ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3166/2011 от 11.07.2011 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20, тел. 44-49-16

E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-3166/2011

18 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2011 года.

Полный текст решение изготовлен 18 июля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Ловозерский горно-обогатительный комбинат»

к Беломорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об отмене постановления № 126-КТГ от 21.04.2011,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 28.06.2011 № 14-1757; ФИО2, доверенность от 28.09.2009 № 01-2377;

административного органа – ФИО3, доверенность от 26.01.2011 № 08,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» (далее – ООО «Ловозерский ГОК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление, административный орган) от 21.04.2011 № 126-КТГ (далее – оспариваемое постановление), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

В обоснование требования заявитель указал следующее:

- Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденные постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 28.01.2002 № 6 (далее – ПБ 03-438-02), не предусматривают обязательное наличие на предприятии проекта эксплуатации хвостохранилища;

- в связи с уменьшением прогнозируемого уровня заполнения хвостохранилища, срок действия проекта эксплуатации хвостохранилища продлен организацией-разработчиком на 2 года.

Управление представило письменный отзыв, в котором с заявленным требованием не согласилось, указав на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представитель Общества на требовании настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа возражал против его удовлетворения, поддержав доводы, приведенные в отзыве.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет эксплуатацию гидротехнического сооружения – хвостохранилища «Карнасурт-2», предназначенного для складирования отходов производства.

В результате проведения с 04 по 06 апреля 2011 года плановой выездной проверки состояния безопасности гидротехнического сооружения, хода подготовки и степени готовности гидротехнического сооружения хвостохранилища Общества к безаварийному пропуску весеннего паводка 2011 года Управлением в деятельности Общества выявлено нарушение пунктов 3.4 (подпункта 3.4.1) и 9.1 ПБ 03-438-02, выразившееся в отсутствии действующего проекта эксплуатации хвостохранилища «Карнасурт-2».

По данному факту государственным инспектором отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками и гидротехническими сооружениями Управления в отношении Общества в присутствии его законного представителя 06.04.2011 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 КоАП РФ.

21.04.2011 начальником отдела котлонадзора, надзора за теплотехническими установками и гидротехническими сооружениями Управления в присутствии главного инженера Общества, действовавшего на основании доверенности от 20.04.2011 № 01-1162, вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО «Ловозерский ГОК» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с привлечением к ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы административного производства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 9.2. КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с определениями, данными в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ):

- гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

- эксплуатирующая организация – государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

- собственник гидротехнического сооружения – Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Статьей 9 Закона № 117-ФЗ на собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующие организации возложены, среди прочего, обязанности по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, а также финансированию мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В силу статьи 19 Закона № 117-ФЗ к нарушениям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений относится нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации.

Согласно пункту 1.1 ПБ 03-438-02 содержащиеся в нем правила безопасности распространяются на гидротехнические сооружения (далее - ГТС) хранилищ жидких отходов промышленности (хвостохранилища, шламохранилища, шламонакопители, гидроотвалы, накопители промышленных стоков, водохранилища) организаций, производств и объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России, независимо от их организационно-правовых форм собственности.

Требования, закрепленные в ПБ 03-438-02, обязательны для исполнения собственником ГТС и эксплуатирующей организацией при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации ГТС (пункт 1.3).

Согласно подпункту 3.4.1.9 раздела III«Документация, необходимая для эксплуатации накопителей» ПБ 03-438-02 для обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и оборудования в составе проектной и строительной документации необходим проект эксплуатации ГТС для намывных накопителей, а для наливных – при соответствующем обосновании в проекте на строительстве ГТС.

Требования к составу проекта эксплуатации накопителя предусмотрены в Приложении 7 ПБ 03-438-02.

В соответствии с пунктом 288 Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 04.06.2003 № 47, строительство, эксплуатация, консервация и рекультивация ГТС всех классов, технологически связанные с процессом добычи и переработки полезных ископаемых, должны осуществляться в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, разработанной специализированными организациями.

Как следует из материалов дела, режим эксплуатации хвостохранилища «Карнасурт-2» определен проектом эксплуатации 123-06-ГР-15.ПЗ-Ч, разработанным в 2007 году обществом с ограниченной ответственностью научно-исследовательский и проектно-экспертный центр «Промгидротехника» (далее – проект эксплуатации).

В аннотации проекта эксплуатации указано, что им определен комплекс и режим работ по эксплуатации хвостохранилища «Карнасурт-2» на период 2007-2010 года, при этом хвостохранилище рассчитано на объем 8,3 млн. м? при отметке дамбы 357,50 м.

В силу пункта 1 приложения 7 «Состав проекта эксплуатации накопителя» ПБ 03-438-02 проект эксплуатации накопителя определяет состав сооружений и оборудования, порядок и режим их работы, обеспечивающие бесперебойное и безопасное гидротранспортирование и складирование грунтов (отходов), оборотное водоснабжение предприятия, с учетом фактического состояния существующих сооружений и планируемых на период действия разрабатываемого проекта производительности и режима работы предприятия.

Как пояснили в судебном заседании представители Общества, в связи с уменьшением прогнозируемых при составлении проекта эксплуатации объемов размещения хвостов, рассчитанный объем хвостохранилища в размере 8,3 млн. м? к 2010 году достигнут не был. В связи с изложенным, Общество полагает, что срок действия проекта эксплуатации не может быть ограничен 2010 годом, а проект должен применяться до достижения предельного объема хвостохранилища. Генеральный директор Общества в протоколе № 126-КТГ от 06.04.2011 об административном правонарушении, не согласившись с вменяемым нарушением, также указал, что проект эксплуатации хвостохранилища существует и исполняется.

В подтверждение своей позиции Обществом представлено уведомление общества с ограниченной ответственностью научно-исследовательский и проектно-экспертный центр «Промгидротехника» от 08.04.2011 № 173, в соответствии с которым срок действия проекта эксплуатации продлен на 2 года.

Указанное уведомление, представленное заявителем административному органу до момента рассмотрения дела об административном правонарушении, свидетельствует о продлении организацией-разработчиком срока действия проекта эксплуатации до 2012 года, что также подтвердил в судебном заседании и представитель Управления.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, выразившееся в отсутствии у Общества действующего проекта эксплуатации хвостохранилища «Карнасурт-2».

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, в том числе и его события, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.

Кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении Управлением допущено нарушение процедуры привлечения Общества к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Из системного анализа приведенных норм следует, что в статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола об административном правонарушении, которые обусловлены не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 06.04.2011 № 126-КТГ составлен с участием законного представителя – генерального директора Общества. Однако в нарушение части 3 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе отсутствует запись, подтверждающая разъяснение законному представителю Общества прав, предусмотренных статьями 25.1, 25.2, 25.5 и 25.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума), указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Направленным факсимильной связью определением от 18.04.2011 Управление уведомило Общество о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 20.04.2011 в 14 часов. Фактически рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления № 126-КТГ состоялось 21.04.2011 в отсутствие законного представителя Общества. Доказательств, подтверждающих уведомление законного представителя Общества о совершении данного процессуального действия 21.04.2011, в материалы дела не представлено.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 24 постановления Пленума представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является. При этом наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Следовательно, присутствие главного инженера Общества при рассмотрении дела на основании доверенности общего характера, выданной генеральным директором Общества, не свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя Общества о рассмотрении дела об административном правонарушении. Иных доказательств в подтверждение надлежащего уведомления законного представителя Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении суду не представлено.

Допущенные Управлением процессуальные нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренного статьями 25.4, 28.2 КоАП РФ, являются существенными, поскольку лишили заявителя предусмотренных КоАП РФ гарантий, как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также не позволили административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Данные нарушения являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

Кроме того, назначение Обществу штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.2 КоАП РФ, не мотивировано, в связи с чем не может быть признано обоснованным.

С учетом изложенного, постановление от 21.04.2011 № 126-КТГ о привлечении ООО «Ловозерский ГОК» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 КоАП РФ, вынесенное с существенными процессуальными нарушениями и в отсутствие необходимых доказательств наличия состава административного правонарушения, подлежит признанию незаконным и отмене в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Беломорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.04.2011 № 126-КТГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, общества с ограниченной ответственностью «Ловозерский горно-обогатительный комбинат», расположенное в пгт Ревда Ловозерского района Мурманской области, ул.Комсомольская, дом 23, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Мурманской области 08.02.2005 за основным государственным регистрационным номером 1055100090143 (ИНН <***>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня принятия.

Судья Л.Е. Дмитриевская