ул. Академика Книповича, д. 20, г.Мурманск, Мурманская область , 038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мурманск Дело № А42-3349/2019
24.06.2019
Резолютивная часть решения вынесена 10.06.2019
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (ул. Полярные Зори, д. 22, г. Мурманск; ОГРН 1045100220285, ИНН 5190132523) к арбитражному управляющему Макееву Андрею Анатольевичу (г. Мурманск) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 08.04.2019 № 00135119),
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Макеева Андрея Анатольевича (далее – арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований Управление указало на ненадлежащее исполнение Макеевым А.А. обязанностей конкурсного управляющего по делу № А42-7403/2017 о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «МеталлРесурс».
Определением суда от 16.04.2019 заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства. Указанное определение опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено лицам, участвующим в деле, по почте и получено ими.
Арбитражный управляющий отзыв на заявление не представил, каких-либо ходатайств, заявлений от лица, привлекаемого к административной ответственности, не поступило.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
10.06.2019 судом принято решение путем подписания его резолютивной части.
17.06.2019 заявитель обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Мурманской области от 24.10.2017 возбуждено производство по делу № А42-4703/2017 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «МеталлРесурс» (далее – должник, ООО «МеталлРесурс»).
Определением суда от 28.12.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Макеев А.А.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2018 по делу № А42-7403/2017 ООО «МеталлРесурс» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Макеев А.А.
Определением суда от 28.05.2019 по делу № А42-7403/2017 срок конкурсного производства в отношении должника продлен на шесть месяцев до 04 декабря 2019 года.
07.03.2019 в Управление поступила жалоба ООО «Металлическая Компания» на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Макеевым А.А. обязанностей конкурсного управляющего ООО «МеталлРесурс», по результатам рассмотрения которой, а также по результатам исследования публикаций в отношении должника, размещенных в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ), материалов, размещенных на сайте арбитражного суда, Управление установило в действиях Макеева А.А. ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных пунктом 2 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», пунктами 1, 3, 10 и 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299, и требованиям к типовой форме отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, утвержденной Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 № 195, а именно: в представленном Макеевым А.А. отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства ООО «МеталлРесурс» от 28.02.2019:
- в таблице раздела «Информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего» по строке в части описания содержания жалобы ООО «Металлическая Компания», рассмотренной в дальнейшем в рамках административного дела № А42-7415/2018, указано на «не проведение собрания работников должника, нарушение сроков уведомлений о СК кредиторов, проведение СК не по месту регистрации должника, нарушение в составлении финансового анализа», при этом доводы о нарушении сроков уведомления кредиторов и составления финансового анализа в данной жалобе заявлено не было;
- в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» при наличии записи по строке «Дебиторская задолженность» балансовой стоимостью 43 540,32331 тыс. руб. в строке «в том числе:» отсутствует информация о ее составе;
- в разделе «Меры по обеспечению сохранности имущества должника» отсутствует какая-либо информация, указывающая на предпринятые конкурсным управляющим действия за отчетный период, тогда как такие мероприятия проводились и установлены в рамках обособленных споров по делам № А42-7403-7/2017 и № А42-7403-17/2017, что подтверждается отчетом конкурсного управляющего от 28.02.2019 с внесенными изменениями, представленным по итогам собрания к материалам судебного дела, другие меры, в том числе по информации, поступившей 28.01.2019 от конкурсного кредитора К.В. Матюшова не проводились и, согласно отзыву А.А. Макеева от 08.04.2019 только планируются;
- в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» отражена неполная информация о сумме расходов на публикации в ЕФРСБ, что подтверждается внесенными изменениями в отчет конкурсного управляющего от 28.02.2019, представленный по итогам собрания в материалы судебного дела;
- в отчете отсутствует информация о начисленном вознаграждении конкурсного управляющего, установленного решением суда от 11.12.2018 в рамках основного дела, и о начисленной заработной плате привлеченного специалиста – бухгалтера С.А. Шиманской, отраженного в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности» (в случае фактически понесенных должником расходов, данные сведения должны быть отражены в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства», указанные расходы подтверждаются, представленной в материалы судебного дела выпиской по счету за период с 01.01.2019 по 20.02.2019. Возникшие в процедуре и неоплаченные обязательства должны быть отнесены к текущим и указаны в отчете, согласно абзацу 11 пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, с отражением процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка, данные сведения включаются в раздел «Иные сведения о ходе конкурсного производства», так как типовой формой не предусмотрены, но обязательны к указанию в силу Закона о банкротстве. При этом, в материалы судебного дела сведения о текущих требованиях представлены в виде отдельного документа – Реестр текущих требований);
- к отчету, представленному на собрании кредиторов 28.02.2019, не приложены копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения, в том числе копии договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего от 05.07.2017 № П176131-29-18, договора с привлеченным специалистом С.А. Шиманской от 06.02.2019 № ГПХ-1, инвентаризационной описи от 21.02.2019 № 1, заявок, счетов, платежных поручений и публикаций в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ, уведомлений от 26.12.2018 о предстоящем увольнении и приказ от 05.02.2019 об увольнении главного бухгалтера, указанное также подтверждается материалами о созыве и проведении собрания кредиторов 28.02.2019, направленными конкурсным управляющим вместе с отчетом конкурсного управляющего от 28.02.2019 (сопроводительное письмо от 04.03.2019). (При этом, по утверждению конкурсного кредитора, к отчету представленному на собрании кредиторов 28.02.2019 не была приложена копия реестра требований кредиторов на дату составления отчета с указанием размера погашенных и непогашенных требований кредиторов, конкурсный управляющий утверждает обратное, доказательств отсутствия реестра требований кредиторов на собрании кредиторов заявителем не представлено, административным органом установлено, при этом в материалы судебного дела копия данного документа направлена).
12.03.2019 Управлением вынесено определение о возбуждении в отношении Макеева А.А. дела об административном правонарушении (регистрационный номер 00125119).
08.04.2019 по результатам проведения административного расследования должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении № 00135119, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Макеева А.А. к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективной стороной названного административного правонарушения, является невыполнение субъектом административного правонарушения (арбитражным управляющим) требований, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
Порядок проведения процедур банкротства, а также обязанности арбитражных управляющих при проведении таких процедур регулируются нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу части 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В пункте 2 статьи 143 Закона о банкротстве указаны сведения, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее – Общие правила), а также указано Министерству юстиции РФ разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвердить типовые формы и методические рекомендации по подготовке отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
Пунктом 1 Общих правил установлено, что данные Правила определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим, осуществляющим свою деятельность в качестве временного, внешнего, конкурсного или административногоуправляющего, отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Пунктом 4 Общих правил установлено, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции РФ, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В пункте 5 Общих правил указаны сведения, которые указываются в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 10 Общих правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно пункту 11 Общих правил, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Приказом Минюста России от 14.08.2003 № 195 утверждены типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего, в том числе и типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (приложение № 4).
Материалами дела подтверждаются, судом установлены допущенные при исполнении обязанностей конкурсного управляющего ООО «МеталлРесурс» нарушения вышеприведенных положений Закона о банкротстве, что образует административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у арбитражного управляющего объективной возможности для соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве) и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины арбитражного управляющего во вменяемом правонарушении.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, арбитражному управляющему обеспечены. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Вместе с тем, решая вопрос о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности с учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ»).
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При формальном наличии всех признаков состава правонарушения данное конкретное правонарушение не причинило и не могло причинить серьезного ущерба и не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения заявителем не представлено.
В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, частичное устранение выявленных Управлением нарушений, отсутствие в деле доказательств, что данные нарушения были сопряжены с грубым злоупотреблением правом, повлекли причинение ущерба, суд считает возможным в рассматриваемом случае применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 – 171, 206, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о привлечении арбитражного управляющего Макеева Андрея Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Объявить арбитражному управляющему Макееву Андрею Анатольевичу устное замечание.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Сторонам разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Судья Фокина О.С.