ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3373/19 от 27.05.2019 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-3373/2019

«31» мая 2019 года

Резолютивная часть решения вынесена 27.05.2019.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимчук А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (пр. Ленина, д. 64, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Шулавери» (ул. Шабалина, д. 27, кв. 22, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя - по доверенности ФИО1, от лица, привлекаемого к административной ответственности - директор ФИО2 о,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее – заявитель, Управление, УМВД по Мурманской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Шулавери» (далее – Общество,                               ООО «Шулавери») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требования Управление указало, что Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции (пиво) с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закона № 171-ФЗ).

Общество определение суда не исполнило, отзыв на заявление не представило.

С учетом обстоятельств дела, в отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции.

В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в заявлении, представитель Общества не оспаривая факт выявленного правонарушения, указал на принятие мер по его устранению.

Из материалов дела следует, что ООО «Шулавери» имеет выданную Министерством промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее - МРПИП по Мурманской области) лицензию серии М 0001419                                № 51РПО0000420 от 24.07.2011 на право осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, сроком действия с 26.07.2017 по 25.07.2020.

По факту поступившей в Управление в рамках деятельности рабочей группы при Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции из МРПИП по Мурманской области информации (зарегистрировано в КУСП за № 647 от 06.02.2019) о том, что в торговом объекте, расположенном по адресу: <...>, деятельность в котором осуществляет  ООО «Шулавери», осуществляется круглосуточная реализация алкогольной продукции под видом оказания услуг общественного питания, при этом, фактически услуги общественного питания в данной торговой точке не оказываются, реализация алкогольной продукции осуществляется без вскрытия тары, 13.02.2019 должностными лицами Управления в период времени с                          23 час. 55 мин. по 00 час. 45 мин. (14.02.2019) с применением средств видеофиксации, с участием понятых и продавца, осуществлен осмотр вышеуказанного торгового объекта, в ходе которого установлено следующее:

предметом осмотра является помещение закусочной в доме № 7 по                       ул. Бабикова, г. Мурманск. Закусочная находится на первом этаже жилого дома. Напротив входа расположены стеллажи с крепкой алкогольной продукцией с ценниками с указанием цены за единицу продукции (побутылочно) без указания стоимости за 50, либо 100 грамм. Имеется прейскурант с указанием цены за 100 грамм, однако ассортимент указан в значительно меньшем количестве, чем на прилавке, расположены витрины с алкогольной продукцией с выкладкой характерной для магазина розничной продажи алкогольной продукции. Отсутствуют пустые бутылки, что указывает на розничную продажу за единицу товара, а не в розлив, приготовление каких-либо блюд не осуществляется, ассортиментный перечень продукции общественного питания отсутствует, имеется ассортиментный перечень товаров (замороженные полуфабрикаты, молочная продукция, консервация, бакалея, колбасные изделия, овощи и фрукты на развес) характерный для магазинов розничной торговли, также имеется характерное для магазинов оборудование с выкладкой товаров. В помещении находятся продукты не порционные, а штучные также для торговли на вынос. Отсутствуют вешалки для одежды. Слева от выхода расположено помещение для посетителей, в котором находятся три стола с собранными на них стульями. В данном помещении имеется одна пустая (разбитая) бутылка и пластиковые стаканчики. Отсутствует столовое белье, отсутствует винная карта, меню оформлено рукописным способом (не типографским, не компьютерном способом). 13.02.2019 установлен факт реализации в 23 час. 47 мин. одной бутылки пива «Сибирская корона» в ж/б, емкостью 0,45 л, креп. 8,3 % ал. по цене 64 руб. за одну бутылку (дата розлива 01.11.2018 14 час. 18 мин.) без вскрытия тары продавцом (гражданка К.).

Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.02.2019 с приложенной к нему видеозаписью.

Согласно протоколу изъятия, должностными лицами Управления в присутствии понятых и продавца с применением средств видеофиксации произведено изъятие алкогольной продукции: пиво «Сибирская корона крепкое» жел. банка, ем. 0,45 л, креп. 8,3 % ал., проданное 13.02.2019 в 23 час. 47 мин. без вскрытия на объекте общественного питания, дата розлива 01.11.2018                       14 час. 18 мин. - 1 шт., а также кассового чека ФП 3763712551 от 13.02.2019 на сумму 64 руб. и ценника: «Сибирская корона крепкое ж.б. 64,00 руб.».

Указанная алкогольная продукция, передана на ответственное хранение в комнату хранения предметов административного правонарушения здания ООПАЗ УМВД по адресу: <...>.

 Согласно объяснениям гражданки К., данным сотруднику Управления 13.02.2019, она работает продавцом в ООО «Шулавери», осуществляющей деятельность по адресу: <...>. Вид осуществления деятельности - закусочная. У ООО «Шулавери» имеется действующая лицензия на право оборота алкогольной продукции в закусочных. В закусочной реализуются: продукты питания, сигареты, алкогольная продукция, пива и закуски к нему. В помещении закусочной имеется зал для посетителей, в котором находятся столы и стулья, микроволновка, чайник. Кухня, где осуществляется приготовление блюд, отсутствует. Посетителям разогреваются полуфабрикаты. Алкогольную продукцию покупатели приобретают в основном в целых бутылках. Указала, что руководство ООО «Шулавери» инструктаж о порядке продажи алкогольной продукции в закусочной с ней не проводило. Пояснила, что 13.02.2019 около 23 час. 40 мин. в помещение закусочной зашел молодой человек и попросил продать ему 1 банку пива «Сибирская корона», так как в этот момент у продавца был другой покупатель, пиво он взял из холодильника самостоятельно, после этого он подошел на кассу, поставил пиво и передал ей деньги в сумме 500 руб. Продавец выдала ему чек и сдачу. При этом пиво она не вскрывала, так как руководство об этом продавцу не говорило. Указала, что осмотр помещения произведен в ее присутствии, молодой человек вернул сдачу и пиво, после чего продавец вернула ему обратно деньги.

Как следует из объяснений гражданина Д. от 13.02.2019, он в этот же день проходил мимо магазина по адресу: ул. Бабикова, д. 7, и решил зайти, чтобы купить пиво. Пиво, стоимость 64 руб.  он поставил на прилавок. Продавец пробила чек, после чего, гражданин Д. передал 500 руб. одной купюрой, продавец дала сдачу 436 руб., пояснил, что забрал с прилавка банку пива, которую продавец не вскрыла и пошел к выходу.

Установив, что ООО «Шулавери» 13.02.2019 в 23 час. 47 мин. в принадлежащей Обществу закусочной, расположенной по адресу: <...>, (договор аренды от 11.06.2014) в нарушение лицензионных требований установленных законодательством об алкогольном регулировании осуществляло реализацию алкогольной продукции (пиво) при оказании услуг общественного питания без вскрытия потребительской тары, а также учитывая, что указанный торговый объект не соответствует требованиям ГОСТ 30389-2013 и, фактически, является магазином с круглосуточным режимом работы, должностным лицом Управления в отношении ООО «Шулавери» вынесено определение № 1548 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования.

По данным обстоятельствам, старшим инспектором по ОП ООПАЗ УОООПиВОИВ УМВД России по Мурманской области в отношении                          ООО «Шулавери» составлен протокол № 1548/АА000493 от 28.03.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.

Пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 раздела 1 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

В соответствии с пунктом 3.9 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, закусочная - это предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров.

Указанным ГОСТ также установлены минимальные требования к предприятиям общественного питания, в том числе ассортиментный перечень, вывеска и прочее.

Факт реализации (розничной продажи) 1 железной банки пива «Сибирская корона крепкое» жел. банка, ем. 0,45 л, креп. 8,3 % ал. по цене 64 руб. (чек ФП 3763712551 от 13.02.2019) без вскрытия потребительской упаковки в принадлежащем Обществу торговом объекте, кроме того, не соответствующего, в нарушение вышеприведенных положений ГОСТ, объекту торговли по оказанию услуг общественного питания (отсутствовал зал обслуживания посетителей; отсутствуют пустые бутылки, что указывает на розничную продажу за единицу товара, а не в розлив; приготовление каких-либо блюд не осуществляется; отсутствует кухня), что свидетельствует об отнесении такого объекта к магазину с круглосуточным режимом работы, подтверждается полученными в ходе осмотра материалами и Обществом не оспаривается.

Таким образом, материалами дела подтверждается (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.02.2019 с приложенной к нему видеозаписью; протокол изъятия от 13.02.2019 с приложенными к нему кассовым чеком и ценником; объяснениями гражданки К. (продавец), гражданина Д. (покупатель);лицензия № 0001419 № 51РПО0000420 от 22.07.2011) и установлено судом, что в нарушение лицензионных требований, а также требований пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ ООО «Шулавери» осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (пиво) в помещении торгового объекта, не обладающего признаками объекта организации общественного питания, а также без вскрытия потребительской тары (упаковки) лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, что образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 14.17 КоАП РФ

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.

Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, Обществу обеспечены.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии доказательств надлежащего извещения Общества. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

В данном случае суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 рассматриваемого Кодекса.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 этого же Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Решая вопрос о привлечении ООО «Шулавери» к административной ответственности, учитывая характер совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые (обратного в материалы дел не представлено), отнесение Общества к субъектам малого предпринимательства, приятие мер по устранению выявленного нарушения, незначительность объема реализованной продукции, суд полагает возможным в рассматриваемом случае произвести замену административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, на предупреждение.

При разрешении вопроса о применении дополнительной меры ответственности, предусмотренной санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

Пунктом 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.

Одновременно с этим, на основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Поскольку, в рассматриваемом случае оснований применения конфискации предметов административного правонарушения с учетом положений, определенных утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 Обзором практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, не имеется, учитывая, что изъятая согласно протоколу изъятия от 13.02.2019 алкогольная продукция,является товаром,находящимся в незаконном обороте, то она, в силу абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, подлежит уничтожению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Шулавери» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.

Изъятая протоколом от 13.02.2019 алкогольная продукция подлежит уничтожению.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                      Карачева А.Е.