ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3079/12 от 21.01.2013 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

  ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Мурманск Дело № А42-3079/2012

28.01.2013

Резолютивная часть решения вынесена 21.01.2013

Решение в полном объеме изготовлено 28.01.2013

Судья Арбитражного суда Мурманской области Востряков К.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Догужаевым М.В.,

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Чигар» (ОГРН 1055100050940; Мурманская обл., Кольский р-н, Лопарская ж/д станция, 1, 6)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (ОГРН 1105190003049; г. Мурманск, ул. Пушкинская, 12),

Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 108774682994, 109012 Москва, Никольский пер., д. 9)

о признании права на получение в аренду земельного участка, об обязании предоставить земельный участок

при участии в заседании представителей:

истца – председателя Матрехиной С.Л. (паспорт), Артемьева А.Н. по доверенности от 01.03.2012

ответчика – Брусницына С.Н. по доверенности от 14.02.2012 № 37

соответчика – не явился

установил:

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа саами «Чигар» (далее – истец, Община «Чигар») обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, с учетом уточнений, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - ответчик, Территориальное управление) о признании права на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв.м., для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционно образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного народа Мурманской области саами, для выпаса и содержании оленей.

Истец также просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области предоставить Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа саами «Чигар» земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв.м., для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционно образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного народа Мурманской области саами, для выпаса и содержании оленей в аренду, сроком на 49 лет.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – соответчик, Федеральное агентство).

В обоснование своих требований Община «Чигар», ссылаясь на часть 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 82, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 19 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», указала, что Территориальное управление необоснованно отказало в предоставлении спорного земельного участка.

Ссылаясь на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и полагая, что отказ в предоставлении земельного участка незаконен, Община «Чигар» обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании представители истца поддержали уточненные требования, указав основания, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик с иском не согласился. В отзыве и дополнении к отзыву указал, что доводы истца противоречат фактическим обстоятельствам и требованиям законодательства.

Кроме того, в полномочия ответчика не входит предоставление земельных участков площадью свыше одного гектара.

Соответчик отзыв на иск не представил, своего представителя в судебное заседание не направил.

С учетом мнения представителей сторон, обстоятельств дела, в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие представителя соответчика, извещенного надлежащим образом.

Судом установлено, что 20.08.2010 истцом было подано требование в Территориальное управление о выборе земельного участка с предварительным согласование места размещения просчетно-убойного кораля с хозяйственным постройками в границах земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234.

Руководитель Территориального управления в своем ответе от 03.09.2010 в удовлетворении требования отказал. В ответе указал, что статей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) осуществление выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не предусмотрено.

11.07.2011 Община «Чигар» вновь обратилась с заявлением к ответчику о выделении земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 для оленеводческого хозяйства в аренду сроком на 49 лет.

22.07.2011 в удовлетворении заявления было оказано в направлении указанного заявления в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карта территории в связи с тем, что до 01.01.2016 Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенных в границах населенных пунктов либо в пределах 5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек. Одновременно было сообщено о рассмотрении вопроса о передаче земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 в государственную собственность Мурманской области.

20.12.2011 истец обратился Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234/1 (51:01:2701006:0025) для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного населения народа Мурманской области саами, для выпаса и содержания оленей в аренду сроком на 49 лет.

Письмом от 01.03.2012, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 № 234, Общине «Чигар» было отказано в направлении указанного заявления в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карта соответствующей территории, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса, а также в дальнейшем предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.

При этом в письме указано, что часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234/1 (51:01:2701006:0025) расположена в пределах 5 километров от границ населенного пункта Мокрая Кица и не предоставлена гражданам или юридическим лицам.

Также сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 признан пригодным для жилищного и иного строительства.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 51-АВ 078506 от 08.09.2008 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234. Объектом права является земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 4222800 кв.м., адрес объекта: ориентир: участок с.х.н. Мокрая Кица – в границах участка, почтовый адрес ориентира: Мурманская область, Кольский район.

В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234от 25.09.2009 № 5101/201/09-1616 в особых отметках указано о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок состоит из частей, одна из которых имеет номер 51:01:2701006:0025, площадью 1896357 кв.м.

Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 от 12.10.2011 № 51/301/11-32405.

Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 07.09.2011 ответчику поручено провести проверку земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях обеспечения жилищного и иного строительства.

Актом от 21.10.2011, составленном сотрудниками Территориального управления установлено, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234, площадью 4222800 кв.м. не застроен, свободен от прав третьих лиц, в соответствии с видом разрешенного использования не используется. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Участок пригоден для жилищного и иного строительства.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 2 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а статьей 4 АПК РФ предусматривает право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Из смысла названных правовых норм следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет цель восстановления нарушенного права. При этом, лицо, обратившееся за защитой права или интереса должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.

Возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права в таких случаях вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

Избираемый способ защиты (статья 12 ГК РФ) должен соответствовать характеру нарушения права и в случае удовлетворения требований истца - привести к восстановлению нарушенного или оспариваемого права.

В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В настоящем иске Община «Чигар» заявила о признании права на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв.м. и обязании Территориальное управление предоставить Общине «Чигар» указанный земельный участок.

Истец полагает, что его право на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв.м. установлено частью 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьями 82, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 82 Земельного кодекса предусмотрено, что условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса.

В статье 34 Земельного кодекса установлен порядок обращения заинтересованных лиц и действий органов государственной власти и местного самоуправления, после получения заявления о предоставлении земельного участка.

В названных Общиной «Чигар» нормах законов нет указаний на правомочия истца по владению и пользованию земельным участком с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв.м.

Других оснований для признания за Общиной «Чигар» права на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв. истцом не указано и судом не установлено.

Ссылки истца на приобретение им в марте 2006 года стационарного кораля с домиком оленеводов от ГУП ОПХ «Восход» РАСХН, судом не принимаются, поскольку истцом не представлено доказательств о том, что данный объект является недвижимостью и на него истцом зарегистрировано право собственности. Кроме того, истцом не представлено доказательств, что указанный объект находится на спорном земельном участке.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

С учетом изложенного суд считает, что требование Общины «Чигар» о признании за ней права на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв.м. удовлетворению не подлежит.

Суд также полагает необоснованными требования в части обязания Территориального управления предоставить Общине «Чигар» указанный земельный участок.

Согласно статье 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом

Пунктами 4,5 статьи 34 Земельного кодекса определено, что орган местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Таким образом, решению о предоставлении земельного участка в любом случае предшествует процедура постановки его на кадастровый учет.

В данном случае кадастровые работы в отношении истребуемого земельного участка не проведены, кадастровый паспорт испрашиваемого Общиной «Чигар» земельного участка не получен, что исключает возможность принятия решения о его предоставлении.

Суд также считает необходимым отметить, что в силу статьи 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Российская Федерация, как собственник спорного земельного участка, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Уполномоченным органом по распоряжению федеральными земельными участками согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство.

Приказом Федерального агентства от 29.09.2009 № 278 (в редакции приказа от 31.01.2012 № 16) утверждено Положение о Территориальном управлении. Согласно пунктам 4.6.1, 4.8. Положения о Территориальном управлении, по поручению Федерального агентства оно предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар в аренду.

В данном случае, Территориальное управление, отказало не в предоставлении, а в направлении заявления Общины «Чигар» в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карта соответствующей территории. При этом сослалось на Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 № 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности".

Пунктом 2 указанного Постановления Правительство Российской Федерации установило для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. При этом указанные участки должны быть расположены в границах населенных пунктов либо в пределах 5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.

Из представленной ответчиком карты (том 1 л.д. 95,96) следует, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 расположен в пределах 5 километров от границ населенного пункта Мокрая Кица. Таким образом, на указанный земельный участок распространяется запрет на согласование сделок.

Ссылки истца на отсутствие полномочий Правительства Российской Федерации на издание указанного постановления и противоречие его Конституции Российской Федерации судом не принимаются.

Указанное постановление не отменено и не признано в установленном порядке незаконным.

Кроме того, в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью. Аналогичные полномочия закреплены также в абзаце 6 части 1 статьи 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Частью 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации , а также статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов издает постановления и обеспечивает их исполнение.

Ссылки Общины «Чигар» на Закон Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01 ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области», судом также не принимаются, поскольку указанный закон определяет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Мурманской области и не распространяется на распоряжение федеральным имуществом.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении иска территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Чигар» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Судья К.А.Востряков