АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-3272/2014
19 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.09.2013, решение в полном объеме изготовлено 09.09.2013.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свистуновой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>; место жительства: Мурманская область, г. Полярные Зори)
к Муниципальному казенному учреждению «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации города Полярные Зори» (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: <...>)
Совету депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: <...>)
третье лицо Администрация города Полярные Зори с подведомственной территорией (место нахождения: <...>)
о признании незаконным решения от 09.04.2014 № 965 об отказе в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя по доверенности ФИО2
от МКУ «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации города Полярные Зори» - представителя по доверенности ФИО3
от Совета депутатов города Полярные Зори с подведомственной территорией – представителя по доверенности ФИО4
от третьего лица – не участвовал
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, арендатор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (уточненным) к Муниципальному казенному учреждению «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации г. Полярные Зори» (далее – Учреждение) и Совету депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией (далее – Совет депутатов) о признании незаконным решения Учреждения от 09.04.2014 № 965 об отказе предпринимателю в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества – помещение I, комн. 54, 55, общей площадью 23.2 кв.м, расположенное по адресу: <...>, и обязании Учреждения совершить действия, направленные на реализацию данного права.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Полярные Зори.
В обоснование требований предприниматель, со ссылкой на положения Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ) указал на соответствие установленным статьей 3 названного Закона требованиям, реализацию права на преимущественный выкуп арендуемого имущества по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ, и отсутствие у уполномоченного органа законных оснований для отказа заявителю в реализации данного права в предусмотренном Законом № 159-ФЗ порядке.
Учреждение представило отзыв на заявление, в котором с требованием заявителя не согласилось; со ссылкой на положения пункта 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ указало на законность и обоснованность оспариваемого отказа. Полагает, что согласно Перечню муниципального имущества подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденному решением Совета депутатов г. Полярные Зори от 24.12.2013 № 481 (в редакции решения Совета депутатов № 534 от 28.05.2014) спорное муниципальное имущество (комн. 54, 55, помещения I) включено в указанный Перечень, что подтверждается информационным письмом о муниципальном имуществе включенном в такой перечень, с указанием арендаторов, арендуемой площадью, датой, номером и сроком действия договора аренды.
Совет депутатов представил отзыв, в котором с требованием заявителя не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого отказа; поддержал позицию Учреждения, изложенную в отзыве. Пояснил, что в приложении к решению Совета депутатов от 24.12.2013 № 481 в строке 4 таблицы допущена техническая ошибка (ошибочно пропущены номера комнат 54, 55); данная ошибка была выявлена при более детальном изучении документов и подготовке к судебному заседанию по рассматриваемому вопросу; решением Совета депутатов от 28.05.2014 № 534 техническая ошибка была исправлена.
Администрация г. Полярные Зори извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем, дело, на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении (с уточнением) и отзывах на заявление, с дополнениями.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что предприниматель ФИО1 является субъектом малого предпринимательства; на основании договора аренды от 02.06.2009 № 29, с учетом дополнительного соглашения от 30.10.2009 № 1, договора аренды от 02.06.2011 № 43, со 02.06.2009 и по настоящее время непрерывно пользуется нежилым помещением площадью 23.2 кв.м, расположенным по адресу: <...>.
20.03.2014 предприниматель ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о выкупе арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Законом № 159-ФЗ.
Письмом от 09.04.2014 № 965 Учреждение уведомило предпринимателя ФИО1 об отказе в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения, сославшись на включение испрашиваемого муниципального имущества в Перечень муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства согласно решениям Совета депутатов от 12.11.2008 № 290, от 24.12.2013 № 481, и несоблюдение условия, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ (аренда помещения по состоянию на 01.09.2012 менее пяти лет).
Предприниматель, считая, что данный отказ не соответствует положениям Закона № 159-ФЗ и нарушает его право на реализацию предусмотренного названным Законом преимущественного права выкупа арендуемого помещения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 159-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее – арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.
Статья 3 Закона № 159-ФЗ предусматривает наличие преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Преимущественное право, в соответствии с положениями статьи 3 Закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ), может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее – заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее – заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в соотношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находится в его временном владении и (или) пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Действия уполномоченных органов при получении заявления определены в части 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона № 159-ФЗ).
Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретении арендуемого имущества, а также го бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (часть 8 статьи 4 Закона № 159-ФЗ).
Законом № 159-ФЗ регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке хозяйствующим субъектов, имеющим преимущественное право на его приобретение, при соблюдении в совокупности всех условий, определенных в статье 3 Закона № 159-ФЗ.
Следует также учитывать, что Закон № 159-ФЗ направлен на оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства, составляющим основу экономической безопасности государства, посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
Право на включение арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства помещений в упомянутый перечень было предоставлено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования вышеуказанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Анализ положений Закона № 159-ФЗ и Закона № 209-ФЗ позволяет заключить, что реализации арендатором своего преимущественного права на приобретение арендуемого помещения не должны препятствовать действия органов местного самоуправления по формированию указанных Перечней.
Как следует из материалов, решением Совета депутатов от 12.11.2008 № 290 был утвержден Перечень муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе (сроком на 5 лет) субъектам малого и среднего предпринимательства. Спорное муниципальное имущество в указанный Перечень не было включено.
Решением Совета депутатов от 14.10.2009 № 405 вышеуказанный Перечень был дополнен объектами муниципального имущества (согласно приложению), расположенными по адресу: ул. Сивко, д. 3, в том числе и спорным объектом муниципального имущества, арендуемым предпринимателем.
Решением Совета депутатов города Полярные Зори от 15.08.2012 № 298 было утверждено Положение о порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденным решением Совета депутатов города Полярные Зори от 15.08.2012 № 298, согласно пункту 3.9 которого Перечень муниципального имущества должен содержать следующие сведения: наименование арендатора; наименование, адрес и целевое использование муниципального имущества; номер договора и дата его заключения; площадь муниципального имущества; размер арендной платы без НДС в месяц; срок действия договора.
Пункт 3.9 указанного Положения (в редакции решения Совета депутатов от 18.09.2013 № 444) предусматривает формирование Перечня в виде таблицы и содержащего обязательные сведения: наименование, адрес муниципального имущества, площадь муниципального имущества.
Решением Совета депутатов от 24.12.2013 № 481 признаны утратившими силу вышеуказанные решения Совета депутатов от 12.11.2008 № 290 и от 14.10.2009 № 405, а также утвержден Перечень муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе (сроком на 5 лет) субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно Приложению к указанному решению Совета депутатов от 24.12.2013 № 481 в Перечень включены, в том числе объекты муниципальной собственности, расположенные по адресу: <...>; указаны площадь (общая) - 2525,27 кв.м. (площади конкретных объектов муниципального имущества, включенных в Перечень, не указаны), наименования объектов – помещение I комн. №№ 1-6, 51; II комн. №№ 1-9, 31-63; III комн. №№ 1-16, 30-32.
Учреждение и Совет депутатов указали на фактическое включение спорного объекта (помещение I комн. 54, 55 по адресу: ул. Сивко, д. 3) в данный Перечень, со ссылкой на информацию, направленную сопроводительным письмом от главы муниципального образования (исх. № 3963 от 28.11.2013) вместе с проектом решения, пояснительной запиской и выпиской из протокола заседания Координационного совета по вопросам малого и среднего предпринимательства от 18.11.2013 в адрес Совета депутатов.
Материалами дела подтверждается, что в Информации, направленной Учреждением в Совет депутатов с проектом соответствующего решения, объект, арендуемый предпринимателем (комн. 54, 55 помещения I), указан.
Однако в утвержденном решением Совета депутатов от 24.12.2013 № 481 и опубликованном в установленном порядке Перечне, наименование объекта муниципального имущества (помещение I комн. 54, 55), арендуемого предпринимателем, отсутствует.
Ссылка ответчика на вышеуказанную информацию, а также то, что в общую площадь объекта муниципальной собственности (2525,27кв.м) включена площадь арендуемого предпринимателем помещения, сама по себе не может означать включение спорного объекта в указанный Перечень, в отсутствие указания в сформированной Советом депутатов таблице соответствующего наименования данного объекта (комн. 54, 55 помещения I), как одного из обязательных сведений о муниципальном имуществе, включенном в Перечень, позволяющих заинтересованным субъектам малого и среднего предпринимательства идентифицировать объекты, определенные для целей предоставления в аренду.
В отзыве на заявление Совет депутатов указал, что при более детальном изучении документов и подготовке к судебному заседанию по настоящему делу было выявлено, что в приложении к решению Совета депутатов от 24.12.2013 № 481 в строке 4 таблицы допущена техническая ошибка, ошибочно пропущены номера комнат 54, 55.
В связи с этим, в адрес Совета депутатов (вх. № 193 от 21.05.2014) поступил пакет документов от главы муниципального образования с проектом решения Совета депутатов об исправлении указанной технической ошибки.
Решением Совета депутатов от 28.05.2014 № 534 постановлено исправить техническую ошибку в приложении к решению Совета депутатов г. Полярные Зори от 24.12.2013 № 481 «Об утверждении Перечня муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства» изложив его в редакции, прилагаемой к настоящему решению (пункт 1).
Согласно новой редакции приложения к решению Совета депутатов от 24.12.2013 № 481, в Перечень включено соответствующее наименование объекта (комн. 54, 55).
Согласно пункту 2 решения Совета депутатов от 28.05.2014 № 534, оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, следует признать, что только со дня официального опубликования решения Совета депутатов от 28.05.2014 № 534 сформированная таблица (Перечень) содержит наименование спорного объекта.
Материалами дела подтверждается, что с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества предприниматель ФИО1 обратилась 20.03.2014, то есть до официального опубликования решения Совета депутатов от 28.05.2014 № 534, утверждающего новую редакцию приложения (до включения спорного объекта в Перечень) и введения ее в действие.
Положений о распространении действия новой редакции приложения (перечня) на правоотношения, возникшие до введения ее в действие, решение Совета депутатов от 28.05.2014 № 534 не содержит.
В этой связи, у суда не имеется правовых оснований для распространения действия решения Совета депутатов от 28.05.2014 № 534 на правоотношения, возникшие до введения его в действие, в том числе на момент обращения предпринимателя с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества (20.03.2014), а равно на момент обращения предпринимателя в суд об оспаривании отказа в реализации указанного права (12.05.2014), арендуемое предпринимателем муниципальное имущество (помещение I комн. 54, 55, площадью 23,2 кв.м, по адресу: <...>) не было включено в утвержденный в установленном порядке Перечень муниципального имущества, подлежащего использованию только в целях предоставления его в аренду на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.
Принятие впоследствии Советом депутатов решения от 28.05.2014 № 534 об изложении приложения к решению Совета депутатов от 24.12.2013 № 481 в новой редакции (содержащего наименование арендуемого предпринимателем объекта), в отсутствие указания на возможность распространения действия данной редакции на ранее возникшие правоотношения (с указанием соответствующей даты), само по себе не является обстоятельством, подтверждающим включение спорного объекта в Перечень на момент принятия Учреждением оспариваемого отказа (09.04.2014).
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Учреждения об отсутствии у ФИО1 преимущественного права на выкуп арендуемого имущества со ссылкой на несоблюдение предпринимателем условий, предусмотренных частью 2.1 статьи 9 Закона № 159-ФЗ, нельзя признать правомерным.
Последующее включение имущества в Перечень не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее право заявителя на приватизацию помещения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 159-ФЗ.
Наличие у заявителя статуса субъекта малого предпринимательства не опровергнуто ответчиком.
Материалами дела подтверждается и Учреждением не оспаривается, что по состоянию на 01.07.2013 спорный объект муниципального нежилого фонда находился во временном пользовании заявителя более двух лет на основании договоров аренды от 02.06.2009 (с учетом дополнительного соглашения от 30.10.2009), от 02.06.2011.
На наличие каких-либо иных обстоятельств, препятствующих приватизации спорного помещения, ответчик не ссылался.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, установив соответствие заявителя на момент обращения критериям, указанным в статье 3 Закона № 159-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии у предпринимателя преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Учреждение не доказало наличие правовых оснований для отказа в совершении по заявлению предпринимателя установленных Законом № 159-ФЗ действий, направленных на реализацию его преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Учреждения ФИО1 в выкупе арендуемого им нежилого помещения противоречит Закону № 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы предпринимателя, что в силу положений статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, уплаченная заявителем в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 200руб., подлежит возмещению за счет Учреждения.
Исходя из предмета и оснований заявленных предпринимателем уточненных требований, правовых и фактических оснований для удовлетворения иска к Совету депутатов, не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требование индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации г. Полярные Зори» от 09.04.2014 № 965 об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого недвижимого имущества – помещение I, комн. 54, 55, общей площадью 23.2 кв.м, расположенное по адресу: <...>, как не соответствующее Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации г. Полярные Зори» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленных на реализацию права предпринимателя на выкуп арендуемого имущества.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации г. Полярные Зори» в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 200руб.
В иске к Совету депутатов г. Полярные Зори с подведомственной территорией отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Беляева Л.Е.