ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3261/18 от 13.12.2018 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

ул. Академика Книповича, д. 20,  г. Мурманск, 183038, http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск                                                                                            Дело № А42-3261/2018

20 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимчук А.-С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального казенного учреждения «Службы муниципального имущества ЗАТО Александровск» (184682, улица Флотская, дом 9, город Снежногорск, Мурманская область, ИНН 5112000632, ОГРН 1115110000345)

к контрольно-счетной палате муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (184650, улица Советская, дом 8, город Полярный, Мурманская область)

третьи лица: Совет депутатов  муниципального образования закрытое административно-территориальное  образование Александровск Мурманской области (ИНН  5112032338), 184650, ОБЛАСТЬ МУРМАНСКАЯ, ГОРОД ПОЛЯРНЫЙ, УЛИЦА СОВЕТСКАЯ, 8; Управление муниципальной собственностью  ЗАТО Александровск (ИНН 5112032391), 184680, ОБЛАСТЬ МУРМАНСКАЯ, ГОРОД СНЕЖНОГОРСК, УЛИЦА ФЛОТСКАЯ, 9; Администрация муниципального образования закрытое административно-территориальное  образование Александровск Мурманской области (ИНН 5112032360), 184682, ОБЛАСТЬ МУРМАНСКАЯ, ГОРОД СНЕЖНОГОРСК, УЛИЦА ФЛОТСКАЯ, 9

о признании незаконным распоряжения № 28-р от 28.12.2017 с изменениями от 22.01.2018 и действий, выразившиеся в проведении проверки; предписания № 1 от 12.02.2018; представления № 1/3 от 16.03.2018,

при участии представителей:

от заявителя –   Лагутиной Д.А. – по доверенности от 09.08.2018;

от ответчика – Кондратенко Е.В.  – по доверенности от 01.06.2018;

от третьих лиц - не явились, извещены;

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (далее - заявитель, МКУ «СМИ») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным распоряжения № 28-р от 28.12.2017 с изменениями от 22.01.2018 и действий, выразившиеся в проведении проверки; предписания № 1 от 12.02.2018; представления № 1/3 от 16.03.2018, вынесенных и проведенных контрольно-счетной палатой муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (далее - ответчик, КСП).

В обоснование заявленных требований с учетом дополнений заявитель указал, что проверка законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом , находящимся в муниципальной собственности  ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск  не относится к финансово-бюджетной сфере, в связи  с чем  при проведении указанного контрольного мероприятия применяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В нарушение требований указанного закона, а также  Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проверка проведена с грубыми нарушениями, выразившимися в отсутствии оснований для проведения плановой проверки и в части проведения проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, нарушения порядка уведомления о проведении плановой проверки, что влечет признание недействительным результатов такой проверки и вынесенных предписания и представления. Также заявитель считает  незаконным представление №1/3, поскольку  оно содержит  предложение  о необходимости ведения реестра в полном соответствии  с установленным порядком и ведение аналитического учета, но не содержит  конкретных мер  по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению материального ущерба или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности  должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Ведение реестра  муниципального имущества обеспечено  в полном соответствии  в действующим порядком, учет имущества казны также ведется в соответствии с требованиями  законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель ответчика   в судебном заседании требования не признал,  в судебном заседании, а также в отзыве на заявление и дополнениях к нему указал, что действия по проведению проверки, оспариваемые представление  и предписание являются законными и обоснованными,  сослался на материалы проверки.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили.

Администрация  муниципального образования ЗАТО Александровск в своем отзыве требования заявителя поддержала.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело  в отсутствие представителей третьих лиц.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 раздела II Плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2018 год, утвержденного распоряжением председателя КСП от 27.12.2017 № 27-р, на основании распоряжения от 28.12.2017 № 28-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 22.01.2018 № 5-р, аудиторами контрольного органа муниципального образования ЗАТО Александровск проведена плановая проверка по теме законности и соблюдения установленного порядка управления муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск.

22.01.2018 письмом №11 КСП запросила  перечень документов в МКУ «СМИ», в том числе реестры муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2018, приложив копии документов о проведении проверки.

Письмом от 29.01.2018 №418 МКУ «СМИ»  сообщило, что подлинники документов будут предоставлены проверяющему аудитору по прибытию на объект проверки при указании конкретных (уточненных)  реквизитов документов.

12.02.2018 КСП направила  в МКУ «СМИ» предписание №1 об устранении фактов выявленных правонарушений в срок до 14.02.2018, предоставлении заверенных надлежащим образом копий реестров муниципального имущества ЗАТО Александровск, которые необходимы для достижения целей контрольного мероприятия.

Проверка проводилась в Совете депутатов ЗАТО Александровск, администрации ЗАТО Александровск, муниципальном казенном учреждении «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск», Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, в период с 09.01.2018 по 19.02.2018.  Результаты проверки оформлены актом от 19.02.2018 № 1/4.

05.03.2018 составлен и утвержден Отчет № 1 о результатах контрольного мероприятия.

На основании указанных акта и отчета 16.03.2018 вынесено представление № 1/3 об устранении нарушений, установленных проверкой законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск. 

Согласно данному представлению КСП  предлагает в течении  одного месяца со дня получения:

1.         Вести реестр муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности ЗАТО Александровск в полном соответствии с Порядком, установленным  приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424 «Об утверждении  Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

2.         Аналитический учет  объектов  в составе казны осуществлять  в соответствии  с пунктом 145 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н в объеме, позволяющим идентифицировать объект учета.

3.         Представить  в контрольно-счетную палату информацию о принятых решениях и мерах по устранению выявленных нарушений.

Посчитав, что распоряжения о проведении проверки, действия по проведению проверки, не соответствует действующему законодательству, а выданные по ее результатам предписание и представление являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, ненормативный правовой акт или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии следующих условий в совокупности: несоответствия такого действия (бездействия) или ненормативного акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том  числе государственные (муниципальные) учреждения.

В силу части 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» (далее – Закон №6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования Российской Федерации осуществляет, в том числе  полномочие по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ  при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"; направляются объектам контроля представления, предписания.

Объектом контроля являются также органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).

Согласно статье 44 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 № 31 (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Мурманской области 05.06.2009 № RU513430002009001) (далее - Устав), КСП является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. КСП подотчетна Совету депутатов. КСП обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

КСП по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления и предписания для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию ЗАТО Александровск или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление, предписание КСП подписывается председателем КСП. Органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме КСП о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. Обязательные для исполнения требования, содержащиеся в предписании, должны быть выполнены в указанный в предписании срок (статья 20 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск).

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 270 БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

КСП, являясь уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля, в рамках реализации полномочий, установленных статьей 9 Закона № 6-ФЗ и в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2018 год, утвержденного распоряжением председателя КСП в редакции от 27.12.2017 № 27-р, на основании распоряжения председателя КСП от 28.12.2017 № 28-р «О проведении проверки» (в редакции распоряжения от 22.01.2018 № 5-р), провела контрольное мероприятие по проверке законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск, в том числе имущества казны ЗАТО Александровск.

Отклоняя доводы заявителя о незаконности распоряжения и действий по проведению проверки вследствие несоблюдения КСП требований и норм, предусмотренных положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ), суд исходит из следующего.

Согласно статье 1 Закона № 294-ФЗ последний регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Таким образом, при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетными органами не проводятся проверки по оценке соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Предметом проверок контрольно-счетных органов является использование средств местного бюджета, а также соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

В соответствии со статьями 66, 67 Устава ЗАТО Александровск экономическую основу местного самоуправления ЗАТО Александровск составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, средства местного бюджета, а также имущественные права. Имущество, находящееся в муниципальной собственности является муниципальной казной. Доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами местного бюджета ЗАТО Александровск. 

Таким образом, в рассматриваемом случае, учитывая предмет контрольного мероприятия, КСП проводила проверку соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Из приведенных выше норм права следует, что осуществление внешнего муниципального финансового контроля не может отождествляться с муниципальным контролем, проведение которого урегулировано Законом № 294-ФЗ. Положения Закона № 294-ФЗ не распространяются на бюджетные правоотношения и не могут применяться при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере.

При этом суд учитывает, что нормами Закона № 6-ФЗ определены принципы организации, деятельности и основные полномочия, общие для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований. Таким образом, законодателем установлены единые правила регулирования отношений, возникающих при осуществлении государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что положения Закона № 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок контрольно-счетными органами, в данном случае КСП муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, в рамках финансового и финансово-бюджетного надзора.

С учетом изложенного, суд считает, что распоряжение, а равно и действия КСП по проведению проверки  соответствовали требованиям указанного законодательства и не нарушали прав и законных интересов заявителя, вследствие чего оснований для удовлетворения требований в данной части не имеется.

Согласно статье 66 Устава муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.05.2009 № 31, имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, средства местного бюджета, а также имущественные права, составляют экономическую основу местного самоуправления ЗАТО Александровск.

В собственности ЗАТО Александровск может находиться: имущество, предназначенное для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения;  имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Александровск федеральными законами и законами Мурманской области; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решениями Совета депутатов; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Устава.

Органы местного самоуправления от имени ЗАТО Александровск в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск устанавливается решением Совета депутатов (пункты 1, 8 статьи 67 Устава).

В соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 уполномоченный орган администрации ЗАТО Александровск по управлению и распоряжению муниципальным имуществом ЗАТО Александровск организует в порядке, установленном администрацией ЗАТО Александровск, учет имущества ЗАТО Александровск, ведет реестры.

Решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26 утверждено Положение об Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, в соответствии с которым УМС является отраслевым органом администрации муниципального образования ЗАТО Александровск. УМС действует на основании Устава муниципального образования ЗАТО Александровск и настоящего Положения.

Основными задачами Управления муниципальной собственности являются, в том числе контроль в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск.

Распоряжением Управления муниципальной собственности от 02.02.2016 №8-р утвержден Устав  МКУ «СМИ».

Согласно пункту 2.2 Устава   c изменениями, целями создания данного учреждения является организация эффективного управления и распоряжения объектами  муниципальной собственности  ЗАТО Александровск, в том числе земельными ресурсами, расположенными на территории муниципального образования ЗАТО Александровск: ведение реестра муниципального имущества.

Для достижения целей и задач, указанных в пункте 2.2 Устава учреждение  осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: осуществляет  ведение бюджетного учета имущества казны (пункт 2.4.1 Устава).

Согласно пункту 3 статьи 266.1 БК РФ объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации) (пункт 1 статьи 13 Закона №6-ФЗ).

Согласно статье 15 Закона №6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 266.1 БК РФ, пункт 4 статьи 15 Закона №6-ФЗ).

В данном случае, при проведении проверки КСП направила в адрес МКУ «СМИ» как объекту контроля запрос от 22.01.2018 №11 о предоставлении реестров муниципальной собственности по состоянию на 01.01.2018, который исполнен не был.  Письмом от 29.01.2018 №418 МКУ «СМИ»  сообщило, что подлинники документов будут предоставлены проверяющему аудитору по прибытию на объект проверки при указании конкретных (уточненных)  реквизитов документов. Фактически копии реестров муниципального имущества по состоянию на 01.01.2018 в КСП представлены не были, непосредственно при проведении проверки проверяющему было предоставлена только возможность ознакомления с данными реестрами, без возможности копирования. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что сведения об имуществе предоставляются в виде выписок, однако конкретных реквизитов имущества КСП указано не было.

Между тем, оснований для отказа  в предоставлении запрошенных документов у заявителя не имелось. Обязанность по ведению реестров муниципального имущества закреплена непосредственно за МКУ «СМИ», соответственно в силу вышеуказанных положений законодательства, заявитель обязан был представить запрошенные документы. Ссылки заявителя на то, что КСП не указаны конкретные реквизиты имущества, в отношении которого необходимо представить выписки, судом не принимаются, поскольку КСП запрашивались не выписки в отношении имущества, а именно реестры. Доказательств того, что реестры отсутствовали у заявителя, либо они представлялись КСП ранее, в деле не имеется, напротив таки реестры в материалы дела заявителем представлены и датированы они по состоянию на 01.01.2018.  Доводы заявителя о том, что он не обязан вести сводный и специализированные реестры муниципального имущества не имеют правового значения, поскольку данные виды реестров КСП не запрашивались в оспариваемом предписании.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что КСП обоснованно вынесено оспариваемое предписание №1 об устранении фактов выявленных правонарушений и представлении заверенных надлежащим образом копий реестров муниципального имущества ЗАТО Александровск, которые необходимы для достижения целей контрольного мероприятия. Предписание является законным и исполнимым, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.

Как установлено пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного  самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 3 Порядка ведения органами местного самоуправления муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424  ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защите государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

В данном случае функции по ведению реестра муниципального имущества  в силу абзаца 39 статьи 6 БК РФ, а также действующих норм муниципальных актов, Устава возложены на МКУ «СМИ».

Порядок ведения реестра муниципального имущества, устанавливает единые правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах, не предусматривает ни ведение сводного реестра муниципального имущества, ни ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества.

Согласно пункту 4 Порядка, разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:  адрес (местоположение) недвижимого имущества;  кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе: реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Пунктом 145 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными  фондами, государственных  академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается в части имущества субъекта Российской Федерации, имущества муниципального образования - документом учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну субъекта Российской Федерации (муниципального образования), если иное не предусмотрено финансовым органом соответствующего бюджета.

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным настоящей Инструкцией.

Как следует из оспариваемого представления от 16.03.2018 №1/3  проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка  разделы 1 и 2 реестра  муниципального имущества  не сгруппированы по видам имущества. В нарушение пункта 145 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными  фондами, государственных  академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации  от 01.12.2010 №157н аналитический учет имущества казны не осуществляется, специализированный реестр имущества казны не ведется. МКУ «СМИ» не обеспечено соблюдение  правил ведения реестра и требований, предъявляемых  к системе ведения реестра  в части аналитического  учета имущества. В частности  отсутствует конкретное местоположение недвижимого имущества, частично отсутствуют кадастровые номера объектов,  не указаны  реквизитов документов-оснований, сведений об установленных  в отношении муниципального имущества  ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, в связи с чем заявителю  предложено вести реестр муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности ЗАТО Александровск в полном соответствии с Порядком, установленным  приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424 «Об утверждении  Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»; аналитический учет  объектов  в составе казны осуществлять  в соответствии  с пунктом 145 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н в объеме, позволяющим идентифицировать объект учета.

Судом установлено, что  в ходе проверки выявлено и это отражено в акте от 19.02.2018 №1/4, только нарушение пункта 4 статьи 4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, согласно которому  Порядок ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и взаимодействия органов администрации ЗАТО Александровск при составлении сводного реестра имущества ЗАТО Александровск устанавливается постановлениями Главы администрации ЗАТО Александровск, принимаемыми в соответствии с настоящим Положением. Данное нарушение указанно также в отчете №1 о результатах контрольного мероприятия от 05.03.2018.

Вместе с тем, Порядок ведения реестра муниципального имущества, устанавливающий единые правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах, не предусматривает ни ведение сводного реестра муниципального имущества, ни ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества.

Кроме того, судом установлено, что решением Мурманского областного суда от 15.08.2018 по делу № 3а-76/2018, вступившим в законную силу, признаны недействующими пункт 4 статьи 4, абзац 16 пункта 2 статьи 7 Положения № 92, с 25.06.2012 года, а также недействующими пункты 1, 2, 3, 6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения № 92, в той мере, в какой они предусматривают ведение сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, с 25.06.2012, как противоречащие нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, оспариваемое представление в той мере, в которой оно отражает нарушение  в части отсутствия ведения специализированного реестра муниципального имущества является незаконным.

Иные нарушения, зафиксированные в представлении, своего отражения в акте проверки не нашли.  Акт проверки содержит только ссылки на нормы  Порядка ведения реестра муниципального имущества, а также пояснения заявителя о порядке ведения учета имущества казны, указанные в данном акте как установленные проверяющим органом  обстоятельства. Ссылаясь  в оспариваемом представлении на отсутствие группировки по видам имущества, КСП не представила тому соответствующих доказательств.  Доводы ответчика не нашли своего подтверждения при исследовании  представленных  в судебное заседание реестров имущества и не были опровергнуты представителем КСП. Ссылка на то, что представленные реестры по количеству страниц не совпадают  с теми, которые проверяющему были представлены для проверки, судом не принимается, поскольку достоверных доказательств того, что  к проверке были предъявлены какие-либо иные реестры, не представлено. Подробное описание  представленных к проверке реестров, исходя из которого можно было бы установить, что фактически с момента проведения проверки и до рассмотрения судом дела, такие реестры претерпели существенное изменение, в том числе по количеству  имущества, ни в акте, ни в отчете не содержится.

Ссылаясь на то, что МКУ «СМИ» аналитический учет имущества казны не осуществляется и заявителем  не обеспечено соблюдение  правил ведения реестра и требований, предъявляемых  к системе ведения реестра  в части аналитического  учета имущества, КСП не указывает, в чем конкретно заключается данное нарушение.

Согласно акту проверки такой учет осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования. Сведения об имуществе казны отражены в представленных  в суд реестрах, что не нарушает ни требования пункта 145 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными  фондами, государственных  академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н, ни абзац пятый пункта 6 Порядка ведения реестра муниципального имущества.

Ссылка ответчика, что в оспариваемом представлении отражено отсутствие конкретного местоположения недвижимого имущества, частичное отсутствие кадастровых номеров объектов,  отсутствие  реквизитов документов-оснований, сведений об установленных  в отношении муниципального имущества  ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, судом не принимается, поскольку КСП не указала ни в акте проверке, ни в отчете, ни в представлении, в отношении какого именно имущества (его идентифицирующие сведения), указанного в реестре такие сведения отсутствуют.

Довод представителя ответчика о том, что копии реестров ему не были представлены в данном случае не имеет значения, поскольку непосредственно с реестрами представитель проверяющего органа  был ознакомлен, соответственно имел возможность  в документе, фиксирующем результаты проверки отразить конкретные факты.

Согласно пункту 6 Порядка ведения реестра муниципального имущества внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра.

В данном случае заявитель является лишь органом, который ведет реестр муниципального имущества, вносит соответствующие сведения об объектах имущества только на основании заявлений и правоустанавливающих документов, то есть не может произвольно вносить что-либо в реестр в отсутствии соответствующих данных.

Доказательств того, что отсутствующие, по мнению КСП, сведения в отношении конкретного имущества имелись фактически, но не были внесены заявителем по его вине,  в суд не представлено. Само же по себе отсутствие каких-либо  сведений, тем более в отношении муниципальной  казны (учитывая, что данное нарушение указано в отношении именно такого имущества), не может быть признано нарушением лица, осуществляющего ведение реестра.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оспариваемое представление, возлагающее обязанности по устранению нарушений, факт которых органом, принявшим данный акт, не доказан в установленном порядке,  не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 16.03.2018 № 1/3 и обязать Контрольно-счетную палату муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов муниципального казенного учреждения «Службы муниципального имущества ЗАТО Александровск».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                                               Е.А. Зыкина