ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3623/19 от 17.06.2019 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Академика Книповича, д. 20, г.Мурманск, Мурманская область , 038

e-mail: murmansk.info@arbitr.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

(мотивированное)

город Мурманск                                                                               Дело № А42-3623/2019

«23» июня 2019 года       

Резолютивная часть решения вынесена 17.06.2019.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению прокурора г.Мончегорска Мурманской области (ул. Комсомольская набережная, д. 52/9, г.Мончегорск, Мурманская область, 184511) к обществу с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» (ул. Ригачина (р-н Зарека), д. 22, кв. 9, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185005, ОГРН 1121001005960, ИНН 1001258928) о привлечении к административной ответственности,

установил:

прокурор г. Мончегорска Мурманской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» (далее - Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ).

В обоснование требования заявитель указал на осуществление Обществом лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований выразившихся в осуществлении такого вида деятельности по месту, не указанному в лицензии.

Определение суда от 22.04.2019 о принятии искового заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства 23.04.2019 опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено сторонам по почте.

Согласно почтовым уведомлениям о вручении вышеуказанное определение получено заявителем – 24.04.2019, лицом, привлекаемым к административной ответственности - 26.04.2019.

В установленный судом срок, Общество представило отзыв, в котором с требованием не согласилось, указав на отсутствие события правонарушения полагая, что работы по проведению дезинсекции и дератизации в образовательных учреждениях не требуют специального разрешения (лицензии).

Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

17.06.2019 судом принято решение путем подписания его резолютивной части, которая размещена на сайте суда в сети Интернет 18.06.2019.

20.06.2019 от прокурора поступило заявление об изготовлении мотивированного решения по настоящему делу.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением, прокуратурой проведена проверка в отношении ООО "КарелДезСервис" по соблюдению требований законодательства при оказании расположенным на территории города Мончегорска Мурманской области образовательным организациям услуг по дезинфектологии (дезинфекции, дезинсекции и дератизации), в ходе которой установлено следующее.

Общество имеет лицензию № ЛО-10-01-001017 от 21.04.2016 на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 22, кв. 9 (т. 1 л.д. 39-41).

По результатам проведенного МКУ "Управление экономического развития города Мончегорска" электронного аукциона (закупка № 0349300057118000333, т.1 л.д. 52-57) Обществом, как победителем аукциона, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены гражданско-правовые договоры с семнадцатью образовательными организациями г. Мончегорска (Заказчики) на оказание услуг по дератизации, дезинсекции и обследованию объекта:

- договор от 24.01.2019 № 0349300057118000333-3 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Аркадия Ваганова";

- договор от 29.01.2019 № 0349300057118000333-0127942-02 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа № 5 имени О.И. Семёнова-Тян-Шанского";

- договор от 28.01.2019 № 0349300057118000333-0231688-02 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Общеобразовательная школа № 7";

- договор от 30.01.2019 № 0349300057118000333-0091016-01 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением английского языка";

- договор от 28.01.2019 № 0349300057118000333-0091044-02 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова";

- договор № 0349300057118000333-0091912-01 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Общеобразовательная школа №14";

- договор № 0349300057118000333-0178082-02 с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Лицей имени В.Г. Сизова";

- договор от 29.01.2019 № 02к/2019 с Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 5 комбинированного вида";

- договор от 29.01.2019 №189/к-19 с Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 10 присмотра и оздоровления";

- договор от 30.01.2019 № 114 с Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 19";

- договор от 28.01.2019 № 10-2019 с Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 20 общеразвивающего вида";

- договор от 29.01.2019 № 2-Д/19 с Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 25 компенсирующего вида";

- договор от 28.01.2019 № 08-2019 с Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 27 комбинированного вида";

- договор от 28.01.2019 № 02/19 с Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 28 комбинированного вида";

- договор от 30.01.2019 № 02-19 с Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад № 29 присмотра и оздоровления";

- договор от 28.01.2019 № 0349300057118000333-0217156-01 с Муниципальным бюджетным учреждением "Центр ресурсного обеспечения учреждений образования, культуры, физической культуры города Мончегорска".

Во исполнение принятых на себя договорных обязательств ООО "КарелДезСервис" в период с января по 28.03.2019 оказаны вышеперечисленным организациям услуги по дератизации, дезинсекции и обследованию объектов. Заказчиками, в свою очередь, оказанные услуги приняты без возражений и оплачены.

С целью выяснения наличия у Общества лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории г. Мончегорска, полагая, что оказываемые во данным договорам услуги подлежат лицензированию, прокуратурой направлен запрос  № 384ж-2019 от 01.04.2019 в Министерство здравоохранения Мурманской области (т. 1 л.д. 42).

Письмом от 05.04.2019 № 08-08/2795-ЛУ Министерство здравоохранения Мурманской области сообщило, что 23.11.2018 от Общества поступило уведомление о начале осуществления медицинской деятельности на территории г.Мурманска с приложением копии лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения, вместе с тем, иных документов, необходимость представления которых установлена положениями пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 957 от 21.11.2011 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", для внесения изменений в реестр лицензий, ООО "КарелДезСервис" не представлялось, и до настоящего времени лицензия не переоформлялась (т. 1 л.д. 43-43а).

Считая, что оказываемые Обществом услуги по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинсекции и дератизации, являются санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятиями, включенными в понятие "медицинская деятельность", на осуществление которых требуется лицензия, а также установив, что Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности на территории г. Мончегорска - по адресу не указанному в лицензии, выданной Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, прокурором 09.04.2019 в отношении ООО "КарелДезСервис" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) определено, что лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с положениями пункта 46 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 2 вышеуказанной статьи Закона № 99-ФЗ, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено Положением о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение № 291).

В силу пункта 3 Положения № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, изложенном в приложении к Положению № 291 содержатся, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Дератизация - это комплекс мероприятий по истреблению или снижению численности грызунов. Дератизация включает в себя организационные, инженерные, технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия с целью предотвращения заселения объектов, природных станций грызунами либо поддержания их численности на приемлемом уровне (пункт 2.6.2 ГОСТ Р 56994-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2016 № 748-ст).

Пунктом 2, ранее действовавшего, "Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 688 (в редакции постановления Правительства РФ от 20.06.2001 №474), устанавливалось, что проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ осуществляется юридическими лицами независимо от организационно - правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения лицензионных органов.

Однако, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 501 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2001 № 474 в части "Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ".

Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ (в редакции от 30.03.1999) предусматривалось, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов деятельности:

- производство и реализация лекарственных, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, медицинских иммунобиологических препаратов, предметов гигиены и санитарии,

-... оказание медицинских, фармацевтических и коммунально-бытовых услуг, работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Статьей 46 Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" пункт 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ изложен в новой редакции, а именно, представляющими потенциальную опасность для человека видами деятельности, требующими выдачи лицензии, определены "производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; медицинская и фармацевтическая деятельность", а проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, содержавшееся в пункте 2 статьи 40 редакции Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999, исключено.

Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" из пункта 2 статьи 40 Закона № 52-ФЗ исключено два вида деятельности: производство табачных изделий (абз. 3) и производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств (абз. 5).

Аналогично пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 31 признано утратившими силу и постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 501 "Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств".

Таким образом, действовавшее с 1996 года санитарно-эпидемиологическое законодательство устанавливало лицензирование таких видов работ, как "производство и реализация дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, осуществляемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями" и "проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ лицами независимо от организационно - правовой формы". Однако, с 2002 года было исключено требование о лицензировании "проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ лицами независимо от организационно - правовой формы", а с 2007 года - "производство и реализация дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, осуществляемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями".

В соответствии с Законом № 52-ФЗ, "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 разработаны  санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 № 4757), которыми установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг. Санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.

При этом, раздел 3 СП 3.5.1378-03, регулирующий деятельность по дезинфектологии, не содержит требований о наличии лицензии у организаций, оказывающий услуги по дезинфектологии, составной частью которых являются работы (услуги) по дератизации.

Не содержат таких требований и "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" СП 3.5.3.3223-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 № 58 (зарегистрированы в Минюсте России 26.02.2015 № 36212), пункт 4.3 которых предписывает лишь, что лица, осуществляющие дератизационные работы, обязаны иметь профессиональную подготовку и повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет.

Дератизационные мероприятия в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 СП 3.5.3.3223-14 проводятся как в природной среде, так и на территориях городских и сельских поселений, а также в жилых и общественных зданиях, предприятиях, организациях, на объектах транспорта.

Исходя из требований пунктов 1.2, 3.1 - 3.3 и 3.20 СП 3.5.3.3223-14 дератизацию обеспечивают: органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; юридические лица; индивидуальные предприниматели; граждане.

Согласно пункту 3 Положения № 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании... санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи... в медицинских целях.

Обществу вменяется осуществление работ по дератизации и дезинсекции в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории г.Мончегорска, по адресу не указанному в лицензии, выданной на осуществление медицинской деятельности.

Пунктом 1 приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 № 28321) (далее - приказ Минздрава РФ № 121н) предусмотрено, что настоящие Требования устанавливаются... и применяются в целях лицензирования медицинской деятельности.

Пунктами 2, 3 приказа Минздрава РФ № 121н установлено, что работы (услуги) по дезинфектологии (составной частью которых являются работы (услуги) по дератизации) организуются и выполняются при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара, в стационарных условиях, при санаторно-курортном лечении.

Таким образом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи (первичной, врачебной и специализированной, медико-санитарной, специализированной, включая высокотехнологичную, при санаторно-курортном лечении) отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию.

При осуществлении же дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, вне медицинских учреждений, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Указанное согласуется с письмом Минздрава России от 27.02.2018 № 27-3/3008543-81 "О получении лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении дезинфекционных работ".

При этом, соблюдение установленных требований санитарно-эпидемиологических правил предотвращает причинение вреда жизни и здоровью граждан.

То есть, в рассматриваемом случае, качество и безопасность оказываемых услуг достигается при соблюдении требований санитарно-эпидемиологических правил, а не условий лицензирования. В свою очередь, в соответствии с п. 1.4. СП 3.5.1378-03 контроль за выполнением указанных санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Доказательств того, что Общество по адресу не указанному в лицензии оказывало услуги по дератизации и дезинсекции в медицинских учреждениях и в медицинских целях, в материалах дела не имеется. Наоборот, из представленных суду материалов следует, что услуги по дератизации и дезинсекции ООО "КарелДезСервис" оказывало в соответствии с заключенными по результатам электронного аукциона договорами в образовательных учреждениях г.Мончегорска.

Наличие у ООО "КарелДезСервис" лицензии на осуществление медицинской деятельности на территории Республики Карелия по дезинфектологии именно при оказании медицинской помощи, не свидетельствует о том, что все оказываемые Обществом услуги подлежат лицензированию.

Определение Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 по делу № А23-840/2016 не носит преюдициального значения, поскольку судом были установлены иные фактические обстоятельства по рассмотренному делу.

Поскольку в рассматриваемом случае законодательством не установлено требование о наличии лицензии при осуществлении деятельности по дезинсекции и дератизации вне рамок оказания медицинской помощи, и не являющейся медицинскими услугами, то суд приходит к выводу об отсутствии события вменяемого Обществу правонарушения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявления прокурора г. Мончегорска Мурманской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КарелДезСервис» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Сторонам разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Судья                                                                                                     Карачева А.Е.