АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20
E-mail суда:arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мурманск Дело № А42-328/2010
19 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе:
судьи Посыпанко Е. Н.
рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судьей,
дело по заявлению
Администрации города Мончегорска
к Министерству имущественных отношений Мурманской области и
Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Федеральному агентству лесного хозяйства
о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Мурманской области в принятии решения о включении земельных участков в границы населенного пункта город Мончегорск Мурманской области, направленного письмом от 31.12.2009 № 19-10-07/5839
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области по подготовке проекта решения Правительства Мурманской области о включении земельных участков в границы населенного пункта город Мончегорск
о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в согласовании материалов по включению земельных участков в границы населенного пункта город Мончегорск, направленного письмом от 23.12.2009 № СШ-05/1191
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 19.02.2010 № 490/12, ФИО2, по доверенности от 11.01.2010 без номера, ФИО3, по доверенности от 10.03.2010, без номера,
от Министерства имущественных отношений – ФИО4, по доверенности от 15.01.2010 № 2,
от Департамента лесного хозяйства – ФИО5, по доверенности от 11.11.2009, без номера,
от Федерального агентства лесного хозяйства – ФИО5, по доверенности от 01.04.20090 № ВМ-03-28/2063,
установил:
Администрация города Мончегорска обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным и дополненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Министерству имущественных отношений Мурманской области и Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу -
о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Мурманской области, направленного письмом от 31.12.2009 № 19-10-07/5839, в принятии решения о включении земельных участков с кадастровым номером 51:11:030301:0195 площадью 200000кв.м – для строительства кладбища; с кадастровым номером 51:11:030301:0196 площадью 31963кв.м – для реконструкции и эксплуатации автодороги; с кадастровым номером 51:11:030301:0786, площадью 29415кв.м – для реконструкции и эксплуатации автодороги; с кадастровым номером 51:11:030301:0785 площадью 45000кв.м – под расширение существующей свалки;
о признании незаконным отказа Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в согласовании материалов по включению земельных участков в границы населенного пункта город Мончегорск Мурманской области, направленного письмом от 23.12.2009 исх. № СШ-05/1191;
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившегося в невыполнении функций по подготовке проекта решения Правительства Мурманской области о включении земельных участков в границы населенного пункта города Мончегорска на основании ходатайства администрации города Мончегорска от 22.10.2009 исх. № 02-018/2-1925;
об обязании Министерства имущественных отношений Мурманской области подготовить проект решения Правительства Мурманской области о включении в границы населенного пункта город Мончегорск Мурманской области вышеуказанных земельных участков.
В соответствии со статьей 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
По мнению заявителя, отказ Министерства и отказ Департамента противоречат статье 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения черты поселения. Заявитель указывает на то, что в оспариваемых решениях не указаны основания для отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую, предусмотренные Законом № 172-ФЗ. Заявитель полагает, что оспариваемые решения повлекли для Администрации невозможность реализовать право, предоставленное федеральными законами.
Министерство имущественных отношений Мурманской области в отзыве на заявление, возражая против удовлетворения заявленных требований, указало, что получив отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта Департамента лесного хозяйства, Министерство обоснованно в своем письме сообщило Администрации от отказе в принятии решения о включении испрашиваемых земельных участков в границу города Мончегорска.
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в представленном отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал, указав на то, что испрашиваемые участки лесного фонда расположены в защитных лесах – зеленых зонах, а в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 105 Лесного кодекса РФ не допускается изменение границ зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади. По мнению Департамента, в данном случае перевод земель из одной категорию в другую возможен только с соблюдением общего порядка, предусмотренного Законом № 172-ФЗ.
Федеральное агентство лесного хозяйства отзыва на заявление не представило.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования с учетом уточнений и дополнений по основаниям, указанным в заявлении.
Представители ответчиков против заявленных требований возражали, мотивируя доводами, изложенными в отзывах на заявление.
По материалам дела установлено следующее.
22 октября 2009 года по результатам публичных слушаний, на основании заключения о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта и установления вида разрешенного использования земельных участков, Администрация города Мончегорска обратилась в Правительство Мурманской области в порядке статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с заявлением о включении границы населенного пункта город Мончегорск и установлении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации:
- площадью 20,0 га, категория земель – земли лесного фонда, кадастровый номер 51:11:030301:0195, в категорию земель населенных пунктов (земли специального назначения) для строительства городского кладбища;
- площадью 1,138га, категория земель – земли лесного фонда, кадастровые номера 51:11:030301:0196, 51:11:030201:0786, в категорию земли населенных пунктов (зона инженерных и транспортных инфраструктур) для реконструкции и эксплуатации автодороги г. Мончегорск – Риж-Губа;
- площадью 4.5га категория земель – земли лесного фонда, кадастровый номер 51:11:030201:0785, в земли населенных пунктов (зона специального назначения) под расширение существующей свалки.
К заявлению прилагались документы, предусмотренные законом № 191-ФЗ для рассмотрения данного обращения.
В соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области ото 01.12.2008 № 579-ПП, рассмотрение заявления поручено Министерству имущественных отношений Мурманской области.
Учитывая, что по заявлению Администрации предполагалось включение в границы населенного пункта земельных участков из состава земель лесного фонда, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ представленные Администрацией материалы направлены на согласование в Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному Федерального округу (территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).
Департамент письмом от 23.12.2009 исх. № СШ-05/1191 направил Министерству имущественных отношений сообщение об отказе в согласовании, в котором рекомендовал осуществить перевод земель лесного фонда в земли иных категорий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 «О переводе земель из земельных участков одной категории в другую» и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48.
Поступивший в Министерство отказ Департамента в согласовании не был мотивирован, как это требуется в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ, однако мотивы отказа были сообщены Федеральным агентством лесного хозяйства в письменном ответе от 10.02.2010 исх. № МГ-06-27/738 на соответствующий запрос Администрации города Мончегорска.
Из указанного ответа Рослесхоза следует, что мотивом для отказа в согласовании явилось то, что испрашиваемые земельные участки относятся к защитным лесам (зелёная зона), а в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса РФ изменение границ зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Администрации г. Мончегорска указано на то, что порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых хон защитных лесов установлен Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон, утве6ржденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007.
Руководствуясь подпунктом 3 пункта 19 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ Министерство имущественных отношений Мурманской области письмом от 31.12.2009 № 19-10-07/5839 сообщило Администрации об отказе в принятии решения о включении испрашиваемых земельных участков в границу города Мончегорск.
Не согласившись с отказом в согласовании и отказом в принятии решения, Администрация обратилась в арбитражный суд с данным заявлением.
Заслушав представителей, исследовав и оценив представленных доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона ото 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1/ утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
3/ утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Частью 1 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Статьей 4.1 Закона № 191-ФЗ определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
В соответствии с указанной статьей орган местного самоуправления, принявший в установленном порядке решение о возможности и целесообразности включения конкретного земельного участка в границы населенного пункта, подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее заявление с приложением требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации документов.
В случае предполагаемого включения земельного участка в границы населенного пункта из состава земель лесного фонда исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ направляет поступившие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда.
В случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от федерального органа исполнительной власти информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта в установленный срок заявление считается согласованным с указанным органом.
В соответствии с действовавшим в спорный период приказом Рослесхоза от 29.10.2009 № 444 «О взаимодействии центрального аппарата Рослесхоза и департаментов лесного хозяйства по федеральным округам при согласовании документов по включению земельных участков в границы населенных пунктов, исключению земельных участков из границ населенных пунктов, установлению или изменению вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда», такое согласование проводилось департаментами лесного хозяйства по федеральным округам с учетом позиции Рослесхоза.
Основания для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены частями 19,20, 21 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ.
В частности, в соответствии с пунктом 3 части 19 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта от федерального органа исполнительной власти, предусмотренного частью 14 данной статьи.
Как следует из материалов дела, материалы, представленные Администрацией Мончегорска, Министерство имущественных отношений Мурманской области направило для согласования в Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному округу, поскольку испрашиваемые земельные участки отнесены к землям лесного фонда.
Из ответа Рослесхоза от 10.02.2009 исх. № МГ-06-27/738 и отзыва Департамента на заявление Администрации города Мончегорска следует, что мотивом отказа явилось то, что испрашиваемые земельные участки относятся к защитным лесам (зеленая зона), а в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации изменение границ зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается; по мнению Рослесхоза, принятие решения о включении данных земельных участков в границы населенного пункта возможно после изменения площади зеленой зоны в установленном порядке.
Суд считает отказ Департамента в согласовании принятия решения о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта город Мончегорск по указанным мотивам необоснованным.
В силу статей 10, 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны отнесены к категории защитных лесов.
Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий установлены статьей 11 Закона № 172-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения черты поселения.
Каких-либо особенностей относительно перевода в другую категорию земель, отнесенных к зеленым зонам, данная статья не предусматривает.
Содержащаяся в отказе Департамента рекомендация осуществить перевод земель лесного фонда в земли иных категорий в соответствии с Законом № 172-ФЗ и в порядке, предусмотренном «Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48, не содержит правового обоснования.
Ссылка в письме Рослесхоза от 10.02.2010 исх. № МГ-06-27/738, адресованном Администрации города Мончегорска, на постановление Правительства от 14.12.2009 № 1007, не может быть принята судом, поскольку данное постановление устанавливает общий порядок определения площади и границ зеленых зон защитных лесов, и не содержит положений, препятствующих изменению границ зеленых зон в случае перевода земель лесного фонда в другую категорию в случае установления или изменения черты поселения в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Закона № 191-ФЗ.
Кроме того, в состав документов, представленных Администрацией города Мончегорска, входят предусмотренные названным Положением акты выбора участков земель лесного фонда, утвержденные решением Комитета по лесному хозяйству Мурманской области от 29.09.2009 № 128, акты натурного технического обследования участков земель лесного фонда, утвержденные 05.10.2009 председателем Комитета по лесному хозяйству Мурманской области, с необходимыми приложениями (чертежами, схемами, описаниями).
Таким образом, позиция Департамента и Рослесхоза, согласно которой перевод земель лесного фонда в другую категорию при изменении границы поселения город Мончегорск возможен только с соблюдением порядка, установленного Законом № 172-ФЗ, не подтверждена ссылками на нормы права.
Доказательств законности и обоснованности принятого решения об отказе в согласовании включения земельных участков лесного фонда в границы населенного пункта город Мончегорск суду не представлено.
В отношении требования заявителя об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Мурманской области об отказе в принятии решения о включении земельных участков в границы населенного пункта, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В силу части 3 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.
Статьей 4 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО (в редакции от 07.10.2008) «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» определено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов в порядке статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ осуществляет Правительство Мурманской области.
Согласно статье 5 этого же закона Министерство имущественных отношений Мурманской области направляет в органы исполнительной власти Российской Федерации на согласование заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, иные документы, предусмотренные статьей 4.1 Закона № 191-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 01.12.2008 № 579-ПП Министерство осуществляет подготовку проектов решений Правительства Мурманской области о переводе находящихся в государственной собственности, государственной собственности Мурманской области земель из одной категории в другую в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, о включении земельных участков в границы населенных пунктов по результатам рассмотрения ходатайств заинтересованных лиц.
Таким образом, по смыслу названных норм, решения по заявлениям о включении земельных участков в границы населенных пунктов в порядке, установленном статьей 4.1 Закона № 191-ФЗ, на территории Мурманской области принимает Правительство Мурманской области. Полномочия Министерства имущественных отношений Мурманской области ограничиваются подготовкой проектов соответствующих решений Правительства Мурманской области.
В связи с изложенным, у суда нет оснований расценивать письмо Министерства имущественных отношений Мурманской области от 31.12.2009 № 19-10-07/5839, как отказ в принятии решения о включении земельных участков в границы населенного пункта, который может быть оспорен в суде. Данное письмо не является правовым актом, решением или юридически значимым действием, поэтому суд приходит к выводу, что в части оспаривания отказа Министерства имущественных отношений Мурманской области в принятии решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с функциями, возложенными на Министерство имущественных отношений Мурманской области вышеназванными Законом и постановлением Правительства Мурманской области, по результатам рассмотрения ходатайства Администрации города Мончегорска о включении земельных участков в границы населенного пункта, Министерство обязано было подготовить проект решения Правительства Мурманской области о включении земельных участков в границы населенного пункта или об отказе в принятии такого решения, чего сделано не было.
В этой связи суд находит подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившегося в неподготовке проекта решения Правительства Мурманской области по результатам рассмотрения ходатайства Администрации города Мончегорска.
Вместе с тем, суд не находит возможным в качестве способа устранения нарушенного права обязать Министерство подготовить проект решения Правительства Мурманской области о включении спорных земельных участков в границу населенного пункта город Мончегорск, как это требует заявитель, поскольку часть 21 статьи 4.1 Закона № 191-ФЗ предоставляет право высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации отказать в принятии положительного решения наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями с указанием причин такого отказа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», отказ Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 23.12.2009 исх. № СШ-05/1191 в согласовании принятия решения о включении в границы населенного пункта город Мончегорск Мурманской области земельных участков с кадастровым номером 51:11:030301:0195 площадью 200000кв.м для строительства кладбища; с кадастровым номером 51:11:030301:0196 площадью 31963кв.м – для реконструкции и эксплуатации автодороги; с кадастровым номером 51:11:030301:0786, площадью 29415кв.м – для реконструкции и эксплуатации автодороги; с кадастровым номером 51:11:030301:0785 площадью 45000кв.м – под расширение существующей свалки;
признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Закону Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившееся в неподготовке проекта решения Правительства Мурманской области по результатам рассмотрения ходатайства Администрации города Мончегорска от 22.10.2010 № 02-018/2-1925 о включении в границы населенного пункта город Мончегорск Мурманской области земельных участков с кадастровым номером 51:11:030301:0195 площадью 200000кв.м для строительства кладбища; с кадастровым номером 51:11:030301:0196 площадью 31963кв.м – для реконструкции и эксплуатации автодороги; с кадастровым номером 51:11:030301:0786, площадью 29415кв.м – для реконструкции и эксплуатации автодороги; с кадастровым номером 51:11:030301:0785 площадью 45000кв.м – под расширение существующей свалки.
Обязать Министерство имущественных отношений Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, подготовив соответствующий проект решения Правительства Мурманской области по результатам рассмотрения ходатайства Администрации города Мончегорска от 02.10.2009 № 02-018/2-1925.
В части требований Администрации города Мончегорска о признании незаконным сообщения Министерства имущественных отношений Мурманской области от 31.12.2009 № 19-10-07/5839 об отказе в принятии решения о включении земельных участков в границы населенного пункта город Мончегорск Мурманской области, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья Е. Н. Посыпанко