях налогообложения прибыли, поскольку полученные денежные средства были направлены на погашение задолженности по налогам, сборам, и иных обязательных платежей, образовавшихся по состоянию на 01.01.2009 года,
- ни положения пункта 33 статьи 270 НК РФ, ни другие нормы главы 25 НК РФ не содержат императивных указаний о необходимости восстановления в составе внереализационных доходов сумм налоговых обязательств, включенных ранее налогоплательщиком в состав расходов при исчислении налога на прибыль (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ), и списанных в виде кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ,
- письма Минфина Российской Федерации, на которые ссылается налоговый орган, не являются нормативными правовыми актами, носят исключительно информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и не должны препятствовать руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки изложенной в таких письмах,
- исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11715/09, следует, что не могут учитываться в налоговой базе денежные средства, подлежащие уплате в бюджет в целях исполнения публично-правовой обязанности; налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основам налогового законодательства (пункт 3 статьи 3 НК РФ), следовательно, включение в налоговую базу в целях исчисления налога на прибыль денежных средств, подлежащих уплате в бюджет в виде налогов, вне зависимости от источника выплаты этих средств, противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации; такие денежные средства не могут считаться объектом налогообложения по налогу на прибыль, поскольку предоставляются с конкретной целью погашения задолженности по налогам и сборам,
- в период с 28.06.2010 г. по 27.08.2010 г. Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Мурманской области была проведена выездная проверка ОАО «82 СРЗ» по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г., а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; в ходе проведения налоговой проверки за период с 01.01.2009 г. по 31.01.2009 г. налогоплательщиком были представлены аналогичные объяснения; по результатам проведения выездной налоговой проверки налоговой инспекцией оформлен акт от 06.09.2010 г. № 02-А-14/39, согласно которому Межрайонной инспекцией ФНС № 2 по Мурманской области по вопросу правильности исчисления налога на прибыль отсутствуют выводы о неправомерности действий общества в части не включения суммы полученной субсидии в состав внереализационных доходов; спорная субсидия отражалась как в первичных, так и во всех последующих уточненных декларациях без изменений,
- кроме того, Общество полагает, что в рассматриваемой ситуации, кроме тех оснований, которые указаны выше, может быть также применен и подпункт 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Представители Завода поддержали его позицию при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Налоговый орган требования заявителя не признал, в обоснование своей позиции ссылается на следующее (л.д.122-127 том 4, л.д.68-71 том 5):
- в обоснование произведенных доначислений и выводов по камеральной проверке Налоговый орган ссылается на положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251, пункт 33 статьи 270 НК РФ, с учетом позиции Минфина России,
- из положений подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации определен ограниченный круг оснований для списания недоимки по налоговым платежам; пунктом 1 статьи 59 НК РФ (в редакции действующей в спорный период) было установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам,
- пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» от 12.02.2001 № 100 установлено списание задолженности, в том числе в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской
Федерации, признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, непогашенной по причине недостаточности имущества должника, смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству,
- в рассматриваемой ситуации, по мнению Налогового органа, произошло уменьшение кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей произведено по решению Правительства Российской Федерации; полученные в виде субсидии на финансовое оздоровление из бюджета средства ФГУП "82 СРЗ»" МО РФ были перечислены этой организацией в бюджет в полном объеме, в результате чего задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей Предприятия перед бюджетами разных уровней была уменьшена на определенную в договоре сумму,
- Налоговый орган полагает, что стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в перечни стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, получившие субсидии из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 № 368 на погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли на основании подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ; вместе с тем, полагает, что в силу положений пункта 33 статьи 270 НК РФ Общество должно исключить расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при получении субсидии на их уплату и уплату их за счет субсидии, поскольку, по мнению Налогового органа в этом случае имеет место списание (уменьшение) кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ;суммы налогов, начисленные в предыдущих налоговых периодах и погашенные за счет указанной субсидии, а не за счет собственных средств, не должны учитываться в составе расходов (затрат),
- ранее включенные организацией в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии, подлежат восстановлению в составе внереализационных доходов.
Представители Налогового органа поддержали его позицию при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит требования Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено.
Открытое акционерное общество «82 судоремонтный завод», ОГРН <***>, является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия «82 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН<***> (далее – ФГУП «82 СРЗ»), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом (л.д.46-89том 2).
Открытое акционерное общество «82 судоремонтный завод» представило 20.09.2011 г. в Налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль № 8 за 2009 год (л.д.40-45 том 2).
По строке 060 Листа 02 Декларации ОАО «82 СРЗ» отражён убыток в сумме 22 874 306 рублей.
В Листе 07 уточненной декларации № 8 «Отчёт о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» отражено поступление бюджетных средств 06.08.2009 г. по коду 400 «Средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа» со сроком использования до 17.06.2011 г. в размере 623 391 000 руб. и использование бюджетных средств в размере 623 391 000 руб. (л.д.45 том 2).
Лист 07 уточненной декларации № 8 «Отчёт о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» полностью соответствует Листу 07 ранее представленной ФГУП «82 СРЗ» первичной декларации за 2009 год по налогу на прибыль (л.д.39 оборот, том 2)
Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль № 8 за 2009 год, по результатам которой составлен акт от 18.01.2012 г. № 2 (л.д.17-24 том 1).
На акт камеральной налоговой проверки от 18.01.2012 №2 Обществом представлены возражения.
22 февраля 2012 года Налоговым органом вынесено решение № 4 (л.д.25-41 том 1). Решением от 22.02.2012 года № 4, за 2009 год доначислены по налог на прибыль в сумме 54 684 088 руб., соответствующие ему пени в сумме 10 129 753,37 руб., а также предложено уменьшить убытки, исчисленные по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 год в сумме 22 874 306 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество в порядке статьи 101.2 НК РФ обжаловало решение от 22.02.2012 г. № 4 в Управление ФНС России по Мурманской области.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управлением ФНС России по Мурманской области 12.04.2012 года вынесено решение № 142, которым решение от 22.02.2012 г. № 4 оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения (л.д.64-70 том 1).
Решение от 22.02.2012 г. № 4 вступило в законную силу 12.04.2012 года.
Во исполнение решения от 22.02.2012 года № 4, Налоговым органом в адрес Общества было направлено требование от 20.04.2012 года № 152 об уплате доначисленного налога на прибыль в сумме 54 684 088 руб. и соответствующих ему пени в сумме 10 129 753,37 руб. (л.д.71 том 1).
Суд отклоняет довод Общества о том, что по результатам проведения выездной налоговой проверки налоговой инспекцией оформлен акт № 02-А-14/39 от 06.09.2010г., согласно которому Межрайонной инспекцией ФНС № 2 по Мурманской области по вопросу правильности исчисления налога на прибыль отсутствуют выводы о неправомерности действий общества в части не включения суммы полученной субсидии в состав внереализационных доходов. Поскольку выявление иных обстоятельств в ходе камеральной проверки не нарушает положений статей 87, 88 НК РФ и норм пункта 5 статьи 89 НК РФ.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса определены в Правилах предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2008 года № 368.
В силу указанных Правил получателями субсидий являются стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004г. № 1009, и (или) в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1226-р от 20.08.2009 г., при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 года № 96.
Федеральное государственное унитарное предприятие «82 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации, правопреемником которого с 10.06.2010 года является Открытое акционерное общество «82 судоремонтный завод», включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 1226-р., а также сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (л.д.99-100 том 2).
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 1028-р в целях реализации мер по предупреждению банкротства, было принято решение о предоставлении ФГУП «82 СРЗ» Минобороны России за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год, предусмотренных Минпромторгу России по разделу «Другие вопросы в области национальной обороны» раздела «Национальная оборона» классификации расходов бюджетов, субсидии в размере 623,4 млн. руб. на погашение задолженности предприятия по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, а также по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в силу судебными актами (л.д.72 том 5).
06 августа 2009 года на основании договора от 03.08.2009 года № 9209.2143000.06.1021., заключенного ФГУП «82 СРЗ» с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (л.д.6-28 том 5), «ФГУП 82 СРЗ» была получена субсидия, предоставленная в соответствии с Правилами предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 года № 368 (л.д.73-74 том 5).
Субсидия предоставлена для погашения задолженности по денежным обязательствам по налогам, сборам, и иным обязательным платежам по состоянию на 01.01.2009 года.
Неотъемлемой частью договора от 03.08.2009 года № 9209.2143000.06.1021. является реестр кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет выделенных бюджетных ассигнований, содержащий указание на виды (наименование налога (сбора), КБК, ОКАТО) и сумму платежей (приложение № 1 к договору – л.д.12-29 том 5), в том числе по налоговым платежам.
По факту использования субсидии 82 СРЗ составлен и утвержден 31.08.2009 года Директором Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга РФ ФИО6, финансовый отчет об использовании субсидии, а также акт сверки расчетов о фактически произведенных расходах по договору от 03.08.2009 года № 9209.2143000.06.1021. о предоставлении субсидии (л.д.19-33 том 2).
Программа финансового оздоровления ОАО «82 СРЗ», являющаяся неотъемлемой частью договора № 9209.2143000.06.1021. от 03.08.2009 года (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 28.12.2011 г. приложение № 1) и обязательная для исполнения, рассчитана на период с 01.01.1012 г. по 31.12.2021 г. (л.д.1-18 том 2). Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил, субсидии предоставляются с целью предупреждения банкротства стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса на проведение мероприятий по восстановлению их платежеспособности: на погашение в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
Субсидия предоставлена ФГУП «82 СРЗ» на проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности, минуя институт банкротства, в том числе: на погашение задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке; условием предоставления субсидии является выполнение обществом программы финансового оздоровления, рассчитанной на период с 01.01.2012 г. по 31.12.2021 г..
В случае не реализации программы финансового оздоровления, предоставленные 82 СРЗ денежные средства, в соответствии с условиями договора подлежат возврату (пункт 4.3. договора).
Полученные спорные денежные средства были направлены ФГУП «82 СРЗ» на погашение задолженности по налогам, сборам, и иным обязательным платежам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2009 года и поименованной в приложении № 1 к договору от 03.08.2009 г.№ 9209.2143000.06.1021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В пункте 18 статьи 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Одновременно в подпункте 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Статьей 59 НК РФ установлены основания и порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.В силу пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 той же статьи).
Во исполнение статьи 59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло постановления от 12.02.2001 г. № 100 и от 17.10.2009 г. № 820.
То есть, в этом случае при наличии оснований и после применения процедур в порядке статьи 59 НК РФ у налогоплательщика в полном объеме прекращается обязанность по уплате списанных налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней.
Уменьшение иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней может иметь место, в том числе, результате вынесения в установленном законом порядке судебных актов о признании недействительными в полном объеме или частично ненормативных актов налоговых органов о доначислении налогов и сборов, пеней и штрафов.
В этих случаях у налогоплательщика уменьшается соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней.
В приведенных случаях кредиторская задолженность (обязанность уплатить в бюджет) налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней прекращается либо в полном объеме либо частично.
Налоговым кодексом РФ установлено, поскольку у налогоплательщика имеется обязанность перечислить в соответствующие бюджеты налоги, сборы таможенные пошлины и сборы, страховые взносы в фонды, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ), то, соответственно, в силу пункта 1 статьи 264 НК РФ налогоплательщик имеет право отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, суммы этих налогов, сборов, взносов.
В соответствии с пунктом 33 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по эти налогам в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
Когда обязанность по уплате налогов, сборов, взносов прекращается полностью или частично в силу обстоятельств, поименованных в подпункте 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в том числе по приведенным в статье 59 НК РФ основаниям и иным, предусмотренным законом основаниям, то в силу нормы пункта 33 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм списанных (уменьшенных) налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае у ФГУП «82 СРЗ» не прекратились полностью или частично налоговые обязательства в связи с выделением на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.07.2009г. № 1028-р субсидии в размере 623 391 000 руб. на погашение задолженности предприятия по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, а также по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в силу судебными актами.
Полученные денежные средства были выделены по целевому назначению для исполнения в полном объеме налоговых обязательств и направлены ФГУП «82 СРЗ» на их исполнение по целевому назначению.
То есть обязательства ФГУП «82 СРЗ» по уплате задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам по состоянию на 01.01.2009 года не были прекращены (списаны) не в порядке статьи 59 НК РФ, не были уменьшены в установленном законом или на основании решения Правительства Российской Федерации, не в иных предусмотренных законом порядке.
Напротив, они были исполнены в полном объеме за счет поступивших в порядке субсидирования денежных средств. В связи с чем, у Налогового органа отсутствовали основания для применения нормы пункта 33 статьи 270 НК РФ.
Суд находит ошибочной позицию Налогового органа так же и в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника этого предприятия или уполномоченного им органа.
Выделенные для ФГУП «82 СРЗ» из бюджета денежные средства после их поступления на счета налогоплательщика были перечислены в соответствии с условиями ранее упомянутого соглашения в полном объеме в уплату задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам по состоянию на 01.01.2009 г.. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что налогоплательщик распорядился спорными денежными средствами не по своему усмотрению, а строго по их целевому назначению.
Кроме того, в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 г. № 11715/09 сформулирована правовая позиция о том, что налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания, а поэтому противоречит основным началам налогового законодательства (пункт 3 статьи 3 Кодекса).
Поскольку спорная сумма была перечислена в качестве целевого поступления на финансирование мероприятий целевого назначения и получена унитарным предприятием от собственника имущества, после чего использовалась строго по целевому назначению – перечислению налогов и сборов в бюджет, суд, руководствуясь статей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления заявителю за 2009 г. спорных сумм по налогу на прибыль, соответствующих ему пени.
А вывод Налогового органа о том, что ОАО «82 СРЗ» неправомерно не включило в состав внереализационных доходов сумму доходов прошлых лет, образовавшуюся в результате включения в состав расходов прошлых налоговых периодов начисленных, но не уплаченных налогов (сборов), иных обязательных платежей, и погашенных за счет субсидии в текущем периоде в размере 296 294 744 руб., в связи с чем, занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2009 год на 273 420 438 руб. (296 294 744 - 22 874 306 (убыток по декларации за 2009 год)) не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, требования Общества о признании недействительным решения от 22.02.2012 года № 4 в указанной части подлежат удовлетворению.
В силу изложенного, статьи 69 НК РФ у Налогового органа отсутствовали законные основания для направления в адрес Общества требования 20.04.2012 года № 152 об уплате доначисленных налога на прибыль за 2009 год в сумме 54 684 088 рублей, соответствующих ему пени в сумме 10 129 753 рублей 37 копеек, в связи с чем, требования Общества в этой части подлежат удовлетворению.
Определением от 12.05.2012 г. (л.д.99-103 том 4) Обществу до окончания рассмотрения дела, но на срок не более шести месяцев, была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей и за подачу заявления о принятии обеспечительных мер в сумме 2000 (две тысячи) рублей, в связи с чем в силу статей 102, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.16, подпунктом 1 пункта 1, пунктом 2 статьи 333.17, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.18, пункта 1 статьи 333.41 НК РФ, государственная пошлина в доход федерального бюджета подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
Удовлетворить требования открытого акционерного общества «82 судоремонтный завод», ОГРН <***>.
Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, решение от 22.02.2012 года № 4 Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в части:
- доначисления налога на прибыль за 2009 год в сумме 54 684 088 рублей, соответствующих ему пени в сумме 10 129 753 рублей 37 копеек,
- предложения уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в размере 22 874 306 рублей,
- предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, требование 20.04.2012 года № 152 Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области об уплате доначисленных налога на прибыль за 2009 год в сумме 54 684 088 рублей, соответствующих ему пени в сумме 10 129 753 рублей 37 копеек.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области, ОГРН <***>, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «82 судоремонтный завод», ОГРН <***>.
Взыскать открытого акционерного общества «82 судоремонтный завод», ОГРН <***>, юридический адрес: Мурманская область, город Североморск, поселок городского типа Росляково, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей и за подачу заявления о принятии обеспечительных мер в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Судебный акт в части признания недействительными решения от 22.02.2012 года № 4 и требования 20.04.2012 года № 152 Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области по удовлетворенным требованиям, подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжалован в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Г.П.Янковая