АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-3471/2013
20 августа 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 20 августа 2013 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания, улица Папанина дом 14, офис 43, г. Мурманск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области, ул. Софьи Перовской д.25/26, г.Мурманск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным действия, выразившегося в отказе проведении проверки,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 01.11.2012;
от ответчика – ФИО2 – по доверенности от 05.08.2013 №18-16/2193;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее – заявитель, ООО «ЖЭК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция), выразившегося в отказе проведении проверки.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что считает действие Инспекции, выразившееся в отказе Обществу в проведении проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по выбору ООО «ЖЭК» в качестве управляющей организации затронуло права и законные интересы ООО «ЖЭК», а именно создало препятствие по заключению договоров поставки коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям и соответственно, создало препятствия к осуществлению ООО «ЖЭК» деятельности по управлению многоквартирным домом, составной частью (и основной) частью которой является предоставление коммунальных услуг гражданам, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, заявил отказ от требований в части взыскания судебных расходов.
Представитель ответчика требования не признал, в судебном заседании, а также в отзыве на заявление указал, что в письме ООО «ЖЭК» сведений о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, установленных статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) не содержалось, соответственно обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Кроме того, без заявления собственника помещения в многоквартирном доме, Инспекция в силу пункта 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ не вправе вмешиваться в деятельность общего собрания собственников.
Как следует из материалов дела, 17.04.2013 ООО «ЖЭК» направило письмом от 16.04.2013 №5033 в Инспекцию заявление, в котором просило провести внеплановую документарную проверку правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома №21 по пр. Ленина в г. Мурманске на общем собрании таких собственников решения о выборе ООО «ЖЭК» в качестве управляющей организации. В обоснование своего заявления Общество указало на то, что по итогам собрания, проведенного в форме заочного голосования в период с 09.01.2013 по 20.01.2013, оформленного протоколом от 20.01.2013, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: пр. Ленина дом 21 приняли решение об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО «Октябрьское ЖЭУ» в связи с неисполнением управляющей организацией условий договора управления, о выборе в качестве управляющей организации ООО «ЖЭК», об утверждении договора управления и заключения собственниками договора управления многоквартирного дома, о чем собственники помещений сообщили ООО «Октябрьское ЖЭУ» путем направления уведомления.
Во исполнение договора по условиям законодательства ООО «ЖЭК» обязано заключить договоры о приобретении коммунальных услуг. Обществом были направлены соответствующие заявки в ресурсоснабжающие организации, однако в своих ответах на заявки ресурсоснабжающие организации со ссылкой на пункт 9 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124, указали, что для рассмотрения заявки о включении многоквартирного дома в договор энергоснабжения необходимо представить документ, подтверждающий проверку Государственной жилищной инспекции Мурманской области соблюдения требований законодательства Российской Федерации при принятии собственниками помещений многоквартирного дома о выборе ООО «ЖЭК» в качестве управляющей компании.
Письмом от 17.05.2013 №18-19/1063 Государственная жилищная инспекция сообщила, что обращение ООО «ЖЭК» не может являться основанием для проведения проверки правомерности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №21 по пр. Ленина в г. Мурманске, поскольку юридическое лицо вправе просить органы государственного жилищного надзора о проведении проверки лишь в том случае, если жилое помещение находится в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении данного юридического лица, а сведений о наличии в собственности ООО «ЖЭК» жилых и нежилых помещений в доме №21 не представлено. Кроме того, законодательством не предусмотрено проведение проверок по заявлениям юридических лиц, являющихся субъектами проверки.
Не согласившись с указанным действием Инспекции, выразившемся в отказе ООО «ЖЭК» в проведении проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным данного действия.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворениями по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом действия государственного органа необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие действия закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.12.2011 №723-ПП утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Мурманской области (Порядок № 723-ПП).
Согласно пункту 3 Порядка региональный государственный жилищный надзор на территории Мурманской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией области.
Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами Государственной жилищной инспекции Мурманской области, являющимися государственными жилищными инспекторами (далее - должностные лица).
В силу пункта 6 Порядка N 723-ПП осуществление регионального государственного жилищного надзора, организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей производится с соблюдением требований Закона № 294-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Таким образом, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом.
Под фактами нарушения понимаются некие обстоятельства, с которыми связываются возникновение, изменение, прекращение правоотношений, несоответствующие некому установленному порядку и соответственно, влекущие нарушения прав и законных интересов любого лица.
Вместе с тем, ООО «ЖЭК» в своем обращении в Инспекцию не указывает на какие-либо нарушения к порядку принятия собственниками помещений многоквартирного жилого дома №21 по пр. Ленина в г. Мурманске решения о выборе управляющей организации (ООО «ЖЭК») в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, а фактически просит подтвердить легитимность выбора собственников помещений по выбору данной организации в качестве управляющей компании.
Согласно представленному протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: пр. Ленина дом 21, г. Мурманск от 20.01.2013, проведенного путем заочного голосования ООО «ЖЭК» выбрано в качестве управляющей организации. 01.02.2013 между ООО «ЖЭК» и собственником помещения заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому организация обязана приступить к управлению домом с 01.02.2013. Уведомление о расторжении договора с предыдущей управляющей компанией направлено 25.01.2013.
Протокол общего собрания в суд обжалован не был и доказательств тому не представлено. Напротив, внеплановой проверкой Инспекции по обращению собственника помещения в спорном доме установлено отсутствие нарушений по порядку выбора ООО «ЖЭК» в качестве управляющей организации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом указываются, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 № 1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон.
Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, с момента принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома о выборе новой управляющей компании, ООО «ЖЭК» являлось правомочной управляющей организацией многоквартирного дома №21 по пр. Ленина в городе Мурманске, пока иное не установлено в предусмотренном законом порядке.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).
В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее – Правила).
Согласно пункту 4 Правил управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключённым товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Ссылка заявителя на то, что непроведение Инспекцией проверки нарушает их права и законные интересы, выражающиеся в невозможности заключить договор поставки коммунальных ресурсов, не основана на принципах действующего законодательства и противоречит его нормам.
Ссылка на пункт 9 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, которым определено, что в случае представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одно и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами), не может быть принята судом во внимание. В данном случае на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома №21, г. Мурманска выбран способ управления многоквартирными домами и конкретная управляющая организация, следовательно, основания для отказа в заключении договора на поставку коммунальных ресурсов, в силу пункта 9 указанных Правил у соответствующих ресурсоснабжающих организаций отсутствовали. Ответ ОАО «Колэнергосбыт» от 19.02.2013 №02/3-03-2/2855 либо отказ иной ресурсоснабжающей организации в заключении договора не является предметом настоящего спора, не входит в предмет проверки, которую просило провести ООО «ЖЭК» и служит самостоятельным основанием для обжалования в случае нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проведение Инспекцией по обращению управляющей организации проверки, направленной на подтверждение факта правомерности выбора этой же организации собственниками помещений многоквартирного дома в качестве управляющей организации при указанных обстоятельствах не предусмотрено законодательством. Выбор ООО «ЖЭК» в качестве управляющей организации не оспорен ни собственниками, ни другими заинтересованными лицами, доказательств нарушения прав ООО «ЖЭК» путем выбора данной организации в качестве управляющей, заявитель не представил, в своем обращении в инспекцию не заявил. Отказ инспекции в проведении проверки в настоящем случае никак не нарушает права и законные интересы Общества, не препятствует ему в осуществлении его деятельности.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем действие инспекции не противоречит требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов принимается судом, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь статьями 49, 150, 151, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
принять отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов в сумме 15 000 руб.
Производство по делу №А42-3471/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области, выразившегося в отказе проведении проверки в части взыскания судебных расходов в сумме 15 000 руб. прекратить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области, выразившегося в отказе проведении проверки отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области
Судья Е.А. Зыкина