ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-311/08 от 25.04.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20 город Мурманск, 183950

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-311/2008   «25» апреля 2008 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Белявская Екатерина Борисовна

(при ведении протокола судебного заседания судьёй),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северная Стивидорная Компания»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску

о признании недействительными решения № 15909 от 03.12.2007г. и требования № 6748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2007г.

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Векшиной Е.В., дов. б/н от 27.02.2008г.

от ответчика - не явился, извещён

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 07 апреля 2008 года

Мотивированное решение изготовлено в полном объёме 25 апреля 2007 года

установил:

  Общество с ограниченной ответственностью «Северная Стивидорная Компания» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными решения налогового органа № 15909 от 03.12.2007г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и вынесенного на его основании требования № 6748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2007г.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что оно подтвердило в установленном порядке право на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку представило в налоговый орган полный комплект оформленных надлежащим образом документов.

Налоговый орган, оценив представленные Обществом доказательства, сделал неправомерный вывод об отсутствии права на применение льготы по подпункту 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ в связи с тем, что на момент определения налоговой базы по НДС заказчики не полностью оплатили оказанные Обществом услуги, то есть в связи с отсутствием на момент отгрузки (завершения этапа работ) платёжных документов (выписок банка).

В составе документов, подтверждающих право на освобождение от налогообложения, Общество представило удостоверение, которое подтверждает принадлежность выплаченных заказчиком денежных средств к гуманитарной или технической помощи (содействию) и, как следствие, свидетельствует о заключении контракта с надлежащей стороной, а, значит, служит доказательством реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи и о правомерном использовании налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Представленные Обществом документы (договоры, удостоверения, акты выполненных работ, доказательства оплаты) свидетельствуют о наличии у него права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В подтверждение права на применение льготы заявитель сослался на статью 9 Рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21.05.2003г., ратифицированного Федеральным законом от 23.12.2003г. № 187-ФЗ, и на статью 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского Флота России, учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ от 09.06.2004г., ратифицированного Федеральным законом от 18.07.2005г. № 91-ФЗ, предусматривающими освобождение оказываемого в рамках указанных Соглашений содействия от налогов, таможенных пошлин и иных сборов. Реализация юридическим и физическим лицам, участвующим в осуществлении Проектов сотрудничества на территории Российской Федерации, товаров, работ, услуг в рамках осуществления Проектов сотрудничества в соответствии с настоящими Соглашениями, освобождается от налогообложения.

Также заявитель сослался на положения статьи 7 НК РФ, предусматривающей приоритетное действие норм международных договоров над нормами нормативных правовых актов Российской Федерации о налогах и (или) сборах (том 1 л.д. 2-6).

Инспекция представила письменный отзыв на заявление, в котором просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, аналогичным изложенным на страницах 6-9, 13-15 оспариваемого решения.

Инспекция считает, что применение заявителем подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ является неправомерным ввиду того, что на момент определения налоговой базы по НДС заказчики не полностью оплатили оказанные Обществом услуги, что не даёт ему возможности для использования льготы в полном объёме в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а именно в связи с отсутствием выписок банка, подтверждающих поступление оплаты в том налоговом периоде, когда услуги были оказаны.

Поскольку на момент определения налогооблагаемой базы Общество не представило документы, подтверждающие оплату выполненных работ, Инспекция операции по реализации работ, выполненных в рамках оказания безвозмездной технической помощи (содействия), признала объектом налогообложения НДС, и включило полученные в качестве безвозмездной технической помощи денежные средства в налогооблагаемую базу.

По мнению Инспекции, Рамочное Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации от 21.05.2003г. не устанавливает механизм реализации права на налоговые льготы, установленные указанным Соглашением, а также не регламентирует процедуру подтверждения налогоплательщиками права на льготу и порядок её предоставления. В силу положений пункта 2 статьи 1, подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ именно Налоговый кодекс Российской Федерации определяет общие принципы установления налогов, права и обязанности налогоплательщиков, порядок и основания использования налоговых льгот.

Установленные подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ правила не противоречат положениям Рамочного Соглашения, поскольку не лишают юридических лиц установленной Соглашением льготы, а лишь определяют механизм реализации права на льготу по НДС, подтверждения и получения указанной льготы, в связи с чем положения статьи 7 НК РФ применению не подлежат, а положения статьи 9 Рамочного Соглашения не изменяют и не отменяют установленного подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ порядка получения налогоплательщиками льготы по НДС (том 2 л.д. 24-29).

В судебном заседании представитель Общества на удовлетворении заявленных требований настаивала по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик своего представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещён (уведомление о вручении почтового отправления от 26.03.2008г.).

С учётом мнения представителя заявителя, обстоятельств дела, в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

По делу установлено, что ООО «Северная Стивидорная Компания» зарегистрировано в качестве юридического лица, 12.04.2004г. включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1045011200420 (том 1 л.д. 136).

29.11.2007г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, о чём выдано свидетельство серии 51 № 001523271 (том 1 л.д. 141).

В период с 06.04.2007г. по 15.05.2007г. и с 19.09.2007г. по 10.10.2007г. Инспекцией на основании решения и.о. начальника налогового органа была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты (перечисления) в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.

В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде Общество осуществляло операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии:

- с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ (код 1010268) - работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка;

- с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ (код 1010253) - реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

В результате неправомерного применения льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в части оказания услуг по буксировке плавучего дока ПД-42 «Паллада» и «АПЛ проекта 671РТМ зав. № 655» в рамках оказания безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации на сумму 9 813 560 руб. Инспекцией установлено занижение Обществом НДС на сумму 1 766 441 руб.

Так, в ходе проверки Инспекцией установлено, что в 2006 года Общество являлось участником выполнения работ в рамках осуществления безвозмездной технической помощи на основании следующих договоров:

- договор морской буксировки № ФБ-1-38/06 от 31.05.2006г. (с дополнительным соглашением № 1 от 23.08.2006г.) с получателем технической помощи (содействия) - ФГУП «МП Звёздочка», ИНН 2902008234 (город Северодвинск) (том 1 л.д. 81-87);

- договор морской буксировки № ФБ-1-42/06 06.07.2006г. с получателем технической помощи (содействия) - ФГУП «СРЗ «Нерпа», ИНН 5112000079 (город Снежногорск) (том 1 л.д. 88-93);

- договор морской буксировки № ФБ-1-45/06 от 17.07.2006г. с получателем технической помощи (содействия) - ФГУП «СРЗ «Нерпа», ИНН 5112000079 (город Снежногорск) (том 1 л.д. 94-99).

Указанные договоры были заключены получателями технической помощи (ФГУП «МП Звёздочка» и ФГУП «СРЗ «Нерпа») с целью исполнения условий:

- Контракта № НЕРПА 21 от 02.03.2006г. (с дополнительными соглашениями № 1 от 19.07.2006г., № 2 от 10.08.2006г., № 5 от 16.05.2007г.), заключенного ФГУП «СРЗ «Нерпа» с компанией Энергиверке Норд Гмбх (Германия), являющегося донором технической помощи (содействия) в рамках осуществления Программы улучшения ядерно-экологического состояния в Российской Федерации (том 2 л.д. 36-58);

- Исполнительной договорённости от 30.03.2005г., заключенной с Министерством Иностранных дел и международной торговли Канады, являющимся донором технической помощи (содействия) в рамках осуществления Программы «Сотрудничество в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского Флота, учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ».

В рамках указанных выше договоров Общество оказало получателям безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации услуги по буксировке, в связи с чем выставило в адрес заказчиков следующие счета-фактуры на общую сумму 11 338 519 руб. 80 коп. (без НДС), в том числе:

- в адрес ФГУП «МП Звёздочка» № 00000227 от 10.06.2006г. на сумму 268 887 руб. 60 коп., № 00000228 от 22.06.2006г. на сумму 2 074 507 руб. 20 коп., № 00000334 от 22.08.2006г. на сумму 415 125 руб. (том 1 л.д. 100, 102, 109);

- в адрес ФГУП «СРЗ «Нерпа» № 00000265 от 10.07.2006г. на сумму 4 720 000 руб., № 00000271 от 24.07.2006г. на сумму 3 860 000 руб. (том 1 л.д. 104, 107).

По мере оказания услуг их стоимость включалась Обществом в состав льготируемых оборотов, в том числе:

- в июне 2006 года в сумме 2 343 385 руб.;

- в июле 2006 года в сумме 8 580 000 руб.;

- в августе 2006 года в сумме 415 125 руб.

Оплата за оказанные услуги поступила на расчётный счёт Общества и была произведена следующими платёжными поручениями:

- от ФГУП «МП Звёздочка» № 186 от 07.06.2006г. на сумму 1 146 960 руб., № 390 от 30.06.2006г. на сумму 378 000 руб., № 431 от 06.07.2006г. на сумму 818 434 руб. 80 коп., № 146 от 21.09.2006г. на сумму 415 125 руб. (том 1 л.д. 113, 115,117, 123);

- от ФГУП «СРЗ «Нерпа» № 090 от 01.08.2006г. на сумму 2 000 000 руб., № 276 от 15.08.2006г. на сумму 1 000 000 руб., № 516 от 29.11.2006г. на сумму 500 000 руб., № 551 от 30.11.2006г. на сумму 1 500 000 руб., № 978 от 22.12.2006г. на сумму 2 000 000 руб. (том 1 л.д. 119, 121, 125, 127, 129).

Между тем, Инспекция посчитала неправомерным применение льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ на сумму 9 813 560 руб. в связи с тем, что на момент определения налоговой базы НДС оплата поступила только на сумму 1 524 960 руб.

По мнению Инспекции, налогоплательщик не имеет право на льготу в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а именно выписок банка, подтверждающих поступление оплаты в том налоговом периоде, когда были оказаны услуги.

По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт № 319 от 26.10.2007г. (том 1 л.д. 32-48).

На акт проверки Общество 13.11.2007г. представило возражения (том 1 л.д. 49-51).

Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки и представленные Обществом возражения, 03.12.2007г. начальник Инспекции вынес решение № 15909 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществом привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания налоговой санкции в размере 353 288 руб. Одновременно указанным решение Обществу доначислен НДС в сумме 1 766 441 руб. и начислены пени в сумме 269 605 руб. (том 1 л.д. 52-71).

В решении Инспекция указала, что Общество неправомерно заявило льготу в части оказания услуг в рамках безвозмездной технической помощи (содействия) Российской Федерации на сумму 9 813 560 руб., в том числе за июнь 2006 года на сумму 818 435 руб., за июль 2006 года на сумму 8 580 000 руб., за август 2006 года в сумме 415 215 руб. в связи с отсутствием полного пакета документов, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ (выписок банка).

При этом в указанном решении налоговый орган указал, что поскольку налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 2 статьи 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения данных операций от налогообложения НДС и, следовательно, не вправе предъявить соответствующую сумму налога покупателю товаров (работ, услуг), сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счёт собственных средств налогоплательщика.

В случае последующего представления в налоговый орган необходимого пакета документов, суммы налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет на момент определения налоговой базы по указанным выше операциям, вычету (возмещению) из бюджета не подлежат.

На основании решения Инспекции вынесла требование № 6748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2007г., в соответствии с которым Обществу было предложено уплатить суммы доначисленного налога, пеней и налоговой санкции в срок до 13.01.2008г. (том 1 л.д. 73).

Не согласившись с решением № 15909 от 03.12.2007г. и требованием № 6748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2007г., Общество оспорило их в судебном порядке, указав, что имеет право на льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Выслушав пояснения представителя Общества, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суть спора по настоящему делу сводится к тому, что налоговый орган считает неправомерным применение заявителем подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввиду того, что на момент определения налоговой базы у заявителя отсутствовал полный пакет документов, необходимых для получения освобождения от налогообложения НДС, а именно в связи с отсутствием выписок банка, подтверждающих фактическое поступление денежных средств в том налоговом периоде, когда услуги были оказаны. Согласно выпискам банка (КБ ООО «Транснациональный банк» город Москва), оплата работ, выполненных в июне-августе 2006 года, фактически была произведена в июне-сентябре, ноябре, декабре 2006 года по окончании налоговых периодов, в которых услуги были оказаны (за исключением услуг, оказанных и оплаченных в июне 2006 года на сумму 1 542 960 руб.).

По мнению налогового органа, в данном случае деятельность налогоплательщика, осуществляемая в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению НДС.

Между тем, суд находит данный вывод налогового органа необоснованным.

21.05.2003г. между Правительством Российской Федерации и правительствами ряда европейским стран, в том числе Правительством Федеративной республики Германия, а также Правительством США и Европейским сообществом было заключено Рамочное Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (далее - Рамочное Соглашение от 21.05.2003г.).

Данное соглашение определяет рамки содействия сотрудничеству в сфере безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами в Российской Федерации.

Рамочное Соглашение от 21.05.2003г. было ратифицировано Российской Федерацией 23.12.2003г. Федеральным законом № 187-ФЗ.

Статьёй 9 Рамочного Соглашения от 21.05.2003г. предусмотрено, что Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению.

Физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.

Налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.

09.10.2003г. во исполнение Рамочного Соглашения от 21.05.2003г. между Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Федеральным министерством экономики и труда Федеративной республики Германия было заключено Соглашение об оказании содействия в ликвидации сокращаемого Российской Федерацией ядерного оружия путём утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота России, в рамках реализации договоренностей о глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

В соответствии со статьёй 1 вышеназванного Соглашения с целью содействия Российской Федерации в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского флота России, Стороны реализуют комплексный проект безопасного обращения с реакторными отсеками утилизированных атомных подводных лодок и надводных судов атомного технологического обслуживания в Северном регионе Российской Федерации, включая следующие направления работ: создание берегового пункта длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда, включая соответствующую инфраструктуру; совершенствование материально-технической базы и оснащенности российских предприятий с целью ускорения темпов утилизации атомных подводных лодок; создание условий для безопасного обращения с отходами, образующимися в процессе утилизации атомных подводных лодок в Северном регионе Российской Федерации; приведение окружающей среды в губе Сайда в экологически безопасное состояние.

09.06.2004г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады было заключено Соглашение о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-морского Флота России, учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ, ратифицированное Федеральным законом от 18.07.2005г. № 91-ФЗ (далее - Соглашение от 09.06.2004г.).

Статьёй 9 Соглашения от 09.06.2004г. предусмотрено, что Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные или региональные налоги или подобные сборы не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению.

Реализация юридическим и физическим лицам, участвующим в осуществлении Проектов сотрудничества на территории Российской Федерации, товаров, работ, услуг в рамках осуществления Проектов сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением, освобождается от налогообложения.

Налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения Проекта сотрудничества, а также для отказа от начала Проекта сотрудничества.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при предоставлении в налоговые органы следующих документов:

- контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

- удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счёт налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» налоговые и таможенные льготы для всех участников программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999г. № 1046 утвержден Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за её целевым использованием.

Таким образом, из содержания и смысла приведённых норм следует, что удостоверение подтверждает принадлежность средств к гуманитарной или технической помощи (содействию) и, как следствие, свидетельствует о заключении контракта с надлежащей стороной, а, значит, служит доказательством реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной технической помощи и о правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В подтверждение принадлежности полученных денежных средств как безвозмездной технической помощи Общество представило в налоговый орган удостоверение № 4147 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью: «Настоящим удостоверяется, что денежные средства на утилизацию трёх многоцелевых атомных подводных лодок класса «Виктор» зав. №№ 641, 652, 605, выгрузку ОЯТ АПЛ класса «Виктор» зав. № 636, 652 транспортировку четырёх АПЛ класса «Виктор» зав. №№ 649, 655, 602, 606 на сумму 30 214 917 канадск. долл. являются технической помощью (содействием)» (том 1 л.д. 75).

В подтверждение принадлежности полученных в рамках Контракта № НЕРПА 21 от 02.03.2006г. денежных средств как безвозмездной технической помощи Общество представило в налоговый орган удостоверение № 4614 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью: «Настоящим удостоверяется, что денежные средства для выполнения работ по первой транспортировке одноотсечных блоков реакторных отсеков на ПД-42 по маршруту ФГУП «СРЗ «Нерпа» - ПДХ РО «Сайда» на сумму 363 339 евро являются технической помощью (содействием)» (том 1 л.д. 79).

В рамках Контракта № НЕРПА 21 от 02.03.2006г. и Исполнительной договорённости от 30.03.2005г. ФГУП «МП Звёздочка» заключило с Обществом договор морской буксировки № ФБ-1-38/06 от 31.05.2006г. (с дополнительным соглашением № 1 от 23.08.2006г.), а ФГУП «СРЗ «Нерпа» заключило с Обществом договоры морской буксировки № ФБ-1-42/06 06.07.2006г. и № ФБ-1-45/06 от 17.07.2006г.

Данный факт налоговым органом не оспаривается, так же как и факт того, что полученные Обществом денежные средства за услуги, выполненные в рамках названных договоров, являются безвозмездной технической помощью.

При этом из пункта 5.2 договора № ФБ-1-38/06 от 31.05.2006г. следует, что настоящий договор финансируется по линии оказания безвозмездной технической помощи и не облагается НДС на основании закона № 95-ФЗ (ст.149 п.2 п.п.19 НК РФ).

Пунктом 1.5 договора № ФБ-1-42/06 06.07.2006г. и договора № ФБ-1-45/06 от 17.07.2006г. предусмотрено, что Заказчик предоставляет Исполнителю документы, подтверждающие освобождение от НДС.

Платёжные поручения № 186 от 07.06.2006г., № 390 от 30.06.2006г., № 431 от 06.07.2006г., № 146 от 21.09.2006г., № 090 от 01.08.2006г., № 276 от 15.08.2006г., № 516 от 29.11.2006г., № 551 от 30.11.2006г., № 978 от 22.12.2006г. подтверждают, что заявитель получил от ФГУП «МП Звёздочка» и от ФГУП «СРЗ «Нерпа» денежные средства за буксировку плавучего дока ПД-42 «Паллада» и АПЛ зав. № 655, НДС не облагается (том 1 л.д. 113, 115,117, 119, 121, 123, 125, 127, 129).

В материалы дела также представлены акты выполненных работ, в которых НДС не указан (том 1 л.д. 101, 103, 105, 108, 111), и счета-фактуры, в которых налоговая ставка указана «без НДС» (том 1 л.д. 100, 102, 104, 107, 109). .

Таким образом, представленные заявителем письменные доказательства свидетельствуют о том, что выполненные Обществом услуги по буксировке непосредственно связаны с технической помощью, оказанной в рамках Рамочного Соглашения от 21.05.2003г. и Соглашения от 09.06.2004г.

При таких обстоятельствах суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о наличии договорных отношений Общества с ФГУП «МП Звёздочка» и ФГУП «СРЗ «Нерпа» - организациями-получателями технической помощи по удостоверениям № 4147 и № 4614, выданным в установленном порядке, которые подтверждают принадлежность денежных средств к технической помощи (содействию).

Учитывая закреплённый в статье 15 Конституции Российской Федерации, в статье 7 НК РФ принцип приоритетного действия норм международных договоров Российской Федерации, касающихся налогообложения, над положениями Налогового кодекса Российской Федерации и нормативно-правовых актов о налогах и сборах, суд приходит к выводу о невозможности отнесения спорных хозяйственных операций к объектам налогообложения НДС.

Таким образом, суд считает неправомерным вывод налогового органа о занижении Обществом налогооблагаемой базы по НДС на 9 813 560 руб. и, как следствие, доначисление налога в сумме 1 766 441 руб.

В связи с тем, что судом признано необоснованным доначисление НДС в сумме 1 766 441 руб., привлечение Общества по указанным выше основаниям к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и начисление соответствующих сумм пеней, также является неправомерным.

При таких обстоятельствах решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску № 15909 от 03.12.2007г. является недействительным.

Согласно статьям 45, 69 НК РФ основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, наличие недоимки по данному налогу. Учитывая, что требование № 6748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2007г. выставлено налоговым органом на основании решения № 15909 от 03.12.2007г. данное требование также является недействительным.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии со статьёй 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым обязать налоговый орган восстановить нарушенные права заявителя как налогоплательщика.

В силу статей 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю должны быть возмещены судебные расходы по оплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением настоящего дела и вызванные принятием налоговым органом ненормативного правового акта, признанного судом недействительным.

В связи с тем, что Федеральным законом от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, а также учитывая разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 2 Информационного письма от 13.03.2007г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в пользу ООО «Северная Стивидорная Компания» подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 4 000 руб., уплаченной за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Северная Стивидорная Компания» удовлетворить.

Признать недействительными, как не соответствующими положениям Налогового кодекса Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску № 15909 от 03.12.2007г. и требование № 6748 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.12.2007г.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Северная Стивидорная Компания».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, юридический адрес: город Мурманск, ул. Комсомольская, дом 4, ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360, КПП 519001001, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Северная Стивидорная Компания» (ИНН 5072001605) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 (четыре тысячи) рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Решение суда в части признания ненормативных правовых актов налогового органа недействительными подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Е.Б. Белявская