ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3656/09 от 05.11.2009 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-3656/2009

«12» ноября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе:

судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания судьёй

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Кольская горно-металлургическая компания»

к таможенному посту двухполосного автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск»

Мурманской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 – дов.№ 1186 от 12.12.2008

от ответчиков – ФИО2 – дов.№ 25-19/14996 от 31.07.2009

от иных участников процесса – нет

установил:

открытое акционерное общество «Кольская горно-металлургическая компания» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к таможенному посту двухполосного автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск» (далее – Таможенный пост, ответчик) о признании незаконными действий по сокращению времени приёма грузовых таможенных деклараций и грузов.

В ходе судебного разбирательства Обществом уточнён предмет спора, согласно которому заявитель дополнительно просит признать незаконными действия по выдаче подтверждения о приёме грузовых таможенных деклараций с превышением установленного периода времени выдачи таких подтверждений.

В обоснование заявленных требований Общество считает, что приём грузовых таможенных деклараций и грузов должен осуществляться до 23 часов, а выдача подтверждения о приёме грузовой таможенной декларации в течение 10 минут, тогда как в действительности приём ведётся до 16 часов, а подтверждения выдаются более 2-х часов.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования Общества по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему (л.д.71, 72, 129-131 т.1, л.д.1-3, 9, 10 т.2).

Определением суда от 17.07.2009 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечена Мурманская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Мурманская таможня, ответчик) (л.д.69, 70 т.1).

Представитель ответчиков в судебном заседании и письменном отзыве на заявление (л.д.61, 62 т.1) требования Общества не признал и полагает, что в их удовлетворении следует отказать, так как режим работы Таможенного поста определён в соответствии с требованиями трудового законодательства и законодательства о гражданской службе, а ссылки заявителя о непринятии деклараций и грузов в установленное время и несвоевременной выдаче подтверждений носят голословный характер.

Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в адрес таможенного брокера Общества – закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт» (л.д.135-144 т.1) поступило уведомление Таможенного поста от 13.02.2009 № 23-34/29 об изменении графика работы отдела таможенного оформления и таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров, в соответствии с которым приём грузовых таможенных деклараций будет осуществляться с 9 часов 00 минут до 16 часов 00 минут с понедельника по пятницу (л.д.28 т.1).

Общество относительно такого графика работы Таможенного поста обратилось в Мурманскую таможню (л.д.21, 22 т.1), которая письмом от 28.04.2009 № 25-18/8308 сообщила, что режим работы Таможенного поста составляет с 9 часов 00 минут до 17 часов 30 минут (для женщин – 16 часов 30 минут). Время отдыха и питания с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут (л.д.23, 24 т.1).

Полагая, что таможенное оформление товаров должно осуществляться до 23 часов 00 минут, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать действия ответчиков незаконными.

Кроме того, Общество дополнительно заявило требование о признании действий ответчиков незаконными по несвоевременной выдаче подтверждений о приёме грузовой таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 62 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Таможенного кодекса Российской Федерации прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов.

Таможенные органы обязаны представлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 406 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений.

Согласно пункту 1 статьи 407 Таможенного кодекса Российской Федерации время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учётом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, из приведённых норм следует, что пункт пропуска через границу и таможенный пост – это не одно и тоже. При этом прибытие товаров и транспортных средств осуществляется в пунктах пропуска через границу, а их таможенное оформление – на таможенных постах. Однако рассматриваемые посты не всегда могут совпадать по месту своего нахождения, в тоже время, и в том и в другом случае указанные действия осуществляются во время режима работы таможенных органов, устанавливаемого начальником соответствующего таможенного органа, но в соответствии с законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством о государственно-гражданской службе).

Двухполосный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск» является автомобильным пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации (л.д.117-136 т.2), а Таможенный пост является структурным подразделением Мурманской таможни. Следовательно, на что справедливо ссылаются ответчики, Таможенный пост выполняет функции поста, в регионе которого находится пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, одновременно выступая таможенным постом, расположенным вне автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск», созданного в целях исполнения функций внутреннего таможенного органа, в том числе по таможенному оформлению и контролю.

В рамках вышеприведённых норм и в целях определения режима работы сотрудников Таможенного поста на различных постах, приказом Мурманской таможни от 25.07.2007 № 547 утверждён Служебный распорядок Мурманской таможни (л.д.108-116 т.2), в соответствии с которым для гражданских служащих, несущих службу на автомобильном пункте пропуска «Борисоглебск», установлен режим работы с 9 часов 00 минут до 23 часов 00 минут. Для гражданских служащих Таможенного поста как внутреннего таможенного органа, находящегося на пятидневной рабочей неделе с понедельника по пятницу, режим работы составляет с 9 часов 00 минут до 17 часов 30 минут, что в суммовом выражении составит 38 часов 45 минут в неделю с учётом установленного этим же Приказом временем отдыха и питания с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут (л.д.113 т.2).

Последнее положение Служебного распорядка Мурманской таможни, которое по существу оспаривается заявителем, полностью соответствует требованиям статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 45 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которыми нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Подводя итог вышеизложенному, прибытие товаров и транспортных средств может быть осуществлено с 9 часов 00 минут до 23 часов 00 минут во время работы сотрудников Таможенного поста на автомобильном пункте пропуска «Борисоглебск», а таможенное оформление товаров и транспортных средств – с 9 часов 00 минут до 17 часов 30 минут во время работы Таможенного поста как внутреннего таможенного органа.

Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоблюдении ответчиками указанных режимов прибытия грузов и принятия грузовых таможенных деклараций, заявителем не представлено.

Представленные заявителем в материалы дела анализ использования легкового автомобиля, контракты с контрагентами, списки таможенных приходных ордеров и грузовых таможенных деклараций, таможенные приходные ордера, договор об организации перевозок и документы по его исполнению (л.д.25-27, 29-45, 73-117 т.1, л.д.15-105 т.2) не имеют отношения к предмету спора, поскольку касаются отношений Общества со своим таможенным брокером и контрагентами.

Служебные записки работника закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт» от 15.06.2009, 15.09.2009 и 22.10.2009, в которых данный работник описывает незаконные действия Таможенного поста, не могут являться доказательствами по делу в силу части 2 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой не принимаются документы, содержащие оценку деятельности лица, участвующего в деле, а потому такие документы не приобщаются к материалам дела. В тоже время, поскольку данные документы в материалах дела имеются, то приведённая норма законодателя судом применяется при оценке этих документов.

Не меняет документального положения заявителя и письмо Таможенного поста от 13.02.2009 № 23-34/29, поскольку вынесено в отношении иного лица – закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт», а также, учитывая заявленный Обществом предмет спора – оспаривание действий, то есть конкретных событий непринятия деклараций и грузов, тогда как указанное письмо Таможенного поста не оспаривается.

Каких-либо действий, направленных на инициирование административного реагирования на факты уклонения Таможенного поста от принятия грузов и деклараций в установленный по настоящему делу период времени, заявителем не предпринималось, что по умолчанию означает отсутствие таких фактов.

Напротив, Таможенным постом в материалы дела представлен свой реестр учёта деклараций, поданных Обществом в период с 27.07.2007 по 14.09.2009, согласно которому декларации принимались и за пределами установленного по настоящему делу временного ограничения таможенного оформления – 17 часов 30 минут (л.д.141-147 т.2).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявитель не доказал фактов непринятия грузовых таможенных деклараций в период с 9 часов 00 минут до 17 часов 30 минут и грузов – с 9 часов 00 минут до 23 часов 00 минут, а потому позиция ответчиков о голословности доводов Общества нашла своё подтверждение.

Кроме того, как справедливо заметили ответчики, Общество при намерении ускорить процесс прохождения грузов и его таможенного оформления вправе предпринять и иные действия.

Так, согласно пункту 2 статьи 62 Таможенного кодекса Российской Федерации по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со статьями 406 и 407 настоящего Кодекса.

В свою очередь, статья 406 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет, что по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться в других местах.

Схожая воля законодателя закреплена и в пункте 2 статьи 407 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа. Такой подход соответствует пункту 1 этой же статьи, где время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учётом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Реализация рассматриваемых возможностей важна для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку спасает их от штрафов за простой транспортных средств (на что и апеллирует заявитель), порчи скоропортящихся грузов и т.п.

Таким образом, Общество вправе ходатайствовать перед Мурманской таможней об изменении как места таможенного оформления грузов, то есть на автомобильном пункте пропуска «Борисоглебск», так и времени работы самого Таможенного поста по таможенному оформлению грузов. Однако такая инициатива Обществом также не проявлялась.

По причине отсутствия какого-либо документального обоснования является также необоснованным другое требование Общества о несвоевременной выдаче Таможенным постом подтверждений о приёме грузовых таможенных деклараций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Мурманской таможни соответствуют таможенному законодательству, оснований для предъявления к ней требований у Общества не имелось, а потому в удовлетворении заявления Общества в данной части следует отказать.

Касательно требований Общества к таможенному посту двухполосного автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск», по мнению суда, производство по делу подлежит прекращению в связи со следующим.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Таможенный пост является структурным подразделением Мурманской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы, а потому не является юридическим лицом и не может являться самостоятельным участником арбитражного процесса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах производство по делу в части требований, предъявленных Обществом к Таможенному посту, подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в части требований к Мурманской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы в удовлетворении заявления отказать.

В части требований к таможенному посту двухполосного автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск» производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Б.Варфоломеев