ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3857/16 от 25.10.2016 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск      Дело № А42-3857/2016

«25» октября 2016 года

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Евтушенко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черных Ж.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139) ул. Свердлова,       д. 39, г. Мурманск

к государственному учреждению – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025100836166, ИНН 5191120200) пр. Кольский, д. 156, г. Мурманск (филиал № 1 государственного учреждения – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес места нахождения филиала:                     г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26)

о признании недействительным решения № 20осс от 05.05.2016

при участии в заседании представителей:

заявителя - Колесникова Д.М., дов. № 07/06-2016 от 11.01.2016, Новиковой Е.А.,     дов. № 07/43-2016 от 25.01.2016, Щегловой Е.И., дов. № 07/258-2016 от 13.10.2016

ответчика - Смирновой Ю.С., дов. № 01-21/0512555 то 23.12.2014

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 19.10.2016.

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 25.10.2016.

установил:

Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее – АО «МЭС», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением            к Государственному учреждению - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ, ответчик) о признании недействительным решения от 05.05.2016 №20осс.

В обоснование требований заявитель указал на незаконность не принятия          к зачету расходов по эпизодам, связанным с компенсационными выплатами на погребение и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ответчик представил суду отзыв на заявление, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на положения Федерального закона от 08.12.1995 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»» (далее - Закон     № 8-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 № 25-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи            с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

В порядке статьи49АПК РФ заявитель в ходатайстве от 21.09.2016 уточнил заявленные требования, и просил признать решение МРО ФСС РФ от 05.05.2016 №20осс недействительным в части на сумму 4 630 руб. (1 028 руб. 88 коп. + 3 601 руб. 14 коп.).

В судебном заседании представители заявителя на уточненных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении, ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, приводя доводы, изложенные в отзыве.

Как следует из материалов дела, Филиалом № 1 Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка ОА «МЭС» по двум видам обязательного социального страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, о чем составлен акт от 26.03.2016 № 20осс.  

По результатам рассмотрения Акта проверки вынесено решение от 05.05.2016 №20осс о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения          по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных ОА «МЭС»               с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи            с материнством, не подтвержденных документами, и произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 25 063 руб.74 коп.

Также  по результатам проверки не приняты к зачету расходы по выплате социального пособия на погребение на работников, умерших в 2012 году, выплаченные в размерах, установленных на 2013 и 2014 годы соответственно.

Общество, не согласившись с решением в части не принятия к зачету расходов на погребение и на случай временной нетрудоспособности и в связи                           с материнством, и предложением произвести корректировку суммы расходов            в бухгалтерском учете и отчетности за 2 квартал 2016 года, обратилось                      с соответствующим заявлением в суд.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела,      суд приходит к следующему.

1.Выплата социального пособия на погребение на работников.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, АО «МЭС»        в 2013 и 2014 годах произвело выплаты пособия на погребение работников Общества.

Данные выплаты производились в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее  - Закон №165-ФЗ), согласно пункту 13 части 2 статьи 8 которого социальное пособие на погребение является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии со статьей 10  Закона №8-ФЗ, и в 2012 году составлял 6 321 руб.84 коп., в 2013 году - 6 669 руб.54 коп., в 2014 году -7 003 руб.02 коп.

В 2013 году данные выплаты произведены АО «МЭС» на погребение Божок В.М., умершего 12.10.2012, в сумме 6 669 руб.54 коп., в 2014 году - на погребение Иванова Е.А.,  умершего в октябре 2012 года, в размере 7 003 руб.02 коп.

Указанные выплаты произведены родственникам погибших в размере пособия по состоянию на 2013 и 2014 года соответственно, в связи с тем, что погребение умерших в 2012 году сотрудников было произведено в 2013 и 2014 годах сразу после обнаружения останков.

Доводы ответчика об отсутствии у АО «МЭС» оснований выплачивать пособие в размере, установленном на 2013 и 2014 годы судом не принимаются.

 Представитель ответчика указал в судебном заседании, что  страховым случаем, в связи с наступлением которого появляется обязанность выплатить пособие, является смерть работника, в связи с чем предельный размер пособия на погребение определяется на дату смерти работника и, поскольку в справке, представленной страхователем, дата смерти Божка В.М. указана 12.10.2012, Иванова Е.А - октябрь 2012 года, размеры пособий на погребение должны определяться         на 2012 год.

Между тем, из материалов дела следует, что дата смерти Иванова Е.А. не установлена, в справке о смерти  указан лишь временной период - октябрь 2012 года. 

Статьей 8 Закона № 165-ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в частности, социальное пособие на погребение.

В соответствии с пунктом 13 статьи 8 Закона № 165-ФЗ пособие на погребение является видом страхового обеспечения.

Социальное пособие на погребение организация выдает в случае смерти работника тому, кто понес расходы на погребение умершего. Это могут быть супруг или супруга, близкие родственники, иные лица, похоронившие умершего.

В силу пункта 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения            и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Таким образом, определяющим фактором для решения вопроса о выплате пособия является дата наступления страхового случая. Исключения могут составлять случаи, когда погребение умершего не могло быть произведено на дату смерти фактически (например, в силу неизвестности родственникам факта смерти, неизвестности местонахождения останков и т.п.). На возможность таких изъятий указывает компенсационный характер пособия на погребение, при этом о времени совершения соответствующих действий свидетельствуют документы, подтверждающие понесенные расходы.

Поскольку в настоящем деле погребение умерших не могло быть произведено на дату смерти в 2012 году, в связи с тем, что останки обнаружены в 2013 и 2014 годах, и факт смерти граждан зафиксирован также 2013 и 2014 годах, документами, подтверждающими наступление страхового случая, по мнению суда, являются свидетельства о смерти работников на Божок В.М №457, выданное 01.08.2013,           и на Иванова Е.А №586, выданное 30.09.2014.

Таким образом, страховым случаем, в связи с наступлением которого появляется обязанность выплатить пособие, в настоящем деле является факт погребения умерших, за компенсацией расходов на проведение которого обратились родственники работников АО «МЭС» Божко В.М. и Иванова Е.А., в связи с чем,    при определении предельного размера пособия нужно ориентироваться, в данном случае, не на дату смерти, а на дату погребения.

Пособия на погребение, выплаченные АО «МЭС» родственникам погибших работников, носят компенсационный характер, и направлены на обеспечение прав      и гарантий лиц, понесших расходы на погребение умершего, а также на соблюдение баланса публичных и частных интересов.

С учетом изложенного, не принятие к зачету расходов по выплате социального пособия на погребение в сумме 1 028 руб. 88 коп. является необоснованным.

Требования заявителя по данному эпизоду подлежат удовлетворению.

2.Выплата пособия по временной нетрудоспособности.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, АО «МЭС» производилась выплата пособия по временной нетрудоспособности, при расчете размера которого исчисление среднего заработка произведено из минимального размера оплаты труда с учетом действующего районного коэффициента.

В 2013 году пособие по временной нетрудоспособности выплачено 6 работникам,  в 2014 году -  одному работнику.

МРО ФСС РФ не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3 601 руб. 14 коп., поскольку, по мнению ответчика, неверно взят среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности.

Судом не принимаются доводы ответчика о том, что у АО «МЭС» неверно исчислен размер пособия по временной нетрудоспособности, поскольку районный коэффициент при исчислении пособия применяется не на стадии сравнения среднего заработка, а уже к сумме исчисленного из минимального размера оплаты труда пособия.

В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006          № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи         с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным  законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу        за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности)           у другого страхователя (других страхователей).

В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя       из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются   все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица,                 на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009           № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что заработная плата включает в себя, в том числе, компенсационные выплаты и надбавки за работу в особых климатических условиях.

В силу статьи 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Из статьи 139 ТК РФ следует, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно пункту 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются        с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности     и в связи с материнством районный коэффициент, как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника. В связи с чем, минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, в целях сравнения со средним заработком работника, увеличивается       на соответствующий районный коэффициент.

Учитывая изложенное, ОА «МЭС», проводя сравнение величин среднего фактического заработка работников и минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, обоснованно произвело расчет пособия работникам, в связи с чем непринятие к зачету расходов на выплату социального обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3 601 руб. 14 коп. произведено ответчиком необоснованно.

Требования заявителя по данному эпизоду подлежат удовлетворению.

Заявителем при подаче иска платежным поручением № 48572 от 28.06.2016            в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в сумме             3 000 руб.

На основании статьи 110 АПК РФсудебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области,

р е ш и л:

Требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующим положениям Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ             «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», решение Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 1 от 05.05.2016 № 20 оос        в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 4 630 руб. 02 коп., обязав Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.

Судья                                                                                               О.А. Евтушенко