АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Мурманск, 183038, ул. Книповича, 20
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
город Мурманск Дело № А42-3517/2019 «18» октября 2019 года
Резолютивная часть решения вынесена 11.10.2019.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калдиной К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО город Заозерск (ул. Генерала Чумаченко, д. 4, г. Заозерск, Мурманская область, 184310, ОГРН 1025100805234, ИНН 5115300120) к Отделу № 7 Управления Федерального казначейства по Мурманской области (ул. Строительная, д. 22, г. Заозерск, Мурманская область, 184310) о признании незаконными действий, при участии представителей: от заявителя - по доверенности Водонаева Е.В., Милешичева У.Н., от ответчика - по доверенности Вихарева М.В.,
установил:
Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО город Заозерск (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Отделу № 7 Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - ответчик, УФК) о признании незаконными действий по отказу в перечислении денежных средств по заявкам Управления на кассовый расход, оформленные протоколами от 27.03.2019 № ПРТ4900-776333, № ПРТ4900-776329, № ПРТ4900776337, №ПРТ4900-776349, № ПРТ4900-777034, №ПРТ4900-777023, № ПРТ4900-777041, №ПРТ4900-776344, № ПРТ4900-776343, № ПРТ4900-776335, № ПРТ4900-776331, № ПРТ4900-776327, № ПРТ4900-776346, № ПРТ4900-776347, № ПРТ4900-776341, № ПРТ4900-777039, № ПРТ4900-777019, № ПРТ4900-777025, № ПРТ4900-777027, № ПРТ4900-777029, № ПРТ4900-777035, № ПРТ4900-777021, № ПРТ4900-776308, № ПРТ4900-776305, № ПРТ4900-776302, № ПРТ4900-776306.
В обоснование требований заявитель сослался на осуществление им функций главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций и учреждений образования и культуры, являющихся получателями бюджетных средств. Управлением были представлены в Отдел заявки на перечисление денежных средств на выплату заработной платы по коду вида расходов 611 "субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)". В соответствии с имеющимися соглашениями "О порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг" и установленными к ним графиками перечисления субсидий, перечислению подлежали денежные средства, предназначенные только для выплаты заработной платы.
Ответчик представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения требований указав на правомерность аннулирования заявок на кассовый расход, в связи с приостановлением операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации ЗАТО г. Заозерск, включая лицевые счета её структурных подразделений в соответствии с положениями пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в виду неисполнения требований исполнительных документов в течение трех месяцев.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 04.10.2019 объявлялся перерыв до 11.10.2019.
В судебном заседании стороны поддержали позиции изложенные в заявлении (с учетом уточнений) и отзыве.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в соответствии с Соглашением об осуществлении УФК по Мурманской области отдельных функций по исполнению бюджета ЗАТО г. Заозерск Мурманской области при кассовом обслуживании исполнения бюджета УФК по Мурманской области от 03.05.2018, заключенным между УФК по Мурманской области и Администрацией ЗАТО г.Заозерска, УФК по Мурманской области осуществляет: открытие и ведение лицевых счетов для учета операций со средствами участников бюджетного процесса; проведение кассовых операций со средствами участников бюджетного процесса, в том числе прием проверку и исполнение представленных платежных и иных документов; обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнение представленных в УФК по Мурманской области исполнительных листов, судебных приказов и решений налоговых органов, о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета; в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) вправе приостанавливать проведение кассовых операций по исполнению бюджета.
27.03.2019 для осуществления кассовых выплат в Отдел № 7 УФК по Мурманской области по месту обслуживания Управлением были направлены заявки №№ УО000024, 1609, УО000025, 1610, УО000026, УО000023, 1611, 1614, 1612, 1613, 1607, 1608 на кассовый расход для оплаты субсидий для выполнения муниципального задания по коду вида расходов 611; заявки №№ 1422, 1423, 1424 на кассовый расход для ежемесячных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей по коду вида расходов 313; заявки №№ 1793, 1794, 1795, 1796, 1797, 1798, 1799 на кассовый расход для ежемесячных жилищно-коммунальных выплат детям сиротам по коду вида расходов 321; заявки №№ 1830, 1831 на кассовый расход для зачисления компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях по коду вида расходов 321; заявки №№ 1832, 1833 на кассовый расход на оплату банковских услуг по зачислению денежных средств на счета физических лиц по коду вида расходов 244.
Протоколами от 27.03.2019 № ПРТ4900-776333, № ПРТ4900-776329, №ПРТ4900776337, №ПРТ4900-776349, № ПРТ4900-777034, №ПРТ4900-777023, №ПРТ4900-777041, №ПРТ4900-776344, № ПРТ4900-776343, № ПРТ4900-776335, № ПРТ4900-776331, № ПРТ4900-776327, № ПРТ4900-776346, № ПРТ4900-776347, № ПРТ4900-776341, № ПРТ4900-777039, № ПРТ4900-777019, № ПРТ4900-777025, № ПРТ4900-777027, № ПРТ4900-777029, № ПРТ4900-777035, № ПРТ4900-777021, № ПРТ4900-776308, № ПРТ4900-776305, № ПРТ4900-776302, № ПРТ4900-776306 вышеуказанные заявки на кассовый расход Отделом № 7 аннулированы в виду того, что лицевой счет 03493370050 заблокирован.
Считая действия Отдела по аннулированию вышеперечисленными протоколами заявок на кассовый расход незаконными и нарушающими права Управления, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав позиции сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
Согласно решения Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск "Об утверждении структуры Администрации ЗАТО г. Заозерск" от 31.10.2017 № 64-3628 (в редакции решения Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от 20.09.2018 № 85-3746 "О внесении изменений в решение Совета депутатов ЗАТО г. Заозерск от 31.10.2017 № 64-3628 "Об утверждении структуры Администрации ЗАТО г. Заозерск") Управление образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО город Заозерск входит в структуру Администрации ЗАТО г.Заозерск и является самостоятельным структурным подразделением Администрации ЗАТО г. Заозерск с правом юридического лица.
Управление финансируется из бюджета ЗАТО г. Заозерск за счет средств муниципального образования ЗАТО г. Заозерск и межбюджетных трансфертов Мурманской области, имеет собственную смету расходов, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального Казначейства по Мурманской области (пункт 1.5 Положения об Управлении).
На основании пункта 3.1.8 Положения об Управлении заявитель осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных муниципальных организаций и учреждений образования и культуры, являющихся получателями бюджетных средств.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы по денежным обязательствам казенного учреждения - должника, осуществляется в соответствии с главой 24.1 БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых на исполнение в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета соответствующего должника.
На исполнении в УФК по Мурманской области находятся следующие исполнительные документы в отношении должника - Администрации ЗАТО г.Заозерск:
- исполнительный лист ФС № 026911523, выданный по делу № А42- 6747/2017 о взыскании с Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России задолженности в размере 34 706 040,45руб., а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Администрации ЗАТО г. Заозерск;
- исполнительный лист ФС № 026916969, выданный по делу № А42-7653/2018 о взыскании с Администрации ЗАТО г. Заозерск в пользу ООО "Жилищно-эксплуатационный участок-1" задолженности в размере 2166071,89руб.;
- исполнительный лист ФС № 026916970, выданный по делу № А42-7650/2018 о взыскании с Администрации ЗАТО г. Заозерск в пользу ООО "Жилищно-эксплуатационный участок-2" задолженности в размере 2427466,35руб.;
- исполнительный лист ФС № 012990046, выданный по делу № А42-7464/2015 о взыскании с Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" в пользу АО "РЭУ" задолженности в размере 82 797 815,59 руб., а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Администрации ЗАТО г. Заозерск;
- исполнительный лист ФС № 012991183, выданный по делу № А42-1266/2017 о взыскании с Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" в пользу АО "ГУ ЖКХ" задолженности в размере 72 145 770,11 руб., а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Администрации ЗАТО г. Заозерск.
Положениями пункта 7 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В связи с неисполнением Администрацией ЗАТО г. Заозерск требований исполнительных документов в течение трех месяцев со дня их поступлений, УФК по Мурманской области в соответствии с положениями вышеуказанной статьи, приостановило операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации г. Заозерск, включая лицевые счета ее структурных подразделений, в том числе по расходованию средств по лицевому счету №034933370050 Управления, о чем в адрес заявителя было направлено соответствующее уведомление от 12.03.2019 исх.№ 49-25-23/3699 (получено 25.03.2019).
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
Пункт 7 статьи 242.5 БК РФ так же предусматривает исчерпывающий перечень исключений, по которым операции не приостанавливаются, а именно: по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).
В обоснование требования заявитель ссылается на то, что ответчиком были аннулированы, представленные Управлением в Отдел заявки на кассовый расход на перечисление заработной платы.
01.01.2019 вступил в силу Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок №132н). Порядок применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов).
Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач (пункт 14 раздела III Порядка № 132н).
По элементу вида расходов "244 Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 (пункт 51.2.4.4 Порядка № 132н).
По элементу вида расходов "313 Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление в пользу граждан социальных выплат в виде пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также мер социальной поддержки населения, являющихся публичными нормативными обязательствами (пункт 51.3.1.3 Правил № 132н).
В соответствии с пунктом 51.3.2.1 вышеуказанного Порядка, по элементу вида расходов "321 Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на выплату гражданам пособий, компенсаций и иных социальных выплат, не отнесенных к публичным нормативным обязательствам соответствующих бюджетов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, направленные на осуществление в пользу граждан социальных выплат.
По элементу вида расходов "611 Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (пункт 51.6.1.1 Порядка № 132н).
С учетом изложенного, поскольку Управление является структурным подразделением Администрации ЗАТО г. Заозерск, в отношении которого имеются неисполненные исполнительные документы, а указанные в заявках на кассовый расход коды вида расходов не подпадают под исключения установленные пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ по которым операции по расходу средств на счете не приостанавливаются, то ответчик правомерно аннулировал поданные заявки в виду блокировки лицевого счета.
Наличие заключенных Управлением соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), на основании которых до подведомственных заявителю учреждений (детские сады, школы и т.д.) доводятся лимиты по 611 коду вида расхода, являющегося субсидией на финансовое обеспечение муниципального задания, включающего, в том числе выплату заработной платы и начислений на выплаты заработной платы, не свидетельствуют о незаконности действий ответчика, поскольку из направленных заявок на кассовый расход невозможно установить, что перечисление денежных средств предполагалось именно на оплату труда, а не иные операции с денежными средствами.
Установленная дата выплаты заработной платы 5 числа месяца следующего за отчетным, также не свидетельствует о том, что заявки, поданные 27.03.2019 представлены на перечисление денежных средств исключительно на выплату заработной платы. Каких-либо пояснений к заявкам на кассовый расход Управлением не прилагалось; планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в УФК не представлялись.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что в настоящее время осуществление выплат заработной платы сотрудникам подведомственных Управлению учреждений осуществляется иным способом, минуя направление заявок на кассовый расход по счету 03493370050.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ответчика по аннулированию заявок на кассовый расход соответствуют положениям бюджетного законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности; оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья Карачева А.Е.