ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3031/08 от 14.08.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20

E-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-3031/2008

«14» августа 2008 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области: Евтушенко О. А.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области

третье лицо - Управление Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области

о признании недействительным решения от 23.01.2008г. № 543, и обязании произвести возврат излишне уплаченных сумм

при участии в заседании представителей:

заявителя - ФИО1, дов. № 10-0305/1982 от 27.03.2008г., ФИО2, дов. № 10-03-05/1985 от 27.03.2008г.

ответчика - ФИО3, дов. б/н от 13.08.2008г.

третьего лица - не явился, ходатайство

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 13.08.2008г.

  Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 14.08.2008г.

установил:

Федеральное государственное медицинское учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС по Печенгскому району Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 23.01.2008г. № 543 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного штрафа в сумме 1 156 728,22 руб., в счет уплаты штрафной санкции по исполнительному листу № 098806.

В обоснование заявленных требований учреждение указало, что ошибочно уплатило штрафные санкции на код бюджетной классификации (далее - КБК) Пенсионного фонда, и обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате ошибочно уплаченных сумм, однако учреждению было отказано в осуществлении возврата со ссылкой на то, что данный вопрос относится к компетенции Пенсионного фонда РФ. Решение Инспекции является необоснованным и противоречит положениям статей 32, 45, 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В письменном отзыве на заявление ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 НК РФ, в связи с чем на них не распространяются положения статьи 78 НК РФ. Орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и порядок его проведения, действующим законодательством не установлены. Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) на налоговые органы возложен только контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов. Кроме того, пункты 1, 4 и 5 статьи 78 НК РФ регулируют основания и порядок осуществления зачета, а не возврата, а потому ссылка заявителя на указанные нормы является необоснованной.

Третье лицо в письменном отзыве указало, что задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам у федерального государственного медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» не имеется (л.д. 46).

В судебном заседании представитель Общества настаивала на удовлетворении заявленных требований, приводя доводы, изложенные в заявлении. В порядке статьи 49 АПК РФ уточнила заявленные требования, и просила признать решение налогового органа недействительным, и обязать налоговый орган произвести возврат 1 156 728, 22 руб. для исполнения федеральным государственным медицинским учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» обязанности по уплате штрафной санкции на КБК 182 1 02 01010 01 3000 110 - «штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет» по исполнительному листу № 098806 от 17.07.2007г. на основании решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2007г. по делу № А42-8141/2006.

Представители ответчика против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, направило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2007г. по делу № А42-8141/2006 с Федерального государственного медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» по заявлению Инспекции ФНС по Печенгскому району Мурманской области взыскан единый социальный налог (далее - ЕСН), налог на доходы физических лиц, пени по ЕСН, а также налоговые санкции, всего на общую сумму 1 519 290,93 руб., в том числе налоговые санкции в сумме 1 479 564,38 руб. с зачислением на соответствующие счета бюджета (л.д. 11 - 16).

Решение суда вступило в законную силу 10.07.2007г., и 17.07.2007г. Арбитражным судом Мурманской области был выдан исполнительный лист № 098806 на взыскание указанной выше суммы налогов, пеней и санкций (л.д. 17).

Во исполнение решения суда налогоплательщик направил в кредитное учреждение платежные поручения № 189 от 24.08.2007г. на сумму 173 509,23 руб. и № 194 от 24.08.2008г. на сумму 983 218,99 руб., а всего на 1 156 728,22 руб., однако ошибочно указал коды бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 3000 160 - «штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии» и 182 1 02 02010 06 3000 160 - «штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии» (л.д. 18 - 19).

Денежные средства, перечисленные на основании указанных платежных поручений, поступили в бюджет Пенсионного фонда РФ.

31.08.2007г. учреждение направило в Инспекцию письмо об ошибочно уплаченных суммах штрафа и обратилось письменно с заявлениями об осуществлении  зачета ошибочно уплаченных штрафов в счет штрафной санкции по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 182 1 02 01010 01 3000 110.

Решением от 06.09.2007г. № 461 Инспекция отказала в зачете излишне уплаченных штрафов по страховым взносам, ссылаясь на отсутствие у налогового органа полномочий на проведение зачета.

Учреждение оспорило решение налогового органа в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 18.01.2008г. по делу № А42-6633/2007 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд пришел к выводу о том, что Инспекция, как администратор поступлений страховых взносов, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации, уполномочена принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов.

Однако, учитывая, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог и, соответственно, уплачиваемые по ним штрафы подлежат зачислению в различные бюджеты (федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации), суд указал, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для зачета излишне уплаченных Учреждением сумм штрафов по страховым взносам в счет уплаты штрафа по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.

17.01.2008г. учреждение обратилось в Инспекцию с заявлениями о возврате на расчетный счет заявителя ошибочно перечисленных штрафов по страховым взносам в сумме 173 509,23 руб. и 983 218,33 руб. (л.д.20 - 21).

Инспекция решением от 23.01.2008г. № 543 отказала заявителю в удовлетворении заявлений, указав, что у налогового органа отсутствуют полномочия на осуществление возврата, поскольку вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ. Также Инспекция указала, что возврат переплаты не может быть произведен налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, в связи с тем, что страховые взносы не являются налоговым платежом (л.д. 25).

Не согласившись с решением налогового органа, учреждение обратилось с заявлением в суд.

Одновременно учреждением было заявлено ходатайство о восстановлении срока на оспаривание ненормативного правового акта, в обоснование которого заявитель указал, что военный госпиталь не мог обратиться в суд в связи с отсутствием средств на оплату государственной пошлины. Госпиталь финансируется из средств федерального бюджета, однако в период с 20.01.2008г. по 01.06.2008г. денежные средства на счет, по которому производится оплата государственной пошлины, не поступали, и заявитель не имел возможности произвести оплату пошлины до поступления денежных средств. Пропуск срока на подачу заявления в суд связан с трудным финансовым положением и недостаточным финансированием Военного госпиталя, а также отсутствием денежных средств для оплаты госпошлины.

Рассмотрев ходатайство заявителя и приложенные к нему документы, а именно: копии лицевого счета получателя средств федерального бюджета за период с марта по июнь 2008 года, справку начальника финансово-экономического отделения войсковой части (л.д. 27 - 28, 33, 34 - 38), суд находит причины пропуска срока для подачи заявления в суд уважительными ввиду отсутствия бюджетного финансирования, и восстанавливает заявителю срок на обжалование.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 НК РФ.

Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 167-ФЗ предусмотрена возможность возврата (зачета) излишне уплаченных работодателем страховых взносов по итогам отчетного (расчетного) периода. Порядок такого возврата (зачета) и орган, правомочный принимать решение о возврате (зачете) страховых взносов, данным законом не установлены.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 25 Закона № 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Статьей 2 и приложением 11.1 Федерального закона от 15.08.1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции закона от 23.12.2004г. № 174-ФЗ), Федеральная налоговая служба назначена главным распорядителем - администратором поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе штрафов по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии - коды бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 3000 160 и 182 1 02 02010 06 3000 160.

В соответствии с приложением № 8 к «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007г. №74н, Федеральная налоговая служба является администратором доходов бюджетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.

Статьей 2 Закона № 115-ФЗ определено, что администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации - это федеральные органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, за которыми закреплены основные источники доходов федерального бюджета.

Приказом Минфина России от 16.12.2004г. № 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 17 которого предусмотрено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет, в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

В соответствии с приведенными выше нормами налогового и бюджетного законодательства, суд приходит к выводу о том, что налоговые органы, как администратор поступлений страховых взносов, подлежащих перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации, уполномочены принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов.

Как следует из отзыва государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Печенгском районе Мурманской области, задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам у федерального государственного медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» не имеется (л.д. 46).

Таким образом, учитывая, что задолженность по данному виду платежей у заявителя отсутствует, суд приходит к выводу о том, что Инспекция правомочна произвести возврат излишне перечисленных штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 156 728,22 руб.

Следовательно, отказ Инспекции произвести возврат ошибочно перечисленных штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является неправомерным, в связи с чем, решение налогового органа от 23.01.2008г. № 543 следует признать недействительным.

С учетом изложенного, требования заявителя об обязании налогового органа произвести возврат 1 156 728,22 руб. для исполнения федеральным государственным медицинским учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» обязанности по уплате штрафной санкции на КБК 182 1 02 01010 01 3000 110 - «штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет» по исполнительному листу № 098806 от 17.07.2007г. на основании решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2007г. по делу № А42-8141/2006, также подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2 000 руб. за рассмотрение дела об оспаривании ненормативного акта налогового органа, подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика также подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 17 283,64 руб., которую суд, по ходатайству ответчика, учитывая бюджетное финансирование налогового органа, полагает возможность уменьшить до 500 руб.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 200, 201, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л :

Требования федерального государственного медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, решение Инспекции ФНС по Печенгскому району Мурманской области от 23.01.2008г. № 543 об отказе в возврате излишне уплаченных штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 173 509,23 руб. и в сумме 983 218,99 руб., а всего 1 156 728,22 руб., обязав налоговый орган произвести возврат 1 156 728, 22 руб. для исполнения федеральным государственным медицинским учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» обязанности по уплате штрафной санкции на КБК 182 1 02 01010 01 3000 110 - «штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет» по исполнительному листу № 098806 от 17.07.2007г. на основании решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2007г. по делу № А42-8141/2006.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области, юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 510901001, в пользу федерального государственного медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Военный госпиталь - войсковая часть 28546» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. за рассмотрение дела судом первой инстанции.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Печенгскому району Мурманской области, юридический адрес: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 510901001, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб.

Решение в части признания ненормативного акта налогового органа недействительным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья О.А. Евтушенко