АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-299/2018
13 апреля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 06.04.2018.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифуллиной А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению «Газпромбанк» (акционерное общество) (юридический адрес: ул. Наметкина, д. 16, корп. 1, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес филиала Банка ГПБ (АО) «Северо-Западный»: ул. Лафонская, д. 3, лит. А, <...>) к Прокуратуре города Североморска (ул. Сафонова, д. 3, г. Североморск, Мурманская обл., 184600) о признании недействительным представления, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, от ответчика - ФИО2 (до перерыва),
установил:
«Газпромбанк» (акционерное общество) (далее – заявитель, Общество, Банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре города Североморска Мурманской области (далее – ответчик, Прокуратура) о признании недействительным представления № 3-6в-2017 от 22.12.2017 об устранении нарушений закона.
В обоснование требований заявитель сославшись на положения статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2.1 статьи 4 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", статью 26 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" указал на отсутствие нарушений законодательства со стороны Общества, поскольку ответчик не вправе был истребовать сведения, составляющие банковскую тайну. Полагает, что императивное требование изложенное в пункте 3 представления о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит нормам действующего законодательства, поскольку положениями трудового законодательства предусмотрено, что привлечение работника к дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя.
Ответчик представил отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого представления.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве с дополнениями.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 02.04.2018 объявлялся перерыв до 06.04.2018.
Из материалов дела следует и судом установлено, что по указанию Прокуратуры Мурманской области на основании информации Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) поступившей из Генеральной прокуратуры Российской Федерации ответчиком проводилась проверка соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО3
В ходе проверки в адрес филиала Банка был направлен запрос № 3-6в-2017 от 28.11.2017 (вход. № 8720 от 07.12.2017) о предоставлении документов (сведений) в отношении ИП ФИО3, а именно: выписки о движении денежных средств по счетам с момента открытия счетов по день дачи ответа (с расшифровкой от кого, когда, в каком размере поступили денежные средства, по какому договору, куда перечислялись денежные средства).
В ответ на запрос Банк письмом от 12.12.2017 (исх. № 35.1-06/5407) отказал прокурору г. Североморска в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку истребуемая информация является банковской тайной, а органы прокуратуры не вправе запрашивать и получать от банков данную информацию в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
22.12.2017 прокуратура г. Североморска направила в адрес управляющей филиала Банка требование № 3-6в-2017 (вход. № 3 от 09.01.2018) согласно которому в срок до 15.07.2018 необходимо предоставить в прокуратуру сведения в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 аналогично запрашиваемых ранее.
Письмом от 12.01.2018 № 35.1-06/57 Банк сославшись на отсутствие оснований для представления истребуемых сведений отказал в предоставлении запрашиваемой информации.
Установив в бездействии Банка, выразившихся в непредставлении истребуемой информации, нарушение положений статей 6, 21, 22 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура вынесла в отношении председателя правления Банка представление №3-6в-2017 от 22.12.2017 об устранении нарушений закона, согласно которому заявителю требовалось:
1) рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры г. Североморска, для чего заблаговременно уведомить о дате времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагирования;
2) принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства РФ и недопущению их впредь;
3) рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной или иной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации;
4) о принятых мерах уведомить прокуратуру в месячный срок с момента получения представления.
Не согласившись с вынесенным представлением Банк обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав позиции сторон, суд приходит к следующему.
Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Запрашиваемые в ходе проведения проверки прокуратурой г. Североморска сведения в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 являются банковской тайной.
Положениями статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) предусмотрено, что, кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (часть 1).
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (часть 2).
Разглашение указанных сведений Банком может повлечь неправомерный доступ к счетам, вследствие чего клиент и сам Банк могут понести убытки, а ответственные сотрудники - привлечены к уголовной ответственности.
Действующее законодательство предусматривает, что порядок и случаи предоставления сведений составляющих банковскую тайну должны быть предусмотрены федеральным законом, то есть перечень таких сведений, а также случаи их предоставления не могут определяться должностным лицом уполномоченного органа произвольно, а подлежат нормативному установлению федеральным законом, регулирующим его деятельность.
Частью 1 статьи 22 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов управления коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
При этом, закрепленные в законе полномочия прокурора по истребованию у третьих лиц сведений общего характера не свидетельствуют о наличии обязанности кредитных организаций предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну.
Согласно пункту 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях необходимую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Таким образом, прокурор вправе получать при осуществлении надзора необходимую информацию, доступ к которой ограничен, в том числе сведения представляющие банковскую тайну, в пределах установленных законодательством Российской Федерации, а в данном случае Законом о банках и банковской деятельности.
Статья 26 Закона о банках и банковской деятельности, регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну.
В соответствии с частью 37 вышеуказанной статьи, информация об операциях по отдельным счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу, открытым в порядке и в целях, которые установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предоставляется кредитными организациями в соответствии с указанным Федеральным законом государственному заказчику государственного оборонного заказа, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в случаях и в объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно положениям статьи 15.3 Федерального закона № 275-ФЗ от 29.12.2012 "О государственном оборонном заказе" государственные заказчики, федеральные органы исполнительной власти, иные осуществляющие в установленном порядке функции указанных органов органы или организации, юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в контролирующий орган (его должностным лицам) в установленный срок по мотивированному требованию необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе содержащую сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях (часть 1). Предоставление в контролирующий орган информации, содержащей сведения, составляющие государственную, налоговую, банковскую, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Непроведение проверок антимонопольной службой в сфере государственного оборонного заказа не перекладывает на ответчика полномочия по получению сведений, являющихся банковской тайной, в отношении участника поставок продукции по государственному оборонному заказу.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Приказа Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры руководствуются установленным законодательством порядком.
Пунктом 6 статьи 26 Закона о банках и банковской деятельности предусмотрено, что, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений.
В пункте 15 Перечня должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, утвержденного Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", указаны прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.
Из приведенных правовых положений следует, что прокурор вправе запрашивать и получать сведения, составляющие банковскую тайну, лишь в ходе проведения проверки исполнения требований Федерального закона "О противодействии коррупции". Иных случаев получения органами прокуратуры сведений, составляющих банковскую тайну Законом о банках и банковской деятельности не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно оспариваемого представления, прокуратурой проводилась проверка соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО3, таким образом, установленных законом оснований, в силу которых Банк обязан предоставить ответчику испрашиваемую информацию, не имелось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу что, оспариваемое представление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Общества, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
При обращении с заявлением Общество платежным поручением № 253 от 22.01.2018 уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Вместе с тем, согласно разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
С учетом изложенного, поскольку судебный акт принят в пользу заявителя, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
представление прокуратуры г. Североморска Мурманской области от 22.12.2017 № 3-6в-2017 об устранении нарушений закона признать недействительным.
Возвратить "Газпромбанк" (акционерное общество) из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 253 от 22.01.2018 государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано месячный срок со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд.
Судья Карачева А.Е.